Зеленский пришел к власти
Украинский президент наконец сумел сосредоточить в своих руках исполнительную и законодательную власть, однако времени на раскачку у Зеленского нет: избиратель может потерять терпение.
Минуло сто дней пребывания Владимира Зеленского на посту президента Украины, однако всю полноту власти он получил лишь с началом работы Верховной рады нового созыва. В соответствии с конституцией Украина является парламентско-президентской республикой, где право на формирование правительства закреплено за Верховной радой. На досрочных парламентских выборах партия Зеленского «Слуга народа» получила 254 мандата из 424, слегка недотянув до конституционного большинства в 300 голосов. Таким образом, политическая сила Зеленского получила возможность самостоятельно сформировать правительство и вносить необходимые изменения в законодательство.
Спикером парламента стал не сильно сообразительный, но верный помощник Зеленского председатель партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков. Ключевым кадровым вопросом была кандидатура премьер-министра. И здесь перед президентом стоял двойственный выбор: либо он выдвигает на пост премьера свою марионетку, либо самостоятельного политика. Относительно независимый премьер, способный сказать «нет» президенту, — это, возможно, немного неприятно, но очень эффективно. Все-таки у Зеленского есть определенные обязательства перед своим патроном, олигархом Игорем Коломойским, и самостоятельный премьер-министр мог бы помочь президенту урезонить аппетиты олигарха, отказав всем в праве на «освоение» госбюджета. Но пришлось избрать иной вариант: премьером стал близкий Коломойскому Алексей Гончарук.
До этого 35-летний политик занимал должность заместителя главы офиса президента (бывшая администрация президента) Украины. Кроме того, Гончарук занимался юридической практикой, защищал права инвесторов на общественных началах, работал сотрудником в экспертном центре BRDO (финансируемом Евросоюзом) при кабинете министров, был советником министра экологии и советником первого вице-премьера. В 2014 году Гончарук баллотировался в парламент от партии «Сила людей», но она получила лишь 0,11% голосов избирателей. И вот столь долго рвущемуся наверх политику наконец повезло: его заметили люди Коломойского и порекомендовали Зеленскому.
Кадровые перестановки
Люди, работавшие с Владимиром Зеленским в бытность его актером и продюсером, характеризуют президента как жесткого и авторитарного руководителя. Похоже, от этого стиля работы нынешний президент, оказавшись во главе страны, отступать не стал. В соответствии с конституцией Украины «кандидатуру для назначения на должность премьер-министра Украины вносит президент Украины по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде». На практике депутатов от «Слуги народа» привели к Зеленскому, и он объявил народным избранникам, кого они «хотят предложить» на пост премьера.
С формальной точки зрения президента Украины и его партию «Слуга народа» объединяет лишь название: когда-то Зеленский снимался в одноименном сериале. Однако украинский лидер сразу объяснил депутатам, кто их вождь и учитель: президент после парламентских выборов собрал своих «слуг народа» на встречу, в ходе которой и. о. главы Службы безопасности Украины Иван Баканов (друг детства Зеленского, бывший руководитель студии «Квартал 95») продемонстрировал депутатам папки с их личными делами. Выступая перед новым составом Верховной рады в день начала ее работы, Зеленский заявил, что если в течение года парламент не покажет своей эффективности, то он снова назначит внеочередные выборы. И депутаты намек президента поняли: в первый рабочий день они трудились как проклятые — с десяти утра до двух часов ночи.
Сам Зеленский постоянно находился в сессионном зале и время от времени подгонял нерасторопного спикера, требуя не терять темпа. Ближе к часу ночи депутаты настолько раздухарились, что проголосовали за снятие с себя депутатской неприкосновенности 363 голосами «за». Поскольку это решение вносит изменение в конституцию, требуется повторное решение парламента по этому вопросу на следующей сессии, которая начнет свою работу 3 сентября. Кроме того, депутаты приняли полторы сотни менее резонансных решений в течение полутора часов, на зависть лучшей копировальной технике.
В итоге Верховная рада по представлению Зеленского утвердила Ивана Баканова в должности главы СБУ. Новым министром обороны стал 42-летний Андрей Загороднюк, трудившийся с 2015 года в Проектном офисе реформ министерства обороны Украины. Загороднюк, окончивший Киевский национальный университет по специальности «правоведение» и Оксфордский университет по специальности «финансы», очевидно, призван навести порядок в армейских рядах, где уже много лет без следа растворяются сотни миллионов долларов госфинансирования. Правда, при назначении министра обороны возникла заминка: приглашенного на трибуну Загороднюка не оказалось в сессионном зале и его пришлось искать около часа, сделав вынужденный перерыв в работе парламента.
По представлению нового премьера Алексея Гончарука парламент утвердил персональный состав кабинета министров. Неприятным моментом для «слуг народа» стал факт появления в новом правительстве старого министра внутренних дел Арсена Авакова. Имя главы МВД запятнано не только коррупцией, но и открытым давлением на оппозиционных активистов, которые занимались расследованием резонансных политических дел. Однако Аваков в свое время сумел выслужиться перед Зеленским: он выступил (по личным причинам) против плана Петра Порошенко по фальсификации итогов президентских выборов. Кроме того, Коломойский лично лоббировал Авакова на старую должность в новом правительстве. Депутатам от фракции «Слуга народа» на полном серьезе «по секрету» сообщили, что Порошенко готовит военный переворот с целью возвращения к власти и только Аваков способен его предотвратить. Народные избранники, превратившись таким образом из пособников преступника в спасителей Отечества, утвердили состав нового правительства.
Кроме Авакова в новом правительстве сохранила свою должность министр финансов Оксана Маркарова. Ее ведомство принимает активное участие в переговорах Киева с международными кредиторами, и Зеленский предпочел не рисковать. Министром иностранных дел стал 49-летний Вадим Пристайко, занимавший до этого должность первого заместителя главы МИДа. Это назначение, по-видимому, свидетельствует о том, что внешнеполитический курс времен Порошенко сохранится.
Среди кадровых обновлений нового правительства стоит отметить назначение 28-летнего Михаила Федорова вицепремьером и министром цифровой трансформации. Известно, что в прошлом он основал digital-агентство, занимавшееся продажей рекламы в социальных сетях, а одним из клиентов Федорова был «95-й квартал» Зеленского. Занятно, что во время первой пресс-конференции партии «Слуга народа», состоявшейся в мае этого года, Михаил Федоров (тогда руководитель digital-направления партии) отличился тем, что не смог вывести презентацию со своего ноутбука на настенный монитор пресс-центра. Министром экономики, торговли и сельского хозяйства стал 44-летний Тимофей Миланов — преподаватель экономики с 15-летним стажем, заместитель главы совета Национального банка Украины. Общее количество министерств за счет объединений было сокращено с 19 до 15. В целом, судя по кадровому составу, Зеленский ждет от нового правительства радикальных экономических реформ, дальнейшего сближения с Западом и беспрекословной лояльности министров.
Наконец, с помощью Верховной рады Зеленскому удалось избавиться от генерального прокурора Юрия Луценко, назначенного еще при Порошенко. Он категорически отказывался уходить в отставку и время от времени возбуждал уголовные дела в отношении Зеленского и его окружения. В итоге новым генеральным прокурором стал заместитель главы офиса Зеленского Руслан Рябошапка, и с его приходом можно ожидать возобновления расследования множества резонансных дел, тормозившихся прежним руководством прокуратуры.
Во всем этом заметно, как Зеленский спешит; оно и понятно: у него просто нет другого выбора. Избиратели выдали Зеленскому огромный кредит доверия: на сегодняшний день около 70% украинских граждан ему доверяют и 63% поддерживают его действия. Среди первоочередных задач Зеленского, по мнению населения, на первом месте находится прекращение войны на Донбассе — так считают 71,5% опрошенных. Экономика отошла на второй план: улучшения условий жизни (повышения зарплат и пенсий) хотят 44% граждан, снижения коммунальных тарифов ожидает 31%, наказания коррупционеров — 21%, а уменьшения влияния олигархов на политику — 18% опрошенных. При этом 70% опрошенных верят в успех реформ, проводимых командой президента Зеленского.
Однако если в течение года мира на Донбассе не будет, а экономика так и продолжит сползать на дно, это неизбежно вызовет народное разочарование в Зеленском, такое же сильное, каким некогда было очарование. Получив всю полноту власти в стране, президент теперь не сможет найти «объективные причины», помешавшие ему выполнить свои предвыборные обещания. Ситуацией обязательно воспользуются конкурирующие с Коломойским кланы, и их информационная атака на Зеленского лишь усилит разочарование в народном любимце. Исходя из этой логики Зеленский обречен на быстрое установление мира на Донбассе, на отстранение всех олигархов от государственной власти и на успешные экономические реформы. Правда, сделать это новому президенту будет крайне сложно — слишком глубокими стали нарывы на политическом и социальном теле Украины.
Взвешенный компромисс
Начнем с самого главного и болезненного вопроса — войны на Донбассе. Зеленский уже много раз заявлял о необходимости прекратить горячую фазу конфликта на Донбассе, но пока его слова остались благими пожеланиями: война хоть и в менее активном виде, но продолжается. И с формированием нового правительства у Зеленского исчезнет возможность валить вину за происходящее на предшественников: раньше президент обрушивался с критикой на прежнего министра иностранных дел Павла Климкина и обвинял его в срыве запланированного обмена удерживаемыми лицами между Россией и Украиной. Теперь, кажется, процесс сдвинулся с мертвой точки.
Кроме того, Зеленский время от времени звонил президенту Франции Эммануэлю Макрону и канцлеру ФРГ Ангеле Меркель с призывом немедленно собрать «нормандский формат». В конце концов европейские лидеры объяснили президенту Украины, что встреча должна быть подготовленной, то есть должны поступить какие-то конкретные предложения от украинской стороны, которые, в свою очередь, обсудят главы МИД и советники лидеров «нормандской четверки». Однако устраивать бессмысленные встречи для пиара симпатичного им парня европейцы наотрез отказались.
Не сработали и публичные попытки призвать президента США Дональда Трампа себе на помощь. Трамп, во-первых, в целом равнодушен к украинскому кризису (его волнуют более глобальные проблемы современного мира), а во-вторых, американский президент обижен на Зеленского из-за его нежелания помочь в расследовании коррупционных действий на Украине Джо Байдена (вероятного соперника Трампа на выборах 2020 года). Сейчас Зеленскому, похоже, наконец стало понятно, что каким бы хитрым он ни был, его маневр не удался и необходимо идти на серьезный и взвешенный компромисс по Донбассу — иного пути у него уже нет.
Экономика вишневого сада
В экономике страны тоже проблематично всё. Начнем с того, что после распада СССР в Украине проживало около 52 млн человек, а по результатам последней переписи населения в 2001 году его численность уменьшилась до 48 млн. На сегодняшний день официальная статистика говорит о 42 млн человек, проживающих в Украине, но многие специалисты не согласны с этой оценкой, не учитывающей миллионы человек, прописанных на родине, но годами пребывающих на заработках за границей. Вероятнее всего, численность населения Украины составляет от 30 млн до 35 млн человек, из которых трудоспособное население составляет порядка 10–12 млн человек и 15 млн пенсионеров. Из оставшихся 10 млн работников от трех до пяти миллионов человек выезжают на временные заработки за границу, преимущественно в Европу.
При этом существует государственная 600-тысячная армия проверяющих соблюдение пожарных, трудовых, санитарных и прочих правил, но на практике занимающихся поборами за сомнительное удовольствие — вести бизнес в Украине. Пройдет еще немного времени, количество проверяющих превысит количество проверяемых, и Украина превратится в страну, населенную исключительно госслужащими, работниками социальной сферы и пенсионерами. Эта крайне неуравновешенная система пока что держится за счет внешних займов, но в перспективе долги станут еще одним фактором нестабильности.
Госдолг Украины, превышающий 82 млрд долларов, составляет чуть более 60% ВВП страны, это не очень много по мировым меркам. Часть задолженности перед МВФ, ЕБРР и иными финансовыми институтами была сделана под очень низкий процент, но большую часть долга Киев занял на свободном рынке под 18–20% в национальной валюте и под 8–10% в долларах и евро. В 2019 году Украина потратит три миллиарда долларов лишь на обслуживание долгов (это около 13% расходной части государственного бюджета) и еще 16 млрд долларов на их погашение. В 2020-м Украине предстоит выплатить около 14 млрд долларов. Выплаты старых долгов в текущем году были тут же компенсированы новыми займами, фактически рефинансированы под менее высокий процент, чем три-четыре года назад, — под 16–17% в гривне и под 6–7% в иностранной валюте. На настроении инвесторов сказались возобновление сотрудничества с МВФ,постоянный рост ВВП и относительная стабилизация ситуации на Донбассе.
Однако рост ВВП в 2,5–3%, стабильность национальной валюты и выросшие до 22 млрд долларов золотовалютные резервы не греют душу украинцам, и они продолжают эвакуироваться в соседние страны со средней скоростью около миллиона человек в год. Таким образом, долги не улучшают экономическую ситуацию в стране, а лишь способствуют стабильному ухудшению. Из страны разбегаются способные создавать добавленную стоимость, а остаются те, кого необходимо содержать за счет госбюджета. Девальвация национальной валюты с целью снижения долгового бремени не решит проблему, поскольку лишь треть всех заимствований номинирована в гривне, а остальной долг был сделан в долларах, евро и специальных средствах заимствования.
У местной интеллектуальной элиты, не находящейся около кормушек, связанных с государственными расходами, давно сложился консенсус о необходимости проведения радикальных экономических реформ. По мнению многих экономистов и политологов, старая социально-экономическая система и вовсе не подлежит реформированию — ее просто нужно демонтировать. Насколько неблагоприятная ситуация сложилась в Украине для ведения бизнеса, видно на примере ИT-сферы. Несмотря на множество хороших программистов и специалистов по ИT-технологиям, в стране так и не был создан ни один значимый продукт. Местные специалисты работают на иностранные проекты, экспортируя «ИT-сырье», а попытки создать собственный продукт разбивались о неусыпный государственный контроль. Если какой-то бизнес вопреки поборам чиновников все-таки успешно развивается, его рано или поздно попытаются «отжать» силовики или бандиты, что неизбежно приводит к краху экспроприированной фирмы.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера, советник президента Украины Олег Устенко, занимавшийся экономическим ликбезом Зеленского с осени 2018 года, прямо говорит о необходимости экономического прорыва. «Либо мы растем высокими темпами — либо мы прекратим наше существование. Зеленский понимает, что есть три основные проблемы — защита прав собственности; некачественная, работающая по “телефонному праву” судебная ветвь власти; вся система работает лишь с коррупционной смазкой», — считает он.
Феодальные олигархи
Однако, несмотря ни на что, в Украине есть группа людей, у которых всё всегда хорошо, — это олигархи и предприниматели калибром поменьше, пользующиеся административной поддержкой властей и владеющие местными СМИ, — «феодальные олигархи». Неважно, какой сферой деятельности занимается олигарх, главная задача — не допустить конкуренции в «своей сфере» и по возможности обеспечить льготы или субсидирование бизнеса. Самое неприятное, что может случиться для этой группы, — создание прозрачных правил ведения бизнеса и приход иностранного инвестора. Они одинаково сильно опасаются прихода в Украину как российского, так и западного капитала, отсюда произрастает тяга украинской элиты к отстаиванию «незалежности» страны.
При этом политическая борьба между партиями, сформированными группами олигархов по территориальному или отраслевому принципу, всегда велась всерьез, но никогда не была войной на уничтожение. Подобно игрокам теннисного турнира, победитель зарабатывал больше, но без призовых не оставались и другие участники соревнований. Проигравший клан всегда сохранял за собой контроль над частью страны, где располагались его предприятия, над местными чиновниками и силовиками, над отраслями экономики страны и национальными СМИ. Причем яйца раскладываются в разные корзины. Владелец множества промышленных предприятий Юго-Востока Ринат Ахметов спонсировал «пророссийскую» парламентскую партию «Оппозиционный блок» и «националистическую» парламентскую партию «Радикальная партия Олега Ляшко». Депутаты от этих политических сил могли даже подраться между собой в Верховной раде.
«Кажется, что это просто олигархи, но в реальности есть большая группа, которая находится вокруг этих олигархов и которая заинтересована в консервации ситуации в стране. Эта группа давно, еще в 1990-е, поняла, что может эксплуатировать ресурсы, эксплуатировать население. Группа олигархов привыкла, что она определяет ситуацию в стране, она решает, куда движется страна, она решает, какой клан получает власть, а какой отстраняется от кормушки, как раздаются посты», — говорит Олег Устенко.
Ясно, что любые потенциальные успехи нового правительства будут нивелированы при прежних правилах игры. Проводить экономические реформы и позволять олигархам обогащаться за счет общества просто деструктивно. Однако надеждам Зеленского отстранить олигархов от управления страной, а Коломойского по старой дружбе оставить резвиться на его лужайке, сбыться не суждено. Опыт Виктора Януковича и Петра Порошенко говорит о том, что власть лишь увеличивает аппетит дорвавшегося до нее миллиардера. Схемы незаконного, но такого быстрого и приятного обогащения нельзя модернизировать — их можно либо уничтожить, либо возглавить. Попытка компромисса в виде сохранения старых правил для Коломойского и введения новых правил для всех остальных может закончиться так же, как компромисс между вариантами объехать столб слева или справа.
Анонсированные реформы
Зеленский спешит: он понимает, что время пока работает не на него. Его экономическая команда уже анонсировала масштабную приватизацию с продажей всех четырех принадлежащих государству банков, публичных акционерных обществ «Украинская железная дорога» и «Укрпочта». С 2020 года в Украине будет разрешена свободная купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения, что, по мнению директора Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен, обеспечит рост ВВП на два процента в течение нескольких лет. Серый рынок сельскохозяйственной земли давно существовал, несмотря на мораторий на ее продажу. Лазейки в законодательстве и продажные судьи позволяли мелким «феодальным олигархам» скупать землю в любых количествах и при желании даже выводить ее из сельхозоборота. Собственникам при продаже доставались гроши. Отсутствовала возможность брать кредит в банке под залог земли для развития фермерского хозяйства. Кроме того, Зеленский предлагает легализовать игорный бизнес, который и так повсеместно существует и «крышуется» ведомством Арсена Авакова, что не приносит доходов бюджету.
Олег Устенко предлагает также разделить на части и продать национальную акционерную компанию «Нафтогаз Украины», владеющую экспортной газовой трубой, подземными газовыми хранилищами и мощностями по добыче нефти и природного газа. Если приватизация остатков госсобственности пройдет в виде обычного раздербанивания между особами, приближенными к президенту, эффект от нее будет обратным от ожидаемого. Однако и честная приватизация этих предприятий, пополнив бюджет, не создаст миллионов высокопроизводительных и, соответственно, высокооплачиваемых рабочих мест. Следовательно, уехавшим украинцам некуда будет вернуться, и они останутся работать за границей.
По мнению «реформаторского крыла» команды Зеленского, проблему создания рабочих мест может решить лишь привлечение иностранных инвестиций. Однако хороший инвестиционный климат, либеральное законодательство, честные суды и чиновники еще не означают автоматического прихода современных производств. Единственное конкурентное преимущество Украины — дешевая рабочая сила, но она достаточно мобильна и уже нашла себе применение во многих европейских странах, где инвестиции в производство давно сделаны и есть недостаток в рабочей силе. Если новому составу правительства не удастся переломить неблагоприятную экономическую ситуацию, в Украине продолжится депопуляция, а Зеленский превратится в очередное разочарование на посту президента.
ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl