«Это не насморк». Глава РУСАДА Юрий Ганус о тяжелых последствиях новых допинговых обвинений в адрес России
Россию обвиняют в манипуляциях с базой данных Московской антидопинговой лаборатории. Это грозит российскому спорту новыми санкциями, которые будут страшнее прежних.
Осенью 2018-го, когда Российское антидопинговое агенство (РУСАДА) восстановили в правах, казалось, что финал допинговой истории близок. России оставалось только передать ВАДА аутентичную базу данных Московской антидопинговой лаборатории за 2011-2015 годы, которую в рамках расследования против Григория Родченкова опечатал Следственный комитет РФ. Но сначала российская сторона опоздала к дедлайну, а в сентябре 2019-го главный допинг-журналист Хайо Зеппельтсообщил, что в ходе анализа данных эксперты ВАДА обнаружили следы недавних манипуляций. Позже это подтвердили и официальные лица. Россию попросили объясниться в течение трех недель. 8 октября министр спорта Павел Колобков заявил, что ответы на все вопросы отправлены ВАДА. Теперь их изучает Комитет по соответствию. Его рекомендации будут основанием для санкций в адрес России от исполкома ВАДА. Сроки вынесения решения пока не определены, но это может случиться уже в ближайшее время. Глава РУСАДА Юрий Ганус в колонке для Forbes объясняет, какие последствия ждут российский спорт и во сколько они обойдутся.
Несколько дней назад я вернулся из Колорадо, где проходила одна из крупнейших конференций по допингу Play the Game. Могу сказать, что история с базой московской лаборатории вызвала шок среди иностранных коллег. В их глазах мы стали отъявленными рецидивистами. Если в прошлом были обвинения в физических манипуляциях с пробами, то теперь речь идет об изменениях электронных данных. И это при том, что министр спорта Павел Колобков дал гарантии по предоставлению аутентичной базы.
На что рассчитывали люди, которые решились на манипуляции? Что изменения не заметят? Они не знали, что в электронных базах все исправления отражаются не только в контенте, но и в оболочке программы? Я неоднократно заявлял и повторю, что нам пора выйти из мира иллюзий и перестать считать всех вокруг наивными. Глава отдела расследований ВАДА Гюнтер Янгер был одним из лучших специалистов по кибербезопасности в Германии, у него мощная команда, а 2 июля они привлекли еще одну группу киберспецов.
В ходе расследования были обнаружены многочисленные удаления/исправления данных, причем эти манипуляции случились в том числе накануне передачи базы экспертам ВАДА, а также после их первого приезда в Москву, когда они не могли получить доступ из-за «несертифицированного» оборудования. Еще раз отмечу — эти изменения зафиксированы! Но, соблюдая процессуальные нормы, ВАДА предложило российской стороне объяснить манипуляции. В пакете документов, которые прислали и в РУСАДА, и в Минспорта, обозначен 31 вопрос. Например, «почему в такой-то период — не имею права цитировать дословно — было удалено более стольких-то тысяч файлов» или «почему в определенную дату января 2019-го файлы LIMS (Laboratory Information Management System, система управления лабораторной информацией — Forbes) были датированы августом 2019-го». И по каждому вопросу ВАДА просит дать комментарий, кто и почему это делал.
С точки зрения расследования важно установить мотив. Я, например, убежден, что Следственный комитет никакого отношения к подмене данных не имеет. Он просто в этом не заинтересован. Какой смысл следствию разрушать материальную часть собственного обвинения против Родченкова и его помощников? Но тогда что это могли быть за лица, какой властью они должны быть наделены, чтобы попасть в базу данных, которая находилась под контролем СК? У меня нет ответов на эти вопросы. И я не представляю, как спортивные власти страны могут объяснить зафиксированные манипуляции. Некоторые лица в России пытаются запустить дискуссию по техническому характеру измененных файлов. Но никто от нас не ждет дискуссии, — ждут приемлемых обоснованных объяснений.