Своим умом: как развиваются китайские мобильные приложения и сервисы
Китайский рынок информационных технологий — один из наиболее динамично растущих в мире. Разбираемся, как устроен рынок китайского ПО для мобильных устройств и определяем ключевые тенденции его развития
Китай на протяжении многих лет уверенно занимает первое место по показателям доходности национальных приложений. Наибольшую выручку (по состоянию на февраль) приносят мобильные игровые проекты: на них приходится чуть больше 53% от общего дохода китайских приложений. Второе место по показателям выручки занимают социальные сети (~17%), за ними следуют развлекательные приложения (~8%) и программы для обработки фото и видео (~3%). По прогнозам портала Statistica, к 2027 году общая выручка китайских приложений вырастет приблизительно на четверть, а соотношение сегментов дохода почти не изменится.
Магазины приложений
Тем не менее, вы удивитесь, заглянув в китайский смартфон: там не будет ничего знакомого. Многие привычные для России, Европы или США приложения на территории Китая либо непопулярны, либо заблокированы, поскольку по мнению руководства страны представляют угрозу ее информационной безопасности. Вопреки этому факту китайский рынок никак нельзя назвать ограниченным или пустым: все недоступные приложения имеют множество локальных аналогов, глубоко адаптированных под реалии Китая.
На территории страны ограничен доступ ко всем сервисам Google и, в частности, к Google Play — встроенному в ОС Android магазину приложений, — вместо него используются десятки альтернативных платформ, предустанавливаемых на устройства для внутреннего рынка. Наиболее крупные игроки здесь в основном представлены магазинами от производителей устройств — Huawei AppGallery, Oppo Software Store, VIVO App Store, а также MIUI App Store. Многие крупные компании-разработчики ПО также предлагают собственные магазины приложений, такие как Tencent My App, 360 Mobile Assistant, Baidu Mobile Assistant и другие. По данным StatCounter, Apple App Store на территории Поднебесной работает так же, как и за ее пределами, однако доля устройств под управлением iOS в стране крайне невелика — около 21%, в то время как на ОС Android приходится порядка 78% мобильных устройств.
Суперприложения
На китайском рынке широко распространены super-app — приложения, объединяющие в себе множество различных функций, начиная с доставки продуктов и заканчивая обменом сообщениями, переводом денег и бронированием билетов. Безусловный лидер в этом сегменте — WeChat. Это и социальная сеть, и платежный инструмент, и развлекательная платформа с более чем 1 млрд активных пользователей в месяц. В отличие от сервисов «Яндекс» Go WeChat выступает приложением «для всего», предоставляя возможности как для отдельных пользователей, так и для бизнеса, сочетая в себе мессенджер, социальную сеть, веб-браузер, платежный инструмент, сервис коротких видео, доставки товаров и многое другое. Благодаря беспрецедентной универсальности и абсолютной лояльности к государству, WeChat, в сущности, не имеет ни конкурентов, ни аналогов в мире: в одном приложении пользователям доступно почти все, что может понадобиться им в повседневной жизни.