Как позволить себе стать собой и изменить жизнь
Иногда все меняется настолько быстро, что мы не успеваем ни подготовиться, ни привыкнуть. Как найти свое место в этом потоке? Как узнать, куда плыть? Размышляет экзистенциальный психолог Алла Соломатина.
Если в интернете в строке поиска набрать фразу «изменить жизнь», мы получим тысячи самых разных ответов и советов. Но зачем нам вообще нужно что-то менять? Чем нас не устраивает то, что мы имеем? Эти вопросы, которые кажутся на первый взгляд простыми, затрагивают самую суть нашего бытия и мироощущения.
Требуем перемен
По определению экзистенциальных психологов, мы все заброшены в этот мир «как возможность самих себя», как проект, который должен осуществиться в предложенных нам судьбой обстоятельствах.
Мы не выбираем обстоятельства, в которых рождаемся и растем: место и время, социальную и историческую ситуацию, психологическую обстановку в семье, родные язык и культуру, — но по мере нашего становления, по мере развития наших потребностей наше взаимодействие с внешними формами мироустройства становится все более сложным и избирательным.
Вся наша жизнь разворачивается в поле взаимодействия нашего внутреннего мира с внешним, и то напряжение, которое возникает при этом, и толкает нас к изменениям.
Меняем форму
У многих из нас есть благодатные этапы жизни, когда мы оказываемся в неких структурах, способствующих развитию. Например, хорошая школа для ребенка дает ему возможность повзрослеть, поумнеть, получить новый опыт общения.
Любая готовая форма — это своего рода экзоскелет, который «схватывает», подтягивает и укрепляет извне наши внутренние потенции. Но со временем экзоскелет оказывается мал, тесен, неудобен, какие-то части нашего «Я» не вписываются в эту форму, начинают деформироваться, и тогда нужно что-то менять вовне, чтобы развитие продолжалось.
Ребенок вырастает, и ему больше не интересно в школе. Так же и мы вырастаем из старых форм своей жизни. Прежнее занятие, место жительства, отношения, социальная роль или привычный имидж... Если они начинают мешать, ограничивать нас, мы испытываем растущее напряжение, которое проявляется в тревоге, депрессии или соматических заболеваниях.
В основе этих явлений, по выражению одного из экзистенциальных психологов Медарда Босса, может быть переживание экзистенциальной вины — страдание от нереализованности индивидуальных смыслов, от непроживания своей жизни как уникальной.
«Чем более пустым, упрощенным и ограниченным является тот миропроект, с которым связано наше существование, тем скорее возникнет тревога и тем интенсивнее она окажется», — писал один из создателей экзистенциального анализа Людвиг Бинсвангер.