Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y MagazineСтиль жизни

Водородное движение

Текст: Александр Тараненко

Breakthrough. Длина: 118,80 м. Ширина: 19,00 м. Валовая вместимость: 7247. Корпус: сталь. Надстройка: легкий сплав. Мощность: 6800 кВт. Пассажиры: 30 чел. Экипаж: 44 чел. Дизайн: RWD

Для предыдущего выпуска журнала Y Magazine (№ 3 за 2025 год) я подготовил статью «Электрическое движение», посвященную шагам повышения экологической безопасности яхт, в частности за счет электродвижения. В конце я затронул тему использования водорода как альтернативного и весьма экологичного вида топлива для судовых силовых установок. В статье, помимо прочего, публиковались показатели эффективности применения водородного топлива в сравнении с запасаемым электричеством, приводящим в движение пропульсивные установки. Здесь я хочу продолжить тему водородного топлива для силовых установок и уделить внимание состоянию вопроса в автопроме и технологическим особенностям производства водородного топлива. Особенно это актуально в связи с тем, что в данной области за последние годы произошли значительные изменения.

H2: плюсы и минусы

Позволю себе напомнить читателям: несмотря на всю привлекательность «батарейного» электродвижения яхт, использование накопленного электричества имеет ряд недостатков, больших и поменьше, о которых адепты «электричек» умалчивают. Одни — по неведению, другие — защищая собственные интересы. Например, самый богатый человек планеты Илон Маск заявил (по крайней мере, так его цитируют), что применение водорода в качестве топлива является «тупой и примитивной технологией». Но Маск — в первую очередь крайне успешный бизнесмен с удивительным чутьем на «стреляющие» инновации, а не гений инженерии. Отстаивая свой электробизнес, он как бы не замечает всего комплекса производства и жизненного цикла батарей, хотя именно здесь и зарыта собака. Весьма грязное производство батарейных накопителей энергии и проблемы с их утилизацией (батареи долго не живут) практически сводят к нулю суммарные экологические бонусы такой пропульсии. Это и есть самый большой «скрытый» минус, которого лишены технологии использования водорода как топлива. Но давайте пойдем дальше.

Водородно‑топливная тема не нова. Водород в газообразном состоянии начали использовать для сжигания в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) еще в позапрошлом веке. При этом процессе выхлопные газы ДВС представляют собой чистый водяной пар. Мечта эколога! Развитие транспорта на водородном топливе до поры сдерживали следующие факторы:

1. Летучесть и чрезмерная взрывоопасность газа при соединении с кислородом воздуха (как следствие, проблемы с хранением и заправкой).

2. Стоимость производства «зеленого» (чистого) водорода, пригодного для экологически оправданного использования.

3. Отсутствие инфраструктуры заправок.

Однако технологический прогресс — процесс перманентный, за последнее время произошли (и, я уверен, процесс продолжится) положительные сдвиги в решении этих проблем, обусловленные высоким потенциалом развития водородной энергетики как в общем поле, так и в приложении к водному и автомобильному транспорту.

Как дела в автопроме?

Не секрет, что автоиндустрия, динамично реагирующая на технологические инновации, нередко оказывается локомотивом решений, позднее появляющихся на моторных яхтах. Первые коммерчески привлекательные автомобили на водороде выпустили в Германии еще в прошлом веке. Связано это было с внедрением технологии так называемых водородных ячеек. Физика процесса водородной ячейки такова: при подаче в ячейку водорода происходит перенос заряда внутри ячейки, и она сразу же начинает выдавать электродвижущую силу (ЭДС), способную довольно резво крутить электродвигатель. Выделяемое попутно тепло можно использовать в системе обогрева. Плюсов здесь немало:

— время заправки автомобиля среднего класса составляет не более трех минут;

— энергоемкость заправки в три раза выше углеводородной (менее 8 кг Н2 достаточно для 500 км пробега);

— отсутствие зависимости от погодных условий (ЭДС не меняется в диапазоне от +50 до –50 °C).

И главное — большой ресурс водородной ячейки, у которой практически отсутствует деградация. Срок службы аккумулятора электромобиля при интенсивной эксплуатации, да еще при перепадах температур, вряд ли превысит пять лет, а стоимость батареи доходит до 50% от стоимости автомобиля. Я уже не говорю о весьма высоком факторе самовозгорания, необходимости замены батареи после ДТП и пр.

Да, у водорода есть минусы. Помимо уже отмеченного отсутствия развитой инфраструктуры водородных заправок, стоимость этого топлива примерно вдвое выше его углеводородного аналога. Однако продолжает развиваться и технология использования водородного топлива путем прямого сжигания в существующих ДВС без особых их переделок. При сжигании в ДВС водородное топливо имеет гораздо более высокую энергоотдачу на единицу веса, чем ископаемое топливо, а это большая мощность и эффективность. Водород закачивается в баллоны высокого давления, расположенные на месте топливных баков, и через редуктор подается в двигатель.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино» Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино»

Все гладко складывается только в плохом кино

Коллекция. Караван историй
5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов 5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов

Какие «суперспособности» станут реальностью уже к 2030 году — и какой ценой?

Maxim
Вика Салават Вика Салават

Вика Салават — мать русского фэшн-авангарда и вдохновитель нового готик-движения

Собака.ru
Пар костей не ломит Пар костей не ломит

История русской бани и опыт, который пригодится и сегодня

Лиза
Кристина Кретова и Игорь Цвирко: «В моде у нас не было и нет кумира» Кристина Кретова и Игорь Цвирко: «В моде у нас не было и нет кумира»

Модный разговор с прима-балериной Кристиной Кретовой и премьером Игорем Цвирко

Караван историй
Глубокий политэконом Глубокий политэконом

Как Адам Смит заложил основы современной экономической теории

Деньги
Энергия искусства Энергия искусства

Полина Аскери — о роли искусства в жизни и списке желаний

Лиза
Хлебно-гречишный край Южной Сибири Хлебно-гречишный край Южной Сибири

Обзор алтайского агропромышленного комплекса

Агроинвестор
Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Почему современный лифт — это больше чем транспорт

Inc.
Культурная повестка: «Исток» Культурная повестка: «Исток»

Софья Эрнст — о своем отношении к русской культуре и традициям

Moodboard
Он вам не тягач Он вам не тягач

Непростая судьба премиум-пикапов, которые понравились только коллекционерам

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Генетики выявили мужчин армянского происхождения в средневековом Болгаре Генетики выявили мужчин армянского происхождения в средневековом Болгаре

Палеогенетики секвенировали ДНК похороненных у стен средневекового Болгара

N+1
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс

Как вести себя туристам во время авиационных коллапсов

Forbes
На Восток через Северо-Запад На Восток через Северо-Запад

Почему растет транзит белорусских минеральных удобрений через Россию

Ведомости
Точка роста техлидеров Точка роста техлидеров

Как в Сколково создают среду для развития высокотехнологичных проектов

Эксперт
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Жидкий свет сымитировал черную дыру Жидкий свет сымитировал черную дыру

Как ученые заставили поток поляритонов вести себя подобно черной дыре

N+1
От Севастополя до Галлиполи От Севастополя до Галлиполи

«Что для вечности временность гибели?» — духовное положение Белых в изгнании

Дилетант
Рожденные революцией Рожденные революцией

Как технологическая революция полностью изменит привычные нам гаджеты

Правила жизни
Шоу продолжается Шоу продолжается

Эра Бернара Тапи в «Марселе»: взлёт, скандал и резкое падение клуба

Ведомости
В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина

Сырный тур по России: Едимоново – Коприно – Углич

Здоровье
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
«Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены «Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены

Спортсмены-легенды, которые выступали за СССР крайне успешно

ТехИнсайдер
Базальты с обратной стороны Луны возникли из истощенной мантии Базальты с обратной стороны Луны возникли из истощенной мантии

Источником базальтов, добытых станцией «Чанъэ-6», была мантия из слоев Луны

N+1
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Отпускная косметичка Отпускная косметичка

Как позаботиться о своей красоте в отпускной период

Лиза
Открыть в приложении