На переговоры могут прийти с матерью и дядей, а в штат берут только родных и друзей: как работает наём персонала в Индии
Отрывок из книги «Индийское притяжение. Бизнес в стране возможностей и контрастов» Евгения Гривы и Павла Селезнёва, которая выйдет в издательстве «Альпина Pro» в октябре 2023 года.
Когда вы решите все организационные задачи, перед вами встанет вопрос о найме персонала. Кому-то будет нужен минимум — секретарь, водитель, пара сотрудников, кому-то — полноценный офис, возможно, потребуется привлечение производственного либо торгового персонала. В любом случае закономерности в Индии будут примерно одни и те же. Индийский рынок труда имеет ряд принципиальных отличий от того, что мы привыкли видеть в России и на Западе.
Принцип «ничего личного, только бизнес» отступает здесь на задний план. В Индии принято брать в бизнес в первую очередь родственников и друзей.
Почти повсеместно вы увидите, что в малом, среднем, да и крупном секторе, за исключением государственных корпораций и представительств западных компаний (последние два вида составляют абсолютное меньшинство), бизнес формируется на семейной основе и передаётся из поколения в поколение.
Сами индийцы считают это большим плюсом. Очень часто на переговоры приезжают с отцом или матерью, дедом, дядей и т. д., демонстрируя, что бизнес имеет семейные корни и что нынешний глава компании (либо управленец) не возник из ниоткуда, а имеет семью и в ней — старшего советчика. Семейственность бизнеса для индийцев — знак его устойчивости и следования традициям. И это действительно так.
Вы увидите, что горизонт планирования в Индии гораздо более далекий, чем где бы то ни было. Индийцы не спешат: бывает и так, что они идут на сотрудничество чисто из политических соображений, не рассчитывая на быструю прибыль. Бизнес в их понимании растёт не скачками, а «зёрнышко к зёрнышку» на протяжении десятилетий, и если начало положил еще дед или прадед, то дети и внуки обязательно продолжат дело.
Индийцы не воспринимают свою жизнь через призму понятий «это только моя жизнь», «надо жить здесь и сейчас» или «надо успеть». Скорее они ощущают себя частью единого потока — бесконечнои череды жизней их предков и потомков. Эта философия даёт более глобальныи взгляд на бизнес и настраивает на размеренный рабочий темп. Она же служит причинои того, что индийцы опираются в делах на родных и близких: благосостояние в Индии создается не успехом отдельного человека, но трудом нескольких поколений семьи.
Только не воспринимайте индийцев как мыслителей, которые серьёзно рефлексируют на эту тему. Скорее это некая исторически сложившаяся и, возможно, уже не осознаваемая ментальность, которая формирует общий подход индийцев к взаимоотношениям. В остальном они нормальные люди, которые хотят заработать, любят вкусно поесть и т.д.
Мыслить в масштабах поколений позволяет и принцип невмешательства со стороны власти: в Индии не распространен государственный передел собственности.
Есть и другие причины популярности семейных предприятий. Например, считается, что бизнес, который содержат родственники, более стабилен. Простой наемный работник легко может уйти от владельца бизнеса, так как не имеет никакой привязанности, кроме денежной, родственник же будет держаться: его уход может быть воспринят как предательство общих интересов.