Ад каннибалов: какой получилась игра-хоррор Little Nightmares II
11 февраля на всех игровых платформах выйдет Little Nightmares II от шведских разработчиков Tarsier Studios — продолжение популярного платформера о мире, где взрослые охотятся на детей. Данил Леховицер — о том, почему вторая часть ничем не уступает первой, как игра умудряется донести сложный сюжет без единого слова и почему в нее стоит сыграть всем, кто любит Тима Бертона (или Иеронима Босха, или Льюиса Кэрролла).
Гейм-теоретик Марк Браун предложил простое упражнение: представьте какой-нибудь крупный игровой тайтл без традиционной подачи сюжета — без диалогов, кат-сцен или закадрового голоса рассказчика. Что останется от такой игры? На самом деле, утверждает Браун, не так уж и мало — повествователями могут стать сеттинг и игровое окружение.
Ни единого произнесенного слова, никакого текста вообще, минимум роликов, — не хочется перебарщивать с бронзой, но дилогия Little Nightmares стала практически идеальной иллюстрацией к этому мысленному эксперименту. Ранее в сериале: в первой части мы играли за Шестую, щуплую девочку в желтом дождевичке, проснувшуюся на гигантском корабле с честным названием “Чрево”: кто мы, как здесь оказались, что это за место — те вопросы, на которые игрок на равных правах с Шестой отвечал самостоятельно.
Детали локаций, нагроможденных клетками, разделочными столами и мясницкими тесаками; давящая атмосфера распада; устройство корабля, напоминающее скорее конвейер мясокомбината — все это складывается в так называемый environmental storytelling (сторителлинг окружения), в котором внутриигровое пространство само по себе выступало рассказчиком. Игрок быстро понимал, что в трюме держат маленьких детей, которых готовят в пищу для нехороших взрослых, находящихся на верхних этажах корабля, — ну и много чего еще, но это детали.
Это вообще напоминало постмодернистскую прозу в духе Итало Кальвино, Милорада Павича или Гилберта Соррентино, чьи фрагментарные произведения нужно читать в выбранном именно читателем порядке, тем самым формируя уникальную историю. В зависимости от степени внимательности каждый игрок собирал (и немножко додумывал) собственную версию Little Nightmares. Как правило, упомянутую «собери сам» литературу принято перечитывать — из библиофильского всеядства или желания закончить книгу в как можно большем количестве прочтений. В этом смысле Little Nightmares