Биг Бен
Бенедикт Камбербэтч недоволен собой – ему не дается игра на банджо. Но зато он прекрасно ездит верхом и может без посторонней помощи подковать коня. Корреспондент Esquire встретился с главным перфекционистом современного кино, чтобы выяснить, есть ли предел у погружения в роль. Вопрос не праздный – чтобы по-настоящему хорошо сыграть ковбоя в вестерне «Власть пса», Камбербэтч на некоторое время даже перестал мыться.
Бенедикт Камбербэтч скрупулезно исследует образ жизни своих героев, как выдуманных, так и исторических. На первый взгляд, история Гревилла Уинна, которого Камбербэтч играет в фильме «Курьер», выглядела многообещающей. Но была одна проблема. Уинн, бизнесмен, который во время холодной вой ны работал на МИ-6 и был связным советского агента Олега Пеньковского, оставил две книги мемуаров. Увы, он был патологическим лжецом. «Иногда, – говорит Камбербэтч, – бывает, что нечто, не имеющее прямого отношения к фильму, позволяет тебе лучше понять персонажа». В случае Гревилла Уинна это был галстук.
«В этом галстуке он на каждой его фотографии. В этом галстуке его судят на показательном процессе. В этом галстуке он выходит из тюрьмы. До того как он ввязался в шпионскую историю, он тоже носил этот галстук. Я провел небольшое расследование. Это галстук Инженерного клуба Ноттингемского университета. Ни в каком клубе Уинн не состоял. Он делает вид, притворяется. Создает воображаемую личность».
У Камбербэтча в последнее время было много работы. К выходу готовятся четыре фильма, где он играет главные роли. Два из киновселенной Marvel: «Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия» и «Человек-паук: Нет пути домой». В двух других проектах его привычка тщательно готовиться к роли оказалась особенно полезной. Для «Кошачьих миров Луиса Уэйна», биографии эксцентричного художника эдвардианской эпохи, рисовавшего антропоморфных котов, Камбербэтч попросил помощи у своего арт-дилера, Криса Битлза.
«Почти все, что вы увидите в фильме, я рисую сам, – говорит Камбербэтч. – Хотя и не двумя руками одновременно, как мой персонаж. Но я не знаю никого, кто так мог бы. А он мог. И это был творческий метод, не просто трюк».
Но по-настоящему таланты Камбербэтча раскрылись в вестерне «Власть пса». Камбербэтч играет Фила Бербанка, самоуверенного владельца ранчо, живущего в Монтане в начале XX века. Бербанк изводит жену своего младшего брата Джорджа. В первоисточнике, романе Томаса Сэвиджа 1967 года, о персонаже Камбербэтча говорится, что тот «много читает, таксидермист, умелый скорняк, шахматист, кузнец, коллекционирует наконечники индейских стрел, играет на банджо, сносный литератор, делает прекрасные стога и остроумен в беседе».
С верховой ездой у Камбербэтча проблем не возникло – ее он освоил в 2011-м для фильма «Боевой конь». «С удовольствием снова вернулся в седло, – говорит он. – Хотя это вестерн, так что седло было другого типа».
Таким образом, ему оставалось освоить обращение с конскими шкурами, плетение веревок, сбор стогов, банджо и художественный свист. Когда смотришь «Власть пса», не остается никаких сомнений в том, что он достиг успеха. Перед началом съемок он собственноручно выковал подкову и подарил ее режиссеру на счастье.
По таинственным причинам персонаж Камбербэтча редко моется. Камбербэтч и здесь неукоснительно следовал сценарию.
«Я хотел, чтобы от меня воняло. Я хотел, чтобы люди в комнате чувствовали, чем от меня пахнет. Это было тяжело. Мы же не только репетировали, но и выходили в город поужинать, например. В отеле я немного стеснялся уборщицы».
Ему пришлось выкурить очень много сигарет – «безупречно свернутых одной рукой», в полном соответствии с текстом романа Сэвиджа.
«Вот это было действительно нелегко, – говорит он. – Самокрутки без фильтра, одна затяжка за другой. Я три раза довел себя до никотинового отравления».
Несмотря на все вышеописанное Камбербэтч считает, что ему было над чем работать.
«Мне действительно хотелось научиться виртуозно играть на банджо, – объясняет он. – Но я не смог, до виртуоза мне далеко».
Посмотрев или пересмотрев 21 фильм с Камбербэтчем в главной роли, я, к стыду своему, могу сделать всего один определенный вывод: Бенедикт Камбербэтч – великолепный актер.