Будто в бронзе
На протяжении столетий отношение к загару не раз менялось. Если XIX век запомнился модой на аристократическую бледность, то уже в XX веке бронзовый оттенок кожи стал символом сексуальности и успешности. В наше время загар не превращают в культ, предпочитая умеренность и осознанный подход к здоровью. Защита от солнечных лучей стала ключевой частью современного ухода за кожей, и добиться ее помогает SPF-косметика — одно из самых перспективных направлений индустрии красоты.
От мертвенной бледности к голливудскому загару
Стандарты красоты первой половины XIX века были радикальны по отношению к загару. Он ассоциировался с крестьянами и другими представителями трудящегося класса, тогда как бледная кожа буквально отражала привилегии аристократов — тех, кто в силу своего положения не работал в поле под палящим солнцем. Ирландская актриса и фаворитка короля Людвига I Баварского Лола Монтес писала в своей книге «Искусство красоты», опубликованной в 1858 году, о популярных в Богемии ваннах с добавлением мышьяка, которые придавали коже «прозрачную белизну». О токсичных свойствах вещества было хорошо известно — мышьяк успел заработать славу любимого оружия отравителей, но считалось, что в небольших количествах он не нанесет организму никакого вреда. Ванны с мышьяком были лишь верхушкой айсберга — для придания коже бледности его добавляли в лосьоны, кремы и пудры для ежедневного ухода.
Загар никак не вписывался в представления о красоте и во второй половине XIX века. В Европе набирало обороты декадентство, в Великобритании царил культ смерти и траура. Настоящая красота заключалась в бледности, заостренных чертах лица, худобе и лихорадочном румянце — по иронии, именно так выглядят внешние симптомы туберкулеза. Ежегодно «белая чума» уносила жизни тысячи людей по всей Европе, что никак не мешало романтизации заболевания. Считалось, что туберкулез поражает молодых аристократов и представителей творческой богемы, людей чувственных и романтичных. В погоне за «туберкулезным шиком» те, кому удалось избежать заболевания, старались имитировать его наличие хотя бы внешне — в ход снова шла токсичная отбеливающая косметика, перчатки и кружевные зонтики, укрывающие кожу от солнца. Русская художница Мария Башкирцева, жившая во Франции, вспоминала в своих дневниках: «Всякий старался казаться чахоточным или действительно воображал себя больным».
В 1882 году немецкий врач и микробиолог Роберт Кох открыл бактерию — возбудитель туберкулеза, после чего общество постепенно пришло к осознанию, что болезнь следует лечить, а не возводить в культ. Образ истощенных бледных аристократов на пороге смерти начал терять свою актуальность, но окончательную точку в истории бледности как модного тренда поставила модельер Коко Шанель. В 1923 году она отправилась в Канны, откуда вернулась заметно загоревшей. Загар стал логичным продолжением революционного стиля Шанель, создающей новый образ женщины — живой и раскрепощенной, в свободных брюках и кофтах-матросках.
С подачи Коко Шанель загорелая кожа быстро вошла в моду, и загар превратился в индустрию — пустующую нишу начали заполнять производители косметики. В 1928 году французский модельер Жан Пату выпустил первое средство для загара Huile de Chaldée, в 1935 году химик и основатель L’Oréal Эжен Шюллер разработал масло Ambre Solaire. Разработка Шюллера продавалась под лозунгом «Получите загар в пять раз быстрее и без ожогов», считается, что масло стало первым косметическим продуктом с солнцезащитным фильтром в составе.
Модная индустрия тоже начала подстраиваться под новый тренд и образ жизни под солнцем. В 1940-е годы Луи Реар (бывший автомобильный инженер, унаследовавший от матери бренд нижнего белья) заметил на пляжах Сен-Тропе женщин, которые подворачивали края своих купальных костюмов для полноценного загара тела. Так Реару пришла в голову идея раздельных купальников: 5 июля 1946 года он представил первую модель бикини в Париже. Свое название купальник получил в честь атолла Бикини, где за несколько дней до его парижской презентации прошло испытание ядерного оружия США.
В XX веке загар олицетворял и образ жизни Калифорнии с ее вечно молодыми серферами, и богемный стиль Французской Ривьеры, и сам Голливуд, по чьим авеню прогуливались знаменитости с бронзовой кожей и безупречными белыми зубами. Загар стал синонимом новой сексуальности и здоровья, и одержимость им продлилась до 1980-х годов. Очередная смена тенденций была неизбежна — врачи уже долгое время предупреждали поклонников загара об опасности длительного пребывания на солнце. Согласно статистике Национального института рака США, с 1980 по 1989 год среди американских женщин на 1,9% увеличилась смертность от меланомы из-за воздействия ультрафиолетового излучения солнца. По данным Австралийского института здравоохранения, на протяжении 1980-х годов в Австралии на 5% ежегодно росло число пациентов с меланомой.