Стиль во власти
Российские женщины-политики в вопросах стиля ориентируются на Жаклин Кеннеди и Маргарет Тэтчер, которые использовали моду, чтобы расположить к себе граждан своей страны. Но, к сожалению, освоить настоящий power dressing немного сложнее, чем просто надеть костюм и жемчужные бусы.
В Советском Союзе всегда уважали власть, силу и опыт и обесценивали красоту, этикет и утонченность. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев считал, что вооруженные силы и освоение космоса помогут СССР выиграть холодную войну, и даже не предполагал, что нужно уделять время своему внешнему виду, чтобы завоевать уважение зарубежных союзников и повлиять на репутацию страны на международной арене. Тем временем в США мода и гардероб уже были такими же мощными инструментами политической борьбы и агитации, как предвыборные лозунги или встречи с избирателями. Например, Джон Кеннеди всегда носил костюмы, сшитые по индивидуальному заказу, имел огромную коллекцию галстуков, носил золотые часы Rolex и регулярно ходил к барберу. И тот факт, что он обаятельный красавчик, сыграл большую роль в его политической карьере.
На Западе стиль для женщин и вовсе был главным политическим оружием. Первые леди США продумывали свои образы до мелочей, понимая, что каждый светский выход будет детально обсуждаться в международной прессе. Жаклин Кеннеди лучше всех понимала, что она не просто жена президента Америки. Она полноценный политик, который влияет на настроения и симпатии народа. Миллионы женщин следили за тем, как Кеннеди смело оголяет плечи, задает тренд на приталенные платья A-силуэта, носит аксессуары (банты, косынки, перчатки, темные очки и шляпки-таблетки) и манифестирует жемчуг. Именно Жаклин заявила, что «жемчуг уместен всегда!», и практически не выходила из дома без своего ожерелья. Впоследствии каждая первая леди в США носила жемчуг и использовала его как самое демократичное и минималистичное украшение. Жаклин обожали чуть ли не сильнее самого Кеннеди, к ее политическим высказываниям прислушивались многие избиратели и союзники.
Тем временем над Ниной Хрущевой, которая знала пять языков, была невероятно образованна и умна, международная пресса постоянно смеялась. Да, она была почти на 30 лет старше Кеннеди, но все же выглядела слишком неухоженно и неэстетично. Например, Мейми Эйзенхауэр, с которой Нина Хрущева тоже встречалась, была даже старше ее на четыре года. Тем не менее выглядела намного моложе и элегантнее. Хрущева же вовсе не старалась выглядеть элегантнее: она не укладывала волосы, не следила за мировыми модными трендами, не носила украшения, не покупала зарубежные наряды и косметику. Нина Петровна происходила из семьи крестьян и считала, что должна всю жизнь остаться в образе женщины из народа. Только этот образ вовсе не внушал народу и международной прессе доверия и не вызывал любви. Создавалось впечатление, что даже первая леди в СССР живет достаточно плохо и бедно.
При этом индустрия моды пыталась сформироваться в СССР. Например, дизайнер Надежда Макарова — племянница известного модельера Надежды Ламановой — возглавляла Дом моделей, основанный в 1934 году. В штате у нее работала Фекла Гореленкова, которая создавала современную русскую моду и даже получила диплом за свои идеи на Международной парижской выставке. В крупных городах также были открыты ателье, где шили платья и создавали шляпы на заказ. При этом качественной одежды производили крайне мало, и стоила она очень дорого. Едва рынок начал формироваться, началась Великая Отечественная война, которая полностью убила модную индустрию на несколько десятков лет.