Прекрасное далеко
Культ селебрити — прошлый век. Теперь на повестке дня парасоциальные отношения со звездами. Что это такое и как они влияют на наше восприятие своего тела, разбирается Яна Лукина.
Шесть миллионов лайков — в такую «сумму» онлайн-комьюнити оценило решение Дженнифер Лопес в день своего 52‑летия сделать их с Беном Аффлеком отношения Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) official. За воссоединением звездной пары мир следил как за высокобюджетным реалити-шоу. Влюбленные прибыли в Италию, чтобы не только отметить день рождения дивы и посетить показ Dolce & Gabbana, но и вместе выйти на красную дорожку Венецианского кинофестиваля. Радости поклонников не было предела. Да и не только поклонников. Одна из моих подруг, прежде не замеченная среди фанатов творчества ни Лопес, ни Аффлека, называет их союз «вторым шансом для всего человечества» и, по собственному признанию — не лишенному иронии, но все-таки плюс-минус искреннему, — «переживает за них больше, чем за себя». Другой прошлогодний реюнион — актерского состава сериала «Друзья» — заставил выйти из тени еще одну мою подругу. Оказалось, что она практически всю сознательную жизнь сопереживает Дженнифер Энистон. Нет, воссоединения с Брэдом Питтом блондинке не желает — только большого человеческого счастья. При этом фильмография Энистон подругу занимает мало: «Мне она вообще не нравится как актриса. Скорее как… человек? От Джен с экрана веет добротой — и хочется, чтобы все у нее в жизни было хорошо».
Для отношений, которые сложились у моих подруг (а также миллионов людей по всему миру) с Беннифер и Дженнифер, есть специальный термин: парасоциальные. То есть такие, в которых эмоциональная связь — односторонняя. Само по себе явление не новое, даже сам термин не назовешь молодым: «парасоциальная интеракция» в ходу еще с пятидесятых. Тогда, правда, такие отношения строились в основном со звездами, мелькавшими на малом экране, точнее, с их персонажами. Хрестоматийный пример — актеры-супруги Люсиль Болл и Деси Арнас, игравшие жену и мужа в ситкоме «Я люблю Люси» (да-да, про закулисье этого шоу Аарон Соркин снял свой фильм с Николь Кидман и Хавьером Бардемом). Определить, где заканчивалась Болл и начиналась ее героиня, было решительно невозможно, да и не требовалось: собирательная Люси стала для Америки кем-то вроде коллективной лучшей подружки.