Ниша шеринга привлекает новых игроков, но гарантий высокого дохода не дает никто

РБКБизнес

Дошли до выручки

Идея совместного потребления становится все популярнее, а экономика — все более развитой: общие автомобили, дома, велосипеды, кино, мебель, спортинвентарь и даже личные вещи — все это сейчас можно «зашерить». Незаполненная ниша привлекает новых игроков, но гарантий высокого дохода не дает никто.

Подготовил Георгий Макаренко

В 2018 году, по данным отчетности РСБУ, убытки компании «Яндекс.Драйв» составили 550 млн руб., и это при выручке более 1 млрд руб. Конкурент BelkaCar заработал на 250 млн руб. больше, но все равно остался в минусе: чистый убыток — 390 млн руб. Компания «Каршеринг Руссия» (бренд «Делимобиль») стала лидером по выручке, заработав свыше 1,5 млрд руб., но ее убытки — почти 260 млн руб. Причина понятна: инвестиции в развитие, а также потери из-за поломок, краж и махинаций. Так может быть, рентабельность шеринг-экономики — миф? Этот вопрос мы обсудили с экспертами рынка в ходе «Делового дня», прошедшего недавно на телеканале РБК.

Рост экономики шеринга — общемировая тенденция, и Россия здесь не исключение. Согласно отчету РАЭК, в 2017 году объем отечественного рынка интернет-сервисов совместного пользования вырос на 20%, до 390 млрд руб., а в 2018 году прибавил уже 30%, превысив 0,5 трлн руб. В ближайшие годы развитие будет еще более стремительным, и не только у нас. По оценкам консалтинговой компании Juniper Research, общий объем шеринг-экономики к 2022 году превысит $40 млрд. У аудиторов из PwC прогноз еще более оптимистичный: по их подсчетам, к 2025 году шеринг-экономика способна вырасти до $335 млрд за счет пяти ключевых направлений. Это будут путешествия, финансы, поиск персонала, потоковая передача музыки и видео, а также совместное использование автомобилей.

«Как правило, когда говорят «шеринг», подразумевают всего несколько сегментов этой отрасли. Но направлений ведь очень много. Это и медиастриминг, и стаффинг персонала, и хоум-шеринг, и еще много совершенно разнообразных шеринговых сервисов, которые не только про аренду, но также про циклическую экономику», — говорит Александра Дорф, основательница сервиса Sher.ru. Новые услуги, по ее словам, стали возможны только с появлением современных технологий, больших онлайн-платформ, которые позволяют масштабировать идеи, развивая сервисы вширь. Например, сервис Airbnb привлек таким способом уже 500 млн пользователей. «Вы соединяете людей, находящихся в разных городах и странах, тем самым создаете добавленную стоимость услуги, снижаете стоимость ее предоставления, а также повышаете качество и скорость обслуживания за счет роста конкуренции», — резюмирует Дорф.

Битва за рынок

Правда, отношение к шеринговой экономике неоднозначно. Действительно: даже лидеры этого рынка, за исключением, пожалуй, Airbnb, в основном демонстрируют убытки. Яркий пример — компания WeWork, лидер на рынке коворкингов. За первую половину 2019 года она объявила о $900 млн убытков, следом руководство отказалось от планов выхода на биржу США, еще через месяц, в сентябре, основатель WeWork Адам Нойман ушел с поста исполнительного директора. Скандалы и финансовые проблемы компании вынудили журнал Forbes произвести переоценку стоимости WeWork. Состояние Ноймана, по версии издания, упало тем самым с $4 млрд до $600 млн.

Что касается России, тут рынок шеринга пока довольно молод и смотреть стоит не только на финансовые результаты, но и на динамику, отмечает гендиректор «ТИАР-Центра» Антон Губницын. «За год работы тот же «Яндекс.Драйв» получил 22% рынка каршеринга, и у меня нет сомнений, что компания станет приносить прибыль в самое ближайшее время, — отмечает он. — Все эти фирмы используют юнит-экономику (метод прогнозирования успешности бизнес-модели исходя из оценки прибыльности единицы товара или одного клиента. — РБК), так что они прекрасно понимают, сколько денег должен приносить каждый автомобиль и каким должен быть средний чек поездки, чтобы в нужный момент выйти в плюс».

Молодые предприятия экономики шеринга — это стартапы, так что к ним следует применять методику венчурных инвесторов, отмечает Дорф из Sher.ru: «Выбирая бизнес для вложений, инвесторы в первую очередь смотрят не на прибыль, а на темпы роста выручки. И стоимость компании высчитывается по мультипликатору к выручке».

Берегись: автомобили

Каршеринг — один из самых быстроразвивающихся форматов экономики совместного пользования. В 20 городах России насчитывается 25 компаний-операторов. По данным портала Carsharik.ru, россияне ежемесячно тратят на аренду автомобилей почти 1 млрд руб. Всего два года назад, в 2017-м, эта сумма была в 20 раз меньше, на уровне 50 млн руб. Машин становится все больше, рынок растет, но агрессивное расширение, инвестиции в рост не позволяют пока выйти в плюс.

Другая проблема шеринг-экономики — мошенничество и воровство. Особенно сильно от этого страдают участники сервисов аренды жилья, которые каждый раз рискуют найти пустые стены после выезда очередных гостей. Не меньше проблем и в транспорте: автомобили разбирают на запчасти, а велосипеды и самокаты просто угоняют.

Так, компания BelkaCar подсчитала: в 2018 году из ее машин унесли 150 аккумуляторов, около 100 ковриков, 14 передних сидений и один задний диван, семь рулей, 18 тыс. литров омывающей жидкости и больше 2 тыс. щеток для очистки снега. Кроме того, машины не раз пытались угонять.

Как поднять целину

В России каршеринговые сервисы действуют лишь в крупнейших городах, и складывается впечатление, что это некая «столичная» история, которая к стране в целом отношения не имеет. Но это не совсем так, отмечает партнер Arthur D. Little Артем Малков: хотя бы в одном из сервисов каршеринга зарегистрированы 12% россиян. С одной стороны, это сопоставимо с Бельгией, Швецией и другими странами Западной Европы, с другой — явно недотягивает до 37% в США и 57% в КНР. А это значит, здесь имеется явный потенциал для роста.

«Проблема в том, что клиенты, как ни странно, довольно консервативны: во всем мире 60% пользователей каршеринга используют лишь один подобный сервис, в России показатель доходит до 70%. То есть те, кто первым вышел на рынок и привлек клиента, с большой вероятностью его сохранят, — объясняет Малков. — Поэтому усилия компаний сейчас направлены на то, чтобы расширить базу постоянных клиентов, на которых они потом будут зарабатывать».

Не менее важный фактор успеха шерингового сервиса — принадлежность к целой экосистеме, что также поможет приблизить порог окупаемости, уверены эксперты. «Шеринг — это не просто аренда, к которой прикрутили интернет и геолокацию, а новая модель монетизации, — говорит Губницын из «ТИАР-Центра». — Например, вы владеете спортзалом и создаете сайт, где клиент может выбрать разных тренеров в разное время, в разных местах. Вы подключаете к порталу магазины спорттоваров и здорового питания, видеоуроки и прочее, имея со всего комиссию». В таких условиях наиболее перспективным, считает Губницын, становится b2b-шеринг, когда компании совместно используют технику, стройматериалы и даже обращением с отходами занимаются вместе.

По мнению же Дорф из Sher.ru, экономика шеринга будет логичным образом развиваться между двумя потребителями, то есть в c2cформате. Например, это будет совместное использование бытовой техники или одежды. «Недаром шеринг начался с автомобилей и жилья — предметов, которые сами по себе дорогие. Совместное же использование обиходных вещей, себестоимость которых приближается к стоимости покупки, экономически нецелесообразно. Единственный шанс для компаний в этой сфере — привлекать инвестиции и масштабировать бизнес», — отмечает Дорф.


Воровство и вандализм — проблема шеринговых сервисов не только в России. В октябре 2018 года американский сервис Scoot Networks подключился к программе шеринга электроскутеров в Сан-Франциско. За первые две недели из 625 скутеров было украдено 200 штук.

В соседнем Маунтин-Вью корпорация Google запустила бесплатный прокат велосипедов для сотрудников, чтобы было удобнее перемещаться по огромному кампусу организации. Выносить велосипеды за пределы комплекса нельзя, но посетители сразу стали нарушать это правило: еженедельно пропадало от 100 до 250 велосипедов. Некоторые были найдены в соседних дворах, другие — в Мексике и даже на Аляске.

Еще на заре экономики шеринга, в 2012 году, в том же Сан-Франциско закрылся HiGear, каршеринговый сервис люксовых авто. Банда угонщиков, используя липовые права и кредитки, похитила четыре машины, ущерб был оценен в $400 тыс.

В 2017 году в 11 городах Китая запустился сервис по аренде зонтиков. Их можно было брать на специальных стендах и потом возвращать на такие же станции. Стартап обошелся инвесторам почти в $2 млн, но получилось так, что уже через несколько недель все 30 тыс. зонтиков просто украли.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Generation T Generation T

Зачем группа «Тинькофф» инвестирует миллионы в обучение школьников

Forbes
Дочери Ивана Колесникова: «Можем получить, если ссоримся» Дочери Ивана Колесникова: «Можем получить, если ссоримся»

Евдокия и Вера признались «СтарХиту», почему редко видятся

StarHit
Кто они — люди будущего? От поколения альфа до альфа центавра Кто они — люди будущего? От поколения альфа до альфа центавра

Чтобы понять, каким будет завтра, нужно изучать современных детей и подростков

РБК
Кроткий великан: тест-драйв Hyundai Santa Fe Кроткий великан: тест-драйв Hyundai Santa Fe

Расслабленно мечтаем в дизельном кроссовере Hyundai Santa Fe

РБК
Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли» Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли»

Когда в России будет запущено пятое поколение мобильной связи?

РБК
Государство и его дикари. Почему власти оказываются на стороне насильников Государство и его дикари. Почему власти оказываются на стороне насильников

Российская власть боится будущего

СНОБ
Обри ди Грей: «Медицина может предложить совершенно другое качество жизни» Обри ди Грей: «Медицина может предложить совершенно другое качество жизни»

Почему богатые не смогут жить дольше бедных, а диктаторы — править вечно

РБК
Ищу друга: почему деньги и успех не спасают от одиночества Ищу друга: почему деньги и успех не спасают от одиночества

Зачем на самом деле все посещают бизнес-школы и ретриты

Forbes
Мухит Сейдахметов: «Самая большая проблема шеринга — ментальность» Мухит Сейдахметов: «Самая большая проблема шеринга — ментальность»

Интервью с генеральным директором каршеринга «Делимобиль»

РБК
Можно ли заработать на перепродаже вещей Можно ли заработать на перепродаже вещей

Подумайте о том, чтобы вложить деньги в одежду и аксессуары

GQ
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании

В 2018 году бренду Ralph Lauren исполнилось 50 лет

РБК
Раздел истории Раздел истории

Отказ от частной собственности в пользу шеринга меняет многовековые устои

РБК
Сны Софьи Павловны Сны Софьи Павловны

Софья Эрнст рассказала о том, каково быть женой гендиректора Первого канала

Tatler
Сергей Измалков: «Это точно не про колхоз» Сергей Измалков: «Это точно не про колхоз»

Сергей Измалков об экономике шеринга и тренде на совместное потребление

РБК
Миллиардеры, которым Трамп не помеха: на чем разбогатели новички китайского рейтинга Forbes Миллиардеры, которым Трамп не помеха: на чем разбогатели новички китайского рейтинга Forbes

Самые интересные истории новичков китайского рейтинга богатейших бизнесменов

Forbes
Авторская кухня Авторская кухня

Ресторатор Илья Тютенков за девять лет запустил шесть модных заведений в Москве

Forbes
Как сейчас живут дети Куравлева, Светличной и других звезд советского кино Как сейчас живут дети Куравлева, Светличной и других звезд советского кино

Как сложились судьбы тех, для кого советские звёзды были просто мамой и папой

Cosmopolitan
Сказка о будущем: каким видели наше настоящее футурологи прошлого Сказка о будущем: каким видели наше настоящее футурологи прошлого

Описывать доселе несуществующие вещи ученые начали еще в эпоху Возрождения

РБК
Высокие отношения: 5 самых красивых расставаний звезд Высокие отношения: 5 самых красивых расставаний звезд

Звездные пары доказывают, что развод не повод для ссоры

Cosmopolitan
Марго Робби Марго Робби

Правила жизни Марго Робби

Esquire
«Мне говорили, что это никогда не будет работать»: как российский инженер Google научил телефон понимать жесты «Мне говорили, что это никогда не будет работать»: как российский инженер Google научил телефон понимать жесты

Как Иван Пупырев разработал технологию Soli

Forbes
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Тест увлажнителя воздуха Polaris PUH 8060 TFD: покупать или нет? Тест увлажнителя воздуха Polaris PUH 8060 TFD: покупать или нет?

Тест увлажнителя показал бесшумную работу и удобное управление

CHIP
Умные томаты Умные томаты

Как построить агробизнес в городских условиях?

Forbes
Напои флору: как поливать комнатные цветы Напои флору: как поливать комнатные цветы

Как правильно ухаживать за растениями, чтобы они радовали ростом и долголетием

Cosmopolitan
Режиссер клипов «Ленинграда» и «Время и Стекло» объясняет, как набрать миллионы просмотров на YouTube Режиссер клипов «Ленинграда» и «Время и Стекло» объясняет, как набрать миллионы просмотров на YouTube

У меня был сценарий клипа про мощи. И Шнур сказал: давай я напишу об этом песню?

GQ
Колеса, ноги, крючки и лапы: как и на чем соревнуются на льду Байкала Колеса, ноги, крючки и лапы: как и на чем соревнуются на льду Байкала

Зимой лед Байкала становится местом для проведения спортивных мероприятий

Популярная механика
Смельчак Смельчак

У Ника Нолти одна из самых смелых ролей за всю карьеру!

Playboy
Технологии 3D-печати для насосов: эксперименты и возможности Технологии 3D-печати для насосов: эксперименты и возможности

Технология 3D-печати перекочевала со страниц фантастики в реальную жизнь

Популярная механика
Открыть в приложении