Жертва
1 серия (драфт 2.1).
Сценарий Романа Кантора о деле Бейлиса, самом громком процессе дореволюционной России: еврея из Киева обвинили в ритуальном убийстве школьника, за следствием следила вся страна. Кантор: «Я занимаюсь этой историей уже пять лет, и чем дальше копаю, тем глубже погружаюсь в кроличью нору. Мы работаем с документальными источниками: используем материалы комиссии Временного правительства, протоколы допросов. Мне интересно создать исторический сериал, в котором слово «исторический» оказалось бы на первом месте. В своем роде это мой Моби Дик.
НАТ. УСАДЬБА БЕРНЕРА – ДЕНЬ (20 МАРТА 1911)
Одетые в тужурки поверх косовороток Петя и Боря ЕЛАЩИНСКИЙ (12) бредут вверх по склону, поросшему голыми после зимы кустарниками, любимому месту для игр лукьяновской детворы. Кое-где под деревьями все еще лежит снег. Елащинский пинает перед собой гнилую шишку.
Мальчики останавливаются перед высоким деревом, прямо под ним чернеет вход в пещеру. С обнаженных корней дерева капает талая вода, перед пещерой чудом уцелевший сугроб. Елащинский ловким тычком «забивает» шишку в «ворота».
Подростки стоят перед пещерой. Вдруг из нее доносится едва слышное, но от этого как будто еще более неприятное завывание.
ЕЛАЩИНСКИЙ (поежившись)
Ветер.
Он хочет было идти дальше, но Петя не спешит за ним, он продолжает вглядываться внутрь пещеры.
ПЕТЯ
Слазаем?
Елащинский оборачивается, пытается не выдать внезапно охвативший его испуг.
ЕЛАЩИНСКИЙ
Темно. Все равно ничего не увидим.
Петя достает из кармана коробок, трясет им.
ПЕТЯ
Санька сказал, что там домовой.
ЕЛАЩИНСКИЙ
Брешет. Домовой же в доме живет, а не в пещере.
ПЕТЯ
Ну, значит, пещерный.
Что? Шугано?
ЕЛАЩИНСКИЙ
Да там воды небось по колено натекло. У тебя-то хоть галоши.
Петя подходит к пещере, перелазит через сугроб и, пригнувшись, скрывается внутри. Елащинский оглядывается по сторонам, подбирает с земли палку – какое-никакое оружие.
ИНТ. ПЕЩЕРА – ДЕНЬ
В пещере темно. Свет едва пробивается на несколько метров вглубь. Петя чиркает спичкой. Колеблющееся пламя освещает низкий свод и бугристые глиняные стены пещеры. Плеск. Он смотрит вниз – под ногами у входа действительно лужа.
Идет дальше. На земле шуршат какие-то газеты, валяется тряпье. Через несколько шагов он упирается в тупик. Спичка прогорела.
Петя поворачивает назад и видит слева от входа еще один ход. Он пробирается в него и зажигает вторую спичку. Прямо перед Петей на расстоянии вытянутой руки – фигура в белой рубашке.
«Домовой» неподвижно сидит с опущенной на грудь головой, поджав под себя голые ноги. На белой рубашке темнеют следы засохшей крови и глины.
Петя приходит в себя, когда пламя спички «кусает» его за палец. Вскрикнув от боли, Петя роняет ее на пол. Камера медленно приближается к бледному обескровленному лицу мертвого мальчика.
ТИТР КРАСНЫМ (заполняя весь экран в духе картин Эрика Булатова):
ЖЕРТВА
ЭКСТ. ОКРУЖНОЙ СУД Г. КИЕВ – ДЕНЬ (25 СЕНТЯБРЯ 1913)
ТИТР: ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ
К зданию суда подъезжает тюремная карета в сопровождении конных стражников. Толпа, собравшаяся у дверей суда, беснуется.
Среди них можно выделить два лагеря – сторонников и противников. Они разделены полицией на две части.
КРИКИ
Это он! Это он! Привезли.
Через стекло телефонной кабинки, расположенной на противоположной стороне улицы, мы видим, как человека в арестантской робе под руки выводят из кареты.
АМЕРИКАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ
(передает по телефону, на английском)
Наконец под конвоем вводят Бейлиса. Лицо смуглое‚ заросшее черной бородкой.
Глаза глубокие‚ под очками. Резкие складки у носа. Выражение страдания.
Бейлис наклонил голову, не смотрит ни на кого. Полицейские организовывают коридор и проводят Бейлиса сквозь толпу. На него со всех сторон раздаются проклятия и слова поддержки.
КРИКИ
Гореть тебе в аду! Держитесь, мы с вами! Не робейте! Изверг! Убийца!
АМЕРИКАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ
Сегодня состоится первое заседание суда по делу, за которым, затаив дыхание, следят не только в России, но и во всем мире!
ИНТ. ЗАЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ. ОКРУЖНОЙ СУД Г. КИЕВА – ДЕНЬ
С Бейлиса снимают кандалы с рук и ног. Замок на ножных никак не поддается. Все напряженно ждут. Бейлис рассеянно кивает, он словно не до конца понимает, что с ним происходит. Наконец кандалы сняты.
СУДЬЯ БОЛДЫРЕВ
Подсудимый, представьтесь. Бейлис отвечает тихим робким голосом.
БЕЙЛИС
Мендель Тевьевич Бейлис.
СУДЬЯ БОЛДЫРЕВ
Вы мещанин?
БЕЙЛИС
Мещанин.
СУДЬЯ БОЛДЫРЕВ
Сколько вам лет?
БЕЙЛИС
Тридцать девять.
СУДЬЯ БОЛДЫРЕВ
Законнорожденный?
БЕЙЛИС
Да.
БОЛДЫРЕВ
Грамотный?
БЕЙЛИС
Да.
БОЛДЫРЕВ
Женаты?
БЕЙЛИС
Да… Да…
БОЛДЫРЕВ
Имеете детей?
БЕЙЛИС
Имею детей… Пять.
БОЛДЫРЕВ
Вы еврей?
Бейлис поднимает голову.
БЕЙЛИС
(выпрямившись, неожиданно твердо и отчетливо)
Да, еврей.
ЭКСТ. КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД – ДЕНЬ
Бейлис пересчитывает кирпичи в повозке, готовой под отправку.
ВОЗНИЧИЙ
Мендель, ты там каждый кирпичик будешь пересчитывать? Самому-то не надоело?
БЕЙЛИС Это моя работа. Мне за нее жалование платят. Зато никто еще не жаловался, что Бейлис кого-то хоть раз обсчитал.
ВОЗНИЧИЙ
За всех своих отдуваешься?
Бейлис поднимает глаза на Возничего. Тому становится неловко.
ВОЗНИЧИЙ
Да чего ты. Шучу. Я всем говорю, что Бейлис нормальный мужик. Кто бы там что ни говорил. Пусть кровью еврей, а душой – русский.
Бейлис подписывает накладную. Вдруг взгляд Возничего застывает. Бейлис оборачивается. По улице тянется вереница людей. Бейлис подходит к городовому, идущему в одном с ними направлении.
БЕЙЛИС
Это куда все?
ГОРОДОВОЙ
В усадьбу Бернера.
Бейлис смотрит на поток людей.
НАТ. УСАДЬБА БЕРНЕРА. У ПЕЩЕРЫ – ДЕНЬ
КРУПНО: Острие лопаты врезается в сугроб. ГОРОДОВОЙ №2 (35) расчищает вход в пещеру, отбрасывая снег в сторону.
ГОРОДОВОЙ №2
Извольте, ваше благородие.
Тучный пристав РАПОТА (50) стоит перед ним, держа в руке белую стеариновую свечу.
ГОРОДОВОЙ №2
Виноват.
Городовой №2 спешит зажечь свечу в руках шефа. Рапота, перекрестившись, пролезает внутрь пещеры.
ИНТ. ПЕЩЕРА – ДЕНЬ
Рапота пробирается в глубь пещеры. Под ногами хлюпает талая вода. На земле лежат какие-то тряпки. Вдруг свет стеариновой свечи выхватывает фигуру ребенка в белой рубашке. Он неподвижно сидит с опущенной на грудь головой, поджав под себя голые ноги. На белой рубашке темнеют следы засохшей крови и глины.