Трагедия Макбета: театр без воздуха, Коэн без брата
На AppleTV+ вышла «Трагедия Макбета» — первый фильм Джоэла Коэна, снятый без брата Итана. Зато с текстом Шекспира, бесподобной актрисой Кэтрин Хантер и не нуждающимися в комплиментах Фрэнсис Макдорманд, Дензелом Вашингтоном и Бренданом Глисоном
Трагедия Макбета» следует шекспировскому сюжету так точно (хоть и срезая углы ради ритма), что пересказывать сюжет не имеет смысла. Два шотландских военачальника, Макбет (Вашингтон, который не видел ни одной театральной постановки оригинала, зато еще на заре карьеры достойно сыграл в фильме «Много шума из ничего») и Банко (театральный актер Берти Карвел), возвращаются к королю Дункану (Глисон) после победы над лордом-изменником. В пути друзья встречают трех ведьм, которые обещают, что Макбет станет королем, а Банко — родоначальником королей. А дальше начинается трагедия о самосбывающихся пророчествах: Макбет и его жена (Макдорманд) готовят убийство Дункана, Банко теряет друга, голову и семью, а Бирнамский лес идет войной на Дунсинанский холм.
Первый сюрприз фильма — в том, что обработка пьесы, с которой кто только уже не связывался (Уэллс, Куросава, Полански, австралиец Джастин Курзель), носит у Коэна характер скорее дизайнерский, чем редакторский. Кадр черно-белый, как у сумрачных немецких экспрессионистов, а пропорции его сторон противоречат современным стандартам — но это лишь способ создать отстранение. Часть героев играют чернокожие актеры, но в этом вряд ли стоит искать смысл — в отличие, например, от нашумевшей театральной постановки Орсона Уэллса «Вуду Макбет» 1936-го года. Да и та была историей скорее про колдовство, чем про расу.
Всех ведьм у Коэна играет одна актриса Кэтрин Хантер, чьи пластика и искусство менять голоса и маски завораживают. И вот в этом режиссерском решении, кажется, есть не только свежесть и красота, но и идея: в пьесу, герои которой славятся своим безумием, наконец-то вводится конкретное психическое заболевание. XX век превратил Макбета из трагической фигуры в отталкивающе злободневную, в символ тирании. Фильм Коэна, кажется, о том, что абсолютная власть всегда шизофренична. Романтический образ Макбета, упоение одиночеством и краски осени патриарха режиссеру не интересны. Он против глорификации болезни. И напоминает, что Макбет — это вообще-то этот герой, убивавший женщин и детей ради сохранения своей власти.