«Есть продавцы, а покупателей нет»: что происходит в венчуре с российскими стартапами и зарубежными фондами
Оставшимся в России не стоит рассчитывать на инвестиции, а релоцированным стоит себя обезопасить, говорят инвесторы.
В 2021 году иностранные инвесторы вложили в компании из России или с российскими основателями 44 млрд рублей. Это более половины объёма рынка венчурных инвестиций в стране за год — 85,2 млрд рублей.
Но с началом «военной операции» в Украине привлекательность российских стартапов для иностранных фондов и бизнес-ангелов упала. У компаний с бизнесом в России нет никаких шансов привлечь деньги, а проекты с российскими основателями, но в других юрисдикциях, должны себя обезопасить от любых рисков, говорят венчурные инвесторы. Они рассказали vc.ru, что происходит с рынком и что делать стартапам.
Никто не хочет инвестировать в бизнес в России
Проблемы с привлечением финансирования из Европы и США и раньше были, а после начала «операции» они стали фатальными, считает инвестиционный директор Runa Capital Константин Виноградов. По его словам, ещё до текущих событий частные венчурные фонды с российскими корнями перестали инвестировать в стартапы, ориентированные только на российский рынок, потому что даже тогда было понятно, что «экономика венчурного фонда в российский рынок не помещается».
Если инвестор хочет вложить на раунде A около $5 млн, то оценка компании после раунда будет, пусть, $25 млн. Чтобы у вкладчика сошлась экономика с учётом рисков, ему нужно верить, что стартап можно продать хотя бы за $250 млн. В России стартапов, которые покупали за $250 млн, за последние 10 лет нет. «Вот и ответ на вопрос про инвестиции в российский рынок», — объясняет Виноградов.
Из-за «спецоперации» зарубежные инвесторы не готовы вкладывать деньги в компании, у которых есть бизнес в России — это 100%-ный отказ. Фонды понимают, что на их деньги стартап будет платить налоги, за счёт которых ведутся бои в Украине, говорит Виноградов.
Сооснователь Davidovs VC Николай Давыдов подтверждает — компания, которая физически находится в России или даже в Украине, сейчас ни за что не получит финансирование.
Проблемы могут возникнуть и у фирм в другой юрисдикции, но с любыми связями с Россией — российскими учредителями или командой в стране. Они столкнутся с дополнительными проблемами или проверками при привлечении новых крупных раундов финансирования.
В какой-то момент этой команде из России нельзя будет перевести деньги, не будет работать интернет, она не сможет выехать в командировку и так далее, рассказывает сооснователь и управляющий партнер Untitled Ventures Константин Синюшин. Эти проблемы невозможно предугадать или оценить, но их достаточно, чтобы в целях управления рисками не заключать сделок.