«Если я не смогу победить, то хотя бы буду смелым»: как устроена спортивная благотворительность в России
Спорт помогает: людям с инвалидностью — чувствовать себя сильными, детям-сиротам — социализироваться, пережившим насилие — справиться с травмой. Forbes Life рассказывает о том, кто развивает спортивно-социальные благотворительные проекты в России
Согласно исследованию Йельского и Оксфордского университетов, спорт приносит больше счастья, чем деньги. Неудивительно, что многие участники списка Forbes не только занимаются спортом почти на профессиональном уровне, но и инвестируют свой капитал в счастье других. При этом все большую популярность приобретают проекты, направленные не на подготовку профессиональных спортсменов, а на социальные программы — от вовлечения людей с особенностями развития до поддержки детей из малообеспеченных семей.
«Социальных инициатив в сфере спорта в России сейчас много, они представлены в самых разных направлениях — людям нравится заниматься спортом и одновременно решать социальные задачи. Но пока не было попытки их посчитать и обобщить», — говорит Оксана Орачева, гендиректор Фонда Потанина, у которого есть грантовый проект «Сила спорта».
Орачева выделяет несколько направлений развития социальной составляющей спортивных проектов. Самое большое связано с инклюзией, реабилитацией и адаптацией людей с ограниченными возможностями. В этой сфере есть свои лидеры: например, проект «Футбол для детей с синдромом Дауна» уже более пяти лет совместно реализуют фонды «Синдром любви» и «Дансайд Ап». Проект «Лига мечты» организует занятия горными лыжами, роллер-спортом и командными играми для взрослых и детей с различными проблемами здоровья. Проект «Марафон в темноте» дает возможность заниматься бегом людям с нарушениями зрения. Есть и крупные проекты, поддержанные на государственном уровне: в 2022 году в Казани пройдут Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады. Министр спорта Олег Матыцин отмечал, что для министерства и государства проблема инклюзии в спорте — одна из приоритетных.
Второе направление, которое тоже активно развивается, связано с социализацией детей — это, например, программа спортивного наставничества «Больше чем спорт» общественной организации «Пристань», созданной выпускником петербургского детского дома.
Еще одно направление — использование спорта в качестве инструмента территориального развития. Примером такого проекта можно считать легкоатлетический пробег «Парижский марафон» в Челябинской области. Активно будут развиваться проекты, связанные со спортом и культурой, спортом и экологией. Например, плоггинг — бег и одновременный сбор мусора.
Директор Агентства социальной информации Елена Тополева также выделяет благотворительные инициативы с участием знаменитостей. Например, в течение многих лет в рамках Красноярского экономического форума проходил благотворительный хоккейный матч с участием его спикеров. А проект «Футболка дарит жизнь» продает на благотворительных аукционах футболки известных спортсменов.
Кроме того, сами спортсмены, такие как Елена Исинбаева, Антон Шипулин, Андрей Кириленко, учреждают благотворительные фонды или помогают другим НКО.
Несмотря на то что спорт — одно из самых востребованных направлений в грантовых конкурсах (как государственных, так и частных), в регионах НКО, поддерживающие социальный спорт, зачастую сталкиваются со значительными сложностями в фандрайзинге, отмечает директор по развитию фонда «Спартак — детям» Ирина Разинькина. Кроме того, ситуация усугубляется нехваткой знаний и, как следствие, площадок, адаптированных для людей с теми или иными ограничениями по здоровью.
Благотворительные сборы
Все крупные спортивные клубы страны так или иначе занимаются благотворительностью и поддерживают детский спорт, но собственный фонд, помогающий детям, есть только у московского «Спартака», говорит Ирина Разинькина. «Спартак — детям» помогает детям с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата со всей России. Сборы на протезирование для подопечных открытые, в них участвуют как болельщики, так и футболисты «Спартака». Активно задействованы в работе фонда иностранные игроки — в Европе в отличие от России считают, что благотворительность должна быть громкой. Так, в конце прошлого года главный тренер команды Доменико Тедеско и футболисты Джордан Ларссон и Георгий Джикия полностью оплатили дорогостоящее протезирование для троих детей.
Для игрока «Спартака» и сборной Швеции Джордана Ларссона благотворительность — «больше, чем просто перечисление денег». Для нападающего намного важнее осознавать, что он действительно помогает человеку, который в этом нуждается: «Конечно, помочь каждому физически невозможно, но мне доставляет огромное удовлетворение понимание того, что чью-то жизнь я сделал легче и счастливее». По словам Ларссона, он вдохновлялся примером футболиста «Манчестер Юнайтед» Маркуса Рэшфорда, который в 2020 году собрал средства на обеспечение бесплатными обедами 3 млн школьников из малообеспеченных семей, а затем создал рабочую группу с участием крупных продовольственных ретейлеров для решения проблемы детской бедности. «Маркус — настоящий образец того, каким должен быть футболист на поле и за его пределами, и я рад на него равняться», — говорит Ларссон.
В 2020-м фонд «Спартак — детям» реализовал множество инициатив: в условиях пандемии развернул кампанию в поддержку донорских центров в Москве, провел зрелищную акцию в рамках Международного дня пропавших детей на домашнем стадионе «Открытие Арена», неоднократно организовывал живое общение детей с футболистами на стадионе и онлайн, запустил творческий проект для воспитанников детских домов, обучающие курсы с профориентацией и возможностью прохождения практики в клубе, организовал акцию по сбору новогодних подарков для детей с онкологическими заболеваниями, находящихся на лечении в Центре им. Дмитрия Рогачева. «В наших ближайших планах большое количество проектов, коллабораций и мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи, развитие детей и детского спорта в целом», — рассказала директор по развитию фонда Ирина Разинькина.