Интервью с Ренатой Литвиновой о фильме «Северный ветер»

РБКЗнаменитости

Рената Литвинова — о новом фильме, Земфире-композиторе и 13-м часе

6 февраля в прокат выходит новый фильм Ренаты Литвиновой, начинавшийся однажды как спектакль «Северный ветер». Мы решили не дожидаться, когда он задует, и заранее встретились с режиссером и исполнительницей главной роли

Ярослав Забалуев

© Ольга Тупоногова-Волкова

Рената Литвинова — безусловная богиня и дива не только российского кинематографа последних 30 лет, но и русской культуры вообще. Актриса — талисман Киры Муратовой, блестящий сценарист, режиссер и даже (иногда) модель, абсолютная икона стиля, светоносность которой очевидна из любой точки земного шара. Круг ее занятий и интересов невероятно широк, но есть и очевидное связующее звено, общий знаменатель, авторская подпись — она все и всегда делает по собственным правилам. Как-то она рассказывала, что вгиковские преподаватели крутили пальцем у виска, не понимая, как и для кого написаны ее первые сценарии. В ответ она просто брала и читала их вслух, доказывая, что ее странная речь — одна из самых живых вещей в постсоветском искусстве.

Собственно, эта самая речь уже давно стала важнейшим слагаемым образа Литвиновой: тембр, тон, даже сама постановка слов в предложении. Ей подражали, ее пародировали — сегодня почти каждый, кто хочет произвести впечатление на прессу, старается разговаривать с литвиновской «странностью». Фокус в том, что Рената Литвинова абсолютно не поддается копированию — так умеет только она. Просто однажды она нашла свой голос и свой образ, а потом занялась строительством собственной страны. Каждый ее фильм — небольшая новостная сводка из этих странных мест, где бриллианты — лучшие друзья девушек не только из-за своей стоимости, но прежде всего из-за заключенного в них заряда искрящегося волшебства. «Богиня: как я полюбила» была картиной о любви, которая идет за грань смерти. «Последняя сказка Риты» — про то, как Смерть становится для любви самой верной соратницей.

Ее новая работа называется «Северный ветер», и это, пожалуй, самое подробное путешествие во вселенную Литвиновой. Началось это путешествие, впрочем, с пьесы, которую режиссер поставила на сцене МХТ им. Чехова. Спектакль имел оглушительный успех и в итоге стал фильмом, который, по словам автора, превратился в некоторую самостоятельную сущность. Речь здесь идет о Стране Северных полей, где уже давным-давно воцарился матриархат. Во главе дома стоит Маргарита (ее сыграла сама Литвинова) — женщина с длинным металлическим указательным пальцем, много лет ждущая возвращения покинувшего ее возлюбленного. Возвращение должно случиться в новогоднюю ночь, которая оснащена в фильме специальным 13-м часом. Само по себе действие фильма охватывает 13 лет — вернее, 13 празднований Нового года. Литвинова всякий раз называет свои сновидческие картины сказками, но еще никогда, кажется, не обращалась к такому жанру напрямую. Тем интереснее было расспросить ее обо всем этом.

756002603975589.jpg
Ольга Тупоногова-Волкова

Вы уже говорили, что фильм «Северный ветер» существенно отличается от спектакля. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее, в чем заключаются эти отличия? В какой момент они начали проявляться — на этапе сценария или во время съемок? А может быть, уже во время монтажа? Возможно, теперь, когда фильм готов, уже есть какое-то принципиальное отличие на уровне истории?

Было скучно просто переснимать спектакль на пленку. И кино совершенно другое вышло по сути. Где-то на полпути и в монтаже потерялись многие герои и пошла сконцентрированность на женских образах. Вообще, театр и кино — две разные жизни. В театре нет воздуха и все в одном помещении. В кино нужен воздух, проходы, просто молчание... В общем, вышел фильм про царящий матриархат — он реально сейчас сгущается на нашей территории, просто мужчины никак не могут с ним согласиться. Но верховодят женщины: ждут любви и правят мужчинами исподволь так или эдак женщины... Россия — страна с женским родом. Ну и вообще, женщин демографически намного больше — так кто тогда тут, на «Северных полях», главный? Мы, конечно! (Улыбается.)

Когда вы писали пьесу, уже знали, что она станет фильмом? В какой момент и почему вы решили ее экранизировать?

Когда я писала пьесу, не было никаких мыслей о фильме вообще! Я писала ее для театра. А когда зашла речь о фильме… Был смешной момент: меня спросили, есть ли какой-то сценарий? И я зависла. И тут мой товарищ и друг треснула меня под столом по ноге — и я сказала: «Есть сценарий!» Так я запустила сама себя в производство фильма. Так что вся жизнь — это неожиданно-предугаданные события. Как в русских сказках: стоишь у камня и выбираешь себе путь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ГИБДД начала штрафовать с помощью дронов. Где они летают и как наказывают ГИБДД начала штрафовать с помощью дронов. Где они летают и как наказывают

Беспилотники ГИБДД дежурят на региональных и федеральных автомагистралях

РБК
Наше, родное: российские сериалы 2020-го, которые ничем не уступают «Нетфликсу» Наше, родное: российские сериалы 2020-го, которые ничем не уступают «Нетфликсу»

Российские сериалы, в которых прекрасно все — история, герои, режиссура

Cosmopolitan
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Скорсезе раскритиковал стриминги и призвал вернуть ценность киноискусства Скорсезе раскритиковал стриминги и призвал вернуть ценность киноискусства

Мартин Скорсезе обратился к киноиндустрии с требованием сохранить искусство кино

РБК
Это надолго Это надолго

Как меняется секс в отношениях, куда девается и когда уже начинать волноваться?

Cosmopolitan
Самые известные ниндзя в истории Самые известные ниндзя в истории

Имена тех ниндзя, которых удалось поймать

Maxim
Что такое устойчивая архитектура, и почему «зеленые» здания не всегда покрыты растениями Что такое устойчивая архитектура, и почему «зеленые» здания не всегда покрыты растениями

Изменение климата заставляет многие сферы жизни человека «зеленеть»

Популярная механика
Детективные фильмы и сериалы, в которых никого не убивают Детективные фильмы и сериалы, в которых никого не убивают

Несколько детективных фильмов и сериалов, в которых не огорчают убийствами

Maxim
Почему мы можем быть такими счастливыми и самодовольными в ущерб всякой логике Почему мы можем быть такими счастливыми и самодовольными в ущерб всякой логике

Жестокая правда о механизмах психологической защиты

Maxim
Физики поставили рекорд в измерении размера альфа-частицы Физики поставили рекорд в измерении размера альфа-частицы

Для этого они провели измерение частоты 2S-2S перехода в мюонном ионе гелия

N+1
13,5 вещей с аппетитными названиями, которые несъедобны и даже смертельны 13,5 вещей с аппетитными названиями, которые несъедобны и даже смертельны

Выплюнь это немедленно!

Maxim
Стилист назвала 5 главных ошибок с оверсайз-пиджаками — никогда так не делай! Стилист назвала 5 главных ошибок с оверсайз-пиджаками — никогда так не делай!

Вещи оверсайз сегодня на пике популярности

Cosmopolitan
Брокер или мошенник: как работают схемы с фейковыми инвестициями в акции и криптовалюты Брокер или мошенник: как работают схемы с фейковыми инвестициями в акции и криптовалюты

Как мошенники отбирают деньги, пользуясь доверчивостью россиян

Forbes
Билет в один конец Билет в один конец

Илон Маск мечтает умереть на Марсе, и он по-своему прав

Популярная механика
Русская соборность 1921 года: несостоявшееся и состоявшееся Русская соборность 1921 года: несостоявшееся и состоявшееся

Церковный собор весной 1921 года и кровавые репрессии

Наука
Франсиско Гойя. Махо, махи, промахи и взмахи Франсиско Гойя. Махо, махи, промахи и взмахи

Жизнь, цели и пристрастия художника Франсиско Гойи

Караван историй
Чем заняться перед смертью Чем заняться перед смертью

Как сделать так, чтобы уход из этого мира был наполнен смысл для самого себя?

СНОБ
5 ошибок сооснователя Playkey Егора Гурьева 5 ошибок сооснователя Playkey Егора Гурьева

Егор Гурьев, сооснователь Playkey, поделился ошибками своей команды

Inc.
Как пить соджу: секреты употребления популярной корейской водки Как пить соджу: секреты употребления популярной корейской водки

Рассказ о традиционном корейском алкогольном напитке

Playboy
В Египте нашли самую древнюю промышленную пивоварню В Египте нашли самую древнюю промышленную пивоварню

Предприятие возрастом около 5100 лет могло производить более 22000 литров пива

N+1
Люди идут по свету? Люди идут по свету?

Свобода передвижения: так ли уж человечество добивалось этой привилегии?

Вокруг света
Астрономы впервые померили плотность молодой экзопланеты Астрономы впервые померили плотность молодой экзопланеты

Возраст экзопланеты AU Mic b оценивается менее чем в 25 миллионов лет

N+1
Праздник женских удовольствий: 24 часа только для себя Праздник женских удовольствий: 24 часа только для себя

Перезагрузиться и расслабиться душой и телом мы вполне можем за один день

Psychologies
Сменяемость власти: почему Кирилл Серебренников покидает «Гоголь-центр» Сменяемость власти: почему Кирилл Серебренников покидает «Гоголь-центр»

8,5 лет работы Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре — фрагмент бесконечности

Forbes
Лучи поддержки Лучи поддержки

Зачем над растениями вешают фиолетовые лампы

N+1
Деньги с неба падают? Звезды, которые пытаются разбогатеть странными способами Деньги с неба падают? Звезды, которые пытаются разбогатеть странными способами

Какие техники используют знаменитости для достижения своих целей?

Cosmopolitan
Меню для комиссара Мегрэ Меню для комиссара Мегрэ

Рецепты из книги «Кухни знаменитых детективов» Алексея Биргера

СНОБ
10 фильмов, в которых актеры любили друг друга по-настоящему 10 фильмов, в которых актеры любили друг друга по-настоящему

От любви сыгранной до любви настоящей - один шаг, особенно в кино

Cosmopolitan
10 самых уродливых животных на Земле 10 самых уродливых животных на Земле

Настоящих чудовищ рождает вовсе не сон разума, а эволюция

Maxim
И в шутку, и всерьез. Премьера по пьесе Ивана Вырыпаева на сцене «Современника» И в шутку, и всерьез. Премьера по пьесе Ивана Вырыпаева на сцене «Современника»

Спектакль «Иллюзии» — несколько историй любви длиною в жизнь

СНОБ
Открыть в приложении