«Никакой магии»: как сервис CarPrice чуть не разорился, но в пандемию нарастил обороты
Онлайн-аукцион подержанных автомобилей CarPrice был основан в 2014 году, в 2018-м впервые получил прибыль по итогам месяца, а в пандемийном 2021-м планирует получить самую большую цифру оборота в своей истории. Как ему это удалось?
Выручка CarPrice за I полугодие 2021 года превысила результаты всего 2020-го — тогда она составила 5,2 млрд рублей. По итогам этого года сервис рассчитывает вырасти втрое и увеличить объемы продаж до 15 млрд рублей, говорит ее сооснователь Артем Большаков. Если цель будет достигнута, аукцион получит самую большую цифру оборота за всю свою семилетнюю историю. А ведь в пандемию CarPrice входил в состоянии глубокого кризиса. «В свое время мы заигрались в какой-то космический стартап, который ракетой должен был улететь в космос. А мы всего-навсего компания по продаже автомобилей», — говорит Большаков.
Forbes рассказывает, как CarPrice совершал ошибки и потом их исправлял.
Как основали CarPrice
Идея создать онлайн-аукцион по продаже подержанных автомобилей CarPrice принадлежит предпринимателям Артему Большакову и Оскару Хартманну. Большаков проходил стажировку в американской автомобильной аукционной компании Manheim, случайно попал на прием к ее вице-президенту и убедил его открыть бизнес в России по франшизе. Вернувшись в Россию, Большаков рассказал о проекте своему знакомому — Оскару Хартманну (основатель дискаунтера одежды KupiVIP). Идею оценили, но планы не реализовались — Manheim отказалась от них весной 2014 года из-за санкций.
Тогда партнеры решили сделать некий аналог Manheim в России. «Кофаундеров было несколько. Кроме меня и моего приятеля Александра Черняка Хартманн пригласил Эдуарда Гуриновича и Александра Данилова. Тогда сервис получил $2 млн на развитие бизнеса от фондов Almaz Capital, Fastlane Ventures, e.ventures и ряда других российских и зарубежных инвесторов», — рассказывает Большаков. За первые полгода к CarPrice подключилось 700 автодилеров, через сервис было продано более 1000 автомобилей.
Результаты воодушевили инвесторов, и летом 2015 года CarPrice удалось привлечь еще $40 млн. Основные средства предоставил Baring Vostok Private Equity Fund V, а фонд Almaz Capital (совладелец проекта) увеличил в нем свою долю.
На тот момент CarPrice сотрудничал более чем с 3600 дилерами по всей России. Обороты компании в 2015 году составили 3,5 млрд рублей, в 2016 выросли втрое — до 9,3 млрд. Казалось, все идет хорошо.
«Я разделяю комфорт и ненужные понты». Правила потребления сооснователя CarPrice Эдуарда Гуриновича
Как это работало
Клиент CarPrice приезжал на автомобиле в один из офисов компании. Сотрудник сервиса, пользуясь специальным приложением, осматривал и оценивал машину по разработанной методике (учитывалось более 150 параметров), оценка должна была занимать 25 минут. Данные загружались на онлайн-платформу, на которой подключенные дилеры торговались за автомобиль в реальном времени. Выигрывал тот, кто предлагал большую сумму. Если владелец соглашался, CarPrice выкупал автомобиль у клиента, после продавал дилеру. Оформление сделки должно было занимать два часа.