«Че ты такой серьезный?»: как одевали разных Джокеров в кино
Пока мы смотрим все новые кадры со сьемок «Безумия на двоих» и ждем возвращения Хоакина Феникса к роли Джокера (а Леди Гаги — в образе Харли Квинн), решили вспомнить о разных воплощениях великого злодея на экране — и о том, как создавались его костюмы.
«Бэтмен» (1966)
Впервые на большом киноэкране Джокер появился в 1966 году в фильме «Бэтмен» режиссера Лесли Х. Мартинсона, его сыграл Сесар Ромеро, как и в сериале, который начал выходить немногим ранее. Фильм сделали близким к оригинальным комиксам, в том числе в плане внешнего вида персонажей: Джокер носил фиолетовый костюм, зеленую рубашку, черный бант из атласной ленты вместо галстука. Художник по костюмам Пэт Барто, впрочем, несколько отошел от мрачного настроя исходного повествования и сделал образ более комедийным: его Джокер скорее хулиган, нежели суперзлодей, и его наряд избыточно-яркий, отчасти клоунский. Это было в том числе необходимо, чтобы лучше передать цвета на пленке шестидесятых годов, но еще и для привлечения к фильму более широкой аудитории.
«Бэтмен» (1989)
Более двадцати лет спустя выходит новый «Бэтмен», снятый Тимом Бертоном, и Джокер в нем наконец получает собственное имя — Джек Напье, характер, элементы биографии. Герой, которого играет Джек Николсон, становится куда менее второстепенным, и это отражается на внешнем виде. В этой версии повествования Джокер — бывший гангстер, получивший свой необычный облик вследствие падения в чан с кислотой. И Джек Николсон самостоятельно подбирал гримера, который воспроизводил на его лице жутковатую гримасу, — это был Ник Дадмен (именно он приложил руку к созданию куклы мастера Йоды для оригинальной трилогии «Звездных войн», а впоследствии стал известен благодаря работе над всеми фильмами о Гарри Поттере).
В тандеме с Николсоном работал и костюмер Боб Рингвуд (помимо нового дизайна костюмов Бэтмена, он знаменит, например, работой над «Дюной» Дэвида Линча). Рингвуд создал для жестокого и мрачного Джокера соответствующий наряд — похожий по крою на версию из комиксов и «Бэтмена» 1966 года, но более темный. Фиолетовый пиджак, сине-зеленая жилетка и атласный бант, оранжевая шелковая рубашка — в этом есть щегольство, насмешка, но в основном — угроза. По мере развития сюжета сочетания цветов становились все более яркими и немыслимыми, чтобы отразить постепенное погружение персонажа в безумие. Благодаря совместным усилиям гримера, костюмера и великолепной актерской игре Николсона именно образ Джокера 1989 года стал культовым, и на него впоследствии ориентировался Хит Леджер.