Анна и молот
Пословицу «человек – кузнец своего счастья» жизнь иногда иллюстрирует буквально. Так случилось в судьбе Анны Билецкой, которая стала кузнецом и полностью изменила свою судьбу.
В кузнице жарко от одного только взгляда на горн: лежащие внутри небольшие квадратики накалились до ярко-оранжевого цвета, будто они сделаны не из металла, а из самого огня. Неудивительно: температура в горне доходит до 1500 градусов. Анна надевает грубые перчатки, вынимает щипцами одну из заготовок, кладет ее на наковальню и начинает бить молотом. Кажется, что изделие вот-вот разлетится вдребезги, искры летят во все стороны, но металл не сдается: нужно много раз простучать заготовку со всех сторон, чтобы она приняла изящную, чуть изогнутую форму.
Два удара по одной стороне, два по другой, поворот щипцами – и опять удары. Металл остывает, постепенно становясь тускло-серым. Анна откладывает кувалду в сторону и берет в руки жесткую металлическую щетку. После десяти секунд интенсивной полировки квадратик блестит, и на нем можно прочитать надпись «Алтай», заранее выбитую пневмомолотом.
Очистив изделие от металлической пыли, хозяйка кузницы окунает его в бидон с минеральным маслом. Это финальная часть работы – воронение. Благодаря маслу на поверхности металла образуется тончайший слой окислов железа, который будет защищать изделие от коррозии. Сувенир готов. Анна снимает перчатки, смахивает пот со лба и улыбается.
Вы затратили столько усилий, чтобы создать один маленький брелок. Он стоит работы кузнеца?
Сувениры хорошо продаются, да и руку я на них уже набила, это не самое тяжелое в моей работе. Но, конечно, это лишь малая ее часть. Начинала я с подков, да и утварь изготавливала, в основном, конечно, для коллекционеров. А теперь занимаюсь тем, к чему душа лежит, – художественной ковкой. Делаю авторские украшения для интерьера, элементы отделки фасадов. Современный кузнец, конечно, больше художник, чем ремесленник.
Ваше юридическое образование так же далеко от наковальни, как Астрахань от Белокурихи. Почему вы решились на такие перемены в жизни?
Все началось с трагического события: я потеряла любимого человека. Впала в депрессию, побрилась налысо – жить расхотелось. Чтобы хоть как-то отвлечь меня от черных мыслей, родители подарили под Новый год туристическую путевку в Белокуриху. Я влюбилась в это место, и мы всей семьей решили из Астрахани переехать на Алтай.
И стали кузнецом?
Не сразу. Первое время на новом месте приходилось соглашаться на любую работу: я мыла подъезды, работала в теплице, секретарем-референтом, экскурсоводом. Пела в фольклорном ансамбле. Как-то раз нам в качестве реквизита для выступления понадобился ухват. Мне поручили забрать изделие из кузницы. Пришла я туда, увидела, как работают мастера, и захотелось попробовать самой.