Искусственный интеллект
Человек начал бояться восстания роботов еще до того, как научился их создавать. Страх перед разумной машиной стал одним из главных сюжетов научной фантастики XX века.
«Я твой слуга, я твой работник», – пела культовая группа Kraftwerk в 1978-м. Одинаковые красные рубашки, застывшие лица, замедленные движения – трудно сказать, чего в клипе на песню Die Roboter больше – ужаса перед механическими существами или восхищения их неизбежным совершенством.
В 1921 году на сцене пражского театра была впервые сыграна пьеса Карела Чапека «Россумские универсальные роботы» об искусственных существах, которые отказались подчиняться человеку. Так появился новый термин, пожалуй, один из самых важных для описания развития высоких технологий. К слову, придумал его не автор пьесы, а его брат Йозеф.
В эпоху между двумя мировыми войнами роботы стали символом мира будущего. Он представлялся таким, каким был показан в культовом «Метрополисе» Фрица Ланга: уходящие ввысь небоскребы, летающие машины и, конечно же, роботы. Андроид с женской внешностью – один из главных героев этого фантастического фильма и первый Терминатор в истории кино. Чтобы подавить зреющее восстание, городские власти придают роботу облик Марии, лидера недовольных рабочих. По мере развития событий женщина-робот уничтожает часть мегаполиса и доводит до безумия толпы его жителей.
Придуманные Чапеком и Лангом сюжеты будут появляться в книгах, фильмах, а потом и в видеоиграх. Будет считаться, что машины сначала заменят людей на рабочем месте, а затем и вовсе истребят или поработят весь человеческий род. В роботах пугала даже не столько попытка неживого подражать живому, сколько сама мысль о том, что они будут рассуждать самостоятельно, оказавшись при этом умнее нас, и придут в конце концов к выводу, что люди совершенно бесполезны, то есть подтвердят подозрение, и так терзавшее человека с тех пор, как он научился мыслить сам.
Страх становился все более ощутим по мере того, как шла уже не выдуманная, а реальная автоматизация и роботизация в развитых странах. Во второй половине прошлого века на больших заводах появились автоматические конвейеры – шурупы и гайки теперь закручивали не живые люди, а самые настоящие автоматоны. В 1954 году появляются первые электронные манипуляторы, напоминающие гигантские механические руки. Алгоритмы управления для них создал «дедушка робототехники» Джордж Девол: задачи роботам ставились с помощью команд, нанесенных на перфокарты – бумажные «флешки» того времени. Постепенно промышленные роботы появились во всех отраслях. В авангарде железного наступления находилась Япония – еще полвека назад она вышла на первое место по количеству ежегодно выпускаемых роботов.