Фарфоровый камин и китайский кабинет: как реставраторы работают на деньги меценатов
В Санкт-Петербурге при восстановлении и перестройке здания конюшенного ведомства Елизаветы Петровны восстановили потолочную роспись XVIII века, а в Петергофе по мутной довоенной фотографии реставрируют фарфоровой камин эпохи Николая I. Forbes Life рассказывает о сложных технически реставрациях-реконструкциях, выполненных на деньги меценатов в архитектурных памятниках федерального и регионального значения за последние несколько лет.
Китайские лаковые панно. Екатерининский дворец, музей-заповедник «Царское село»
Царское село, или город Пушкин, как он назывался при советской власти, был освобожден 24 января 1944 года. Город и дворцово-парковый ансамбль лежали в руинах. В феврале 1944 года научный сотрудник Зеленова писала: «От Екатерининского дворца-музея остались только фасадные стены да чудом уцелевшая Камеронова галерея с агатовыми комнатами (все взорвано и погибло от пожара). Уцелели изо всей внутренней отделки Дворца — только «часть» большого зала Растрелли да нижний этаж с грудами навоза и обломками коронационных карет, в которых ездили фрицы (залы первого этажа были конюшней)».
Уже 5 мая 1944 было принято решение исполкома Ленгорсовета «О разработке мероприятий по восстановлению городов Петродворец и Пушкин» как мест отдыха трудящихся Ленинграда. Местное радио провело первый репортаж из Екатерининского дворца: «И вот мы идем по развалинам Екатерининского дворца. Всюду — следы чудовищных злодеяний немцев. И здесь же видны следы кропотливого и сложного труда восстановителей дворца. В разных концах парка собрано 300 деревянных архитектурных деталей, которые снова будут установлены на стенах. Собраны и частички паркета».
Одновременно с работами по консервации научные сотрудники готовились к реставрации сохранившихся залов Екатерининского дворца и полного восстановления Александровского — эти работы в музее-заповеднике идут по-прежнему. Так, в 2019 году началось восстановление личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, — интерьеры, созданные Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги, считались шедевром эпохи классицизма конца XVIII века.
В рамках проекта «Екатерина II. Личное пространство» при поддержке Газпрома начались работы по созданию настенных лаковых панелей для Китайского зала императрицы, который во время войны был полностью разрушен. О том, что за интерьеры его украшали, специалисты выясняли, сверяя акварельные рисунки разных периодов и несколько скупых довоенных фотографий.
Сложнейшей задачей стали лаковые панно, украшавшие стены зала в XVIII веке. Изначально их создали из фрагментов старинных китайских ширм с живописью, выполненной в трудоемких техниках куанцай (резной полихромный лак) и мяоцзинь (золотой лак по черному лаку). Старший научный сотрудник музея-заповедника Марина Басова рассказывает, что после долгих поисков удалось найти мастеров, владеющих старинными техниками, в пекинской художественной компании «Синьсинши». Музей-заповедник подписал договор с компанией о создании 155 лаковых панно для Китайского зала. На создание этих работ потребуется от 600 до 900 дней.