Представители российских яхтенных центров — о том, как развивается индустрия

Forbes LifeБизнес

Свой путь

Текст: Мария Михантьева, Мария Мошкина

Второй сезон подряд ситуация в мире ставит в выигрышное положение тех, кто когда-то рискнул прописать свою яхту в России. Еще недавно хорошие стоянки во внутренних водах и на побережье нашей страны можно было сосчитать по пальцам одной руки. Сегодня вокруг мест скопления яхт и на популярных маршрутах довольно быстро появляется необходимая яхтсменам инфраструктура. О том, в каком она состоянии и стоит ли все-таки иметь яхту в России, мы поговорили с представителями индустрии из трех крупных яхтенных центров — Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи.

Денис Новиков, директор по продажам Nordmarine, Москва

Как изменился российский яхтенный рынок с момента его зарождения?

История яхтенного рынка в России началась в конце 1990-х годов. В тот период рост его был экспоненциальный. Для россиян яхты были чем-то новым и незнакомым, и их появление на рынке можно сравнить со взрывом. Дистрибьюторы крупных международных верфей завозили в те времена в Россию более сотни яхт в год. Размеры этих яхт были не очень большими относительно того, какие они сейчас, в основном это были лодки размером от 55 футов до 20 метров. Были клиенты, которые покупали и по две яхты, чтобы держать их в разных местах, некоторые меняли по несколько за сезон. В то время яхты были на пике моды, это был отличный способ продемонстрировать свой статус, и, конечно, тогда у людей было гораздо больше свободных денег и не было принято так инвестировать средства.

После кризиса 2008 года в сфере яхт начался период разумного потребления. С того времени продажи стабилизировались и держатся на одном уровне. За это время наши соотечественники научились со вкусом путешествовать и организовывать свою жизнь за границей, поэтому сегодня продажи яхт премиального сегмента в Европу выше, чем на внутренний рынок.

Когда клиенты из России покупают яхту, чтобы эксплуатировать ее в Европе, они обращаются к вам или к европейским дилерам?

Тут есть нюансы. Часто так бывает, что россияне, которые закрепились в Европе, стремятся избегать общения с российскими дилерами яхт, потому что думают, что на их сделке этот дилер стремится заработать больше. Они считают, что если напрямую обратятся на верфь, то купят яхту дешевле. На самом деле все совсем не так. Любой российский дилер более клиентоориентированный, чем западный. Покупатель из России всегда получит больше от российского дилера, чем от любого другого. Наши покупатели достаточно требовательны в силу определенных национальных черт: они любят, чтобы на яхте стояла аппаратура хорошего качества, чтобы отделочные материалы были высокого качества. Европейцам, как правило, достаточно «накинуть» на яхту пару-тройку необходимых опций. Если мы в Nordmarine, например, строим яхту под заказ, то на заводе при нашем проекте постоянно работает инженер, который контролирует процесс.

Изменились ли с 2008 года предпочтения клиентов относительно размера яхт?

Любовь к яхтам — это очень сильное чувство: один раз «заболел» и уже не можешь избавиться. Поэтому, как правило, в размерах все клиенты «растут». У кого-то растет семья, кто-то понимает, что стал проводить на лодке больше времени с друзьями и кают уже не хватает. Бывают и случаи, когда человек понимает, что большая яхты ему не нужна, что двух кают вполне достаточно, но это все-таки редкость. Средний размер для России — это 20 м.

Где в основном держат яхты в России?

Достаточно много яхт базируется в Санкт-Петербурге и Москве, в Сочи есть хорошая марина, там стоит довольно много яхт, но там дорого. В Самаре и Нижнем Новгороде владельцы тоже охотно держат лодки.

Марины в России сейчас заполнены? Их достаточно?

В Москве свободных мест мало. В целом по стране качественно построенные марины нужны. Мест, где можно просто поставить яхту, довольно много. Но марина в общепринятом понимании — это место, где еще можно и вкусно поесть, пройтись по магазинам, прогуляться.

Каково, на ваш взгляд, состояние яхтенной инфраструктуры в России?

Я бы не назвал его идеальным. Плохо обстоят дела с заправками для яхт, причем плохо в том числе потому, что запрещено размещать заправки для судов на берегу. С другой стороны, чтобы сделать хорошую инфраструктуру для того, что функционирует всего несколько месяцев в году, нужна поддержка государства.

Какой может быть это поддержка?

Нужно начать с законов, которые сделали бы яхтинг в России более привлекательным. Много лет назад было введено положение о временном ввозе яхт в Россию. Привезти и растаможить яхту в России — это сложная задача. У нас нельзя в порту прийти на таможню, показать контракт и инвойс, оплатить НДС и начать свободно эксплуатировать свою яхту. В России все это усложняется огромным списком необходимых документов и вероятностью назначения экспертизы яхты.

Как вы оцениваете российский чартерный рынок?

Часть судовладельцев готова отдавать свои яхты в чартер, чтобы немного сократить расходы на владение. Но это непростая история. Чтобы официально сдавать яхту в аренду, ее нужно перевести в коммерческий реестр, который подразумевает сертификацию. Это связано с огромным количеством бумажной работы, требует открытия юридического лица и так далее. Пока еще большинство владельцев не готово идти на такие сложности, ведь сезон не такой длинный.

Как пандемия повлияла на рынок?

Положительно: все яхты, которые были нашей компанией уже завезены в Россию, проданы.

Борис Лашков, генеральный директор Nord Star Yachting, Санкт-Петербург

Насколько сильно за последние 10–15 лет изменился российский рынок?

Период активных продаж закончился в 2008 году, после началась работа с клиентами. Развитие российского яхтенного рынка в целом выглядит как синусоида, чем ближе к 2020 году, тем меньше становились ее колебания. Всплеск внутренних продаж и подержанных, и новых небольших лодок случился в 2020 году. После 2008 года завоз больших лодок в Россию становился все меньше и меньше, сейчас он практически свелся к нулю, но растет ввоз маленьких лодок. И очень активно сейчас развивается местное производство. Внутри страны производят множество мелких лодок, но все, что больше 25–30 футов, завозное. Яхты длиной 70–80 футов сейчас в Россию покупаются крайне редко. Брокераж, то есть продажи подержанных яхт, развивается ровно, без всплесков. Внутри страны он устойчиво растет с 2008 года.

Какие типы яхт пользуются у российских клиентов особым спросом на внутреннем рынке?

Парусные занимают, наверное, 15% рынка. Превалируют, конечно, яхты с подвесными двигателями. Причем их стали ставить на лодки длиной до 40 футов включительно просто потому, что их научились делать очень качественно. Клиенты быстро поняли, что хороший подвесной мотор — это более эффективная и правильная позиция, чем яхта со стационарным двигателем: они тише, они легче обслуживаются.

Изменили ли клиенты свои предпочтения по типу и размеру яхт?

Количество больших яхт в России уменьшается с каждым годом. Большинство тех, что были проданы до 2008 года, ушли на южные моря, а те, что продаются сейчас, сразу же «прописывают» на Средиземном море. В свое время мы в Nord Star продали в Санкт-Петербург 58 новых яхт Princess, сейчас их тут осталось 20. Но флот небольших яхт за последние три-четыре года вырос, особенно продажи выросли в 2020 году.

Это связано еще и со здравым смыслом. Тут нет такой потребности и таких задач, которые оправдывают владение большой яхтой. На Балтийском море такой стиль яхтинга: пришли куда-то на яхте, нашли красивое место, вышли на берег и проводите там несколько дней. Большие суда для такого стиля отдыха не нужны. На Средиземном море люди проводят на борту в разы больше времени, вот там и нужны большие яхты, там и само море больше, чем наше Балтийское. В свое время самые большие яхты в России были на Балтике, сейчас мы постепенно приходим к скандинавскому сценарию владения яхтами.

Как пандемия COVID-19 повлияла на внутренний рынок?

Покупателей маленьких яхт появилось заметно больше. У всех дилеров проданы все яхты, которые находились в России. Причем это касается не только России: в Германии, Нидерландах, Скандинавии все потеряли возможность передвигаться и приобрели такие яхты, которые можно эксплуатировать в своих внутренних водах и держать под рукой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будто в бронзе Будто в бронзе

На протяжении столетий отношение к загару не раз менялось

Forbes Life
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
30 до 30. Управление 30 до 30. Управление

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Управление

Forbes
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада

Как превратить свой загородный участок в живописную весеннюю палитру?

Лиза
Банки попросили отложить отказ от зарубежного софта Банки попросили отложить отказ от зарубежного софта

В России так и не появился ряд IТ-решений, рассчитанных на банковские системы

Forbes
Stenosis Stenosis

Stenosis делают художники Даниил Шульгин (Shulya) и Анатолий Алексеев

Собака.ru
От саванны до дивана: как появились сиамские и персидские кошки От саванны до дивана: как появились сиамские и персидские кошки

Как кошки совершили эволюционный рывок, покинув африканскую саванну?

Forbes
Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными

Предельная допустимая концентрация загрязнения превышена в половине проб воды

N+1
Не по зубам Не по зубам

Мнение эндокринолога об интуитивном питании, лишнем весе и диетах

Grazia
2023 год в России оказался на градус жарче нормы 2023 год в России оказался на градус жарче нормы

Наиболее аномально теплым сезоном 2023 года в России была осень

N+1
На теракт не рассчитано На теракт не рассчитано

Как снова вскрылась проблема пожарной безопасности торговых центров

Монокль
Как принять правильное решение? Как принять правильное решение?

Что мешает нам сделать правильный выбор?

Здоровье
Ребекка Куанг: «Йеллоуфейс». Фрагмент из романа Ребекка Куанг: «Йеллоуфейс». Фрагмент из романа

Отрывок из романа-бестселлера о плагиате Ребекки Куанг

СНОБ
Почему собаки дают лапу и пристают к людям? Узнайте несколько интерсных причин! Почему собаки дают лапу и пристают к людям? Узнайте несколько интерсных причин!

Почему собаки внезапно начинают почти что приставать к хозяевам?

ТехИнсайдер
Ваш район влияет на риск развития сердечно-сосудистых заболеваний! Вот что нужно знать Ваш район влияет на риск развития сердечно-сосудистых заболеваний! Вот что нужно знать

Как социальная группа влияет на здоровье людей?

ТехИнсайдер
Обнови софт Обнови софт

Что такое soft skills и как их прокачивать?

VOICE
Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли

Как можно производить еду в космосе и что уже удалось вырастить на орбите

СНОБ
Союз вкусов: как рестораны создают коллаборации с модными и косметическими брендами Союз вкусов: как рестораны создают коллаборации с модными и косметическими брендами

Из чего сделаны новые гастрономические коллаборации и в чем их смысл

Forbes
Открыть в приложении