Энергия в мирном русле: как сублимация помогает не сойти с ума
Нерастраченная энергия никуда не исчезает, и один из способов ее переработать — безобидный и временами полезный — сублимация. Разбираемся, как она связана с творчеством и в каких ситуациях лучше обратиться к специалисту
Признаемся: всех нас порой тянет сделать что-то запретное. В условиях современного общества мы сдерживаем себя, но можем написать о том, что нас волнует, проникновенный пост в социальных сетях или пойти в спортзал. Это называется сублимация.
Георгий Яковлев, психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, специалист сервиса Alter
Что такое сублимация
В психологии сублимация — это процесс, благодаря которому сексуальность и агрессия преобразуются и выражаются в социально-приемлемой форме, так сказать, ставятся на службу обществу. Сублимацию часто относят к «зрелым» и наиболее адаптивным формам психологических защит, наряду с юмором, альтруизмом и кооперацией: все эти механизмы нашей психики направлены на то, чтобы минимизировать неприятные переживания и поддержать душевное равновесие.
Исторически термин «сублимация» использовался в разных областях:
- в физике и химии сублимация означает возгонку, переход вещества из твердого состояния сразу в газообразное, минуя промежуточный этап — жидкую форму;
- в философии и искусстве сублимация понимается как переход в новое, более чистое и возвышенное состояние.
В начале ХХ века австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, по аналогии с химической сублимацией, предложил концепцию психической сублимации: человек как бы окольным путем достигает удовольствия иного, «более высокого» порядка. Но о каком удовольствии идет речь?
В психоанализе понятие сублимации и удовольствия неразрывно связаны с теорией влечений: в каждом человеке от рождения присутствуют внутренние силы (влечения), которые давят изнутри, непреодолимо «влекут» и подталкивают к «разрядке».
Фрейд, прежде всего, исследовал сексуальное влечение: как оно представлено в теле и психике и каким образом ищет удовлетворения («Влечения и их судьбы», 1915).
С первых лет жизни культура и воспитание ограничивают нас в прямом выражении мыслей, эмоций и желаний, которые считаются запретными (например, эгоистичные, инцестуозные или «убийственные» фантазии в отношении близких). В то же время вся современная цивилизация и культурные достижения человечества построены на сублимации («Неудовлетворенность культурой», 1930). Человек приносит «жертву» обществу, отказываясь от грубого удовлетворения своих страстных и агрессивных побуждений ради безопасности и мирного сосуществования.
Сублимируя, человек непроизвольно меняет курс влечения с сексуальной цели на несексуальную — дружбу, сотрудничество, заботу о других, занимаясь карьерой, наукой, искусством, спортом или иной деятельностью, которую одобряет социум. Иногда сексуальное влечение полностью трансформируется в страсть к знаниям, как это было у да Винчи — добровольная атрофия сексуальной жизни («Детское воспоминание Леонардо да Винчи», 1910).
Интересно, что концепция сублимации так и не была закончена ни самим Фрейдом, ни последующими поколениями аналитиков, и представляет скорее общий ход мысли, нежели руководство к действию. Поскольку это наиболее «здоровый» из бессознательных процессов, его намного труднее исследовать: ни жалоб, ни симптомов.
Примеры сублимации
- Стремление удовлетворить демонстративные, нарциссические потребности может проявляться в выборе публичной профессии — например, артиста или политика;
- Агрессия может выражаться в социально-приемлемой конкуренции — в контактных видах спорта, публичных прениях (теледебатах, стендап-баттлах), публицистике — а также в выборе специальностей, предполагающих то или иное воздействие или вмешательство (например в хирургии: «резать», чтобы спасать);
- Сексуальные и эротические побуждения выражаются в искусстве, литературе, кинематографе и рекламе.
Говоря о сублимации, Фрейд в основном описывал творческую и интеллектуальную деятельность. Но к социально-значимой деятельности можно отнести и такое занятие, как коллекционирование (Peter Subkowski, On the Psychodynamics of Collecting, 2006).