Ежегодно в России продается более 1,5 млн новых легковых автомобилей

ForbesБизнес

Как житель Казани пережил банкротство и построил сеть автосалонов с оборотом в 5 млрд рублей в год

В начале 2000-х казанец Руслан Абдулнасыров ремонтировал карбюраторы в гараже, во время кризиса стал банкротом, но не опустил руки и создал одну из первых в России франчайзинговых сетей по продаже автомобилей с пробегом. Сегодня только собственные точки приносят его компании более 5 млрд рублей выручки в год, а общий оборот сети может достигать 14 млрд рублей.

Юлиана Михайлова

snimok_ekrana_2019-09-26_v_19.13.27_copy.png__1569514630__58498.png
Фото DR

Ежегодно в России продается более 1,5 млн новых легковых автомобилей, но новыми они остаются недолго. «Как только машина выезжает за порог дилерского центра, она сразу же приобретает статус подержанной и существенно дешевеет», — говорит основатель одной из самых крупных сетей по продаже автомобилей с пробегом «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. В этой особенности рынка он разглядел возможность заработать: спрос на подержанные машины в хорошем состоянии, которые существенно дешевле выставленных в салонах, огромен, а в начале 2000-х «приличных» точек по продаже подержанных авто почти не было — машины покупали в основном по объявлениям в газетах и на рынках, где можно легко нарваться на мошенников.

Еще 14 лет назад Абдулнасыров открыл первый салон с подержанными авто в родной Казани. В Москве организованная торговля б/у-машинами уже процветала, а для регионов была экзотикой, поэтому дела быстро пошли в гору. Но из-за кризиса 2008 года продажи упали до нуля и бизнесмен признал себя банкротом. Чтобы выбраться из долговой ямы, Руслан решил перевести бизнес в онлайн и создал web-платформу, которая помогала правильно оценивать автомобили. Позже вокруг своего IT-решения Абдулнасыров создал франшизу. Сейчас по франшизе работает 15 дилерских центров, еще 8 принадлежат самому Абдулнасырову. В прошлом году собственные автосалоны принесли ему 5,4 млрд рублей выручки и 230 млн рублей чистой прибыли.

Заводной «Апельсин»

Руслан Абдулнасыров вырос в Киргизии, куда командировали его отца, военного летчика. Стиль воспитания у отца был достаточно жесткий. «Если не понял, повторять никто не будет. Кирзачом помогут, направление покажут», — вспоминает он. Армейская дисциплина дома повлияла на его будущий стиль управления бизнесом, считает Абдулнасыров: «У меня тоже все быстро, четко, но очень логично».

В начале 90-х годов семья переехала в Казань, и Руслан поступил на юрфак Казанского социально-юридического института. В студенчестве успел поработать на местном телевидении: освещал криминальные новости на канале «Эфир». «Выезжали на место происшествия, потом оперативно отрабатывали, на следующий день материал выходил в программе. Это было что-то типа «Петровки 38», — поясняет Абдулнасыров.

За пару лет он понял, что в журналистике много не заработаешь, и решил попробовать себя в бизнесе. «Очень хотел заниматься автобизнесом — мне почему-то это казалось крайне доходным», — вспоминает Руслан. В 2000 году он арендовал у соседа гараж и решил открыть небольшую станцию по ремонту карбюраторов. Фасад гаража покрасил в оранжевый цвет — так появилось название компании «Апельсин». Начинающий бизнесмен нашел мастера, чтобы тот чинил машины, а сам стал искать клиентов. «Как выяснилось, никакого мегадохода тут не было. Это была обыкновенная работа двух парней, у которых был цех по ремонту машин. Но для того возраста деньги были неплохие», — признает предприниматель.

«Я не знаю, как моя мама согласилась на это. Сказала: «Ну что ж поделать, если это нужно для твоего бизнеса»

Через несколько месяцев «Апельсин» начал ремонтировать по 10 автомобилей ежедневно, соседский гараж стал слишком тесным. Накопленных с момента старта денег хватило, чтобы арендовать ангар в 350 кв. м на территории овощебазы на окраине Казани. Чтобы решить проблемы с логистикой, Абдулнасырову приходилось самому довозить мастеров до места работы. «Хорошо помню момент, когда заезжал за нашим главным жестянщиком утром. Он выглядывает в окно, в майке, с бутербродом, чай пьет, и говорит мне: «Ты подожди немного, я сейчас чаек допью и выйду». И мне так было обидно: я, собственник бизнеса, заехал, сижу, жду, сам не позавтракал, нам же надо работу сдавать, а он выползает потихоньку», — со смехом вспоминает предприниматель.

Работники могли позволить себе капризничать: хорошие специалисты в автобизнесе ценились на вес золота, говорит Руслан. «Кузовщики были очень капризными ребятами, колористы — это вообще боги. Все собственники кузовных станций плясали перед ними». Однажды, чтобы удержать сотрудника, Руслану пришлось даже поселить у себя дома работника. «Парень ушел из семьи, ему негде было жить. А у моих родителей частный дом, — рассказывает Абдулнасыров. — Я не знаю, как моя мама согласилась его принять. Сказала: «Ну ладно, что же поделать, если это нужно для твоего бизнеса».

Чтобы привлекать клиентов, Руслан стал размещать рекламу кузовной станции в местной прессе, а на месте выстраивал навигацию — нелегально ставил большие щиты из ДВП с указателями. «Мы на этих щитах писали, что окрашивание кузова стоит 5 000 рублей и просто выставляли их на перекрестках — такой вот партизанский маркетинг», — смеется Абдулнасыров. По его словам, такая реклама повысила выручку компании в три раза, а личный доход серьезно превысил зарплату журналиста.

Выйти из тени

Через два года Руслан решил изменить бизнес-модель на, как ему казалось, еще более перспективную. «Я понимал, что новый автомобиль становится бэушным сразу же, как выезжает из дилерского центра. А значит, есть огромный спрос на покупку и продажу этих машин, — рассудил он. — И рынок заберет та компания, которая сможет все это оформить в правильную бизнес-модель». Правда, тогда в его идею, кроме мамы, никто не поверил: «Все пользовались газетой «Из рук в руки» и вообще не понимали, зачем нужен автосалон, когда можно просто позвонить по объявлению». Несмотря на скепсис окружающих, в 2005 году Руслан решил открыть небольшой шоу-рум автомобилей с пробегом под уже знакомым казанцам названием «Апельсин».

«30% б/у-автомобилей остается в серой зоне — это перекупы, которые скручивают пробег, не платят налоги, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей»

Абдулнасыров ступил на сложную территорию, говорит генеральный директор онлайн-аукциона подержанных автомобилей CarPrice Денис Долматов. «Исторически бизнес по продаже б/у автомобилей считался второсортным — им, в основном, занимались темные личности: индивидуальные перекупы, небольшие сети салонов ноунейм, — говорит Долматов. — Так что отношение к этому бизнесу всегда было предвзятое». В начале 2000-х годов рынок начал постепенно обеляться: в Москве открылись салоны Major, «Рольф», «Авто-Старт», которые стали торговать не только новыми машинами, но и автомобилями с пробегом. За три года до того, как Абдулнасыров пришел в этот бизнес, открылся первый специализированный салон б/у автомобилей — Fresh Auto в Уфе.

По оценке президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, за последние годы «серая» зона бизнеса на подержанных авто начала сокращаться. «Сейчас около 20% продаж приходится на более или менее прозрачный рынок. Из них 15-16% занимают официальные дилеры и еще около 5% — крупные игроки на вторичном рынке вроде Fresh Auto и «Автосети.РФ». Еще 50% приходится на сделки c2c (от частного продавца к частному покупателю без посредников — прим. Forbes) и 30% остается в той самой серой зоне — это перекупы, которые скручивают пробег, не платят налоги, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей и так далее», — объясняет Мосеев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Исследовательница измен смотрит сериал «Почему женщины убивают» — и рассказывает, как изменяют в России Исследовательница измен смотрит сериал «Почему женщины убивают» — и рассказывает, как изменяют в России

Почему в России разваливаются браки

Esquire
Восьмое чудо света: российский радар Восьмое чудо света: российский радар

За внешний вид и характеристики военные часто называют его восьмым чудом света

Популярная механика
Новые адреса на бьюти-карте Москвы Новые адреса на бьюти-карте Москвы

Четыре пространства, где шопинг отличается небанальностью

РБК
Fidelle: «Я за поиск магии, поиск того, от чего сам будешь кайфовать» Fidelle: «Я за поиск магии, поиск того, от чего сам будешь кайфовать»

Певица Fidelle рассказала про возвращение в музыку и работу с продюсером

Cosmopolitan
«Цены подскочат от этой атаки»: как повлияют на рынок нападения дронов на саудовские НПЗ «Цены подскочат от этой атаки»: как повлияют на рынок нападения дронов на саудовские НПЗ

Саудовская Аравия официально подтвердила сокращение добычи нефти

Forbes
Как не расстаться после рождения ребенка Как не расстаться после рождения ребенка

Есть ли способы остаться вместе, когда семейную лодку так штормит?

Домашний Очаг
Миранда Шелия: Миранда Шелия:

Миранда Шелия и ее отношение к шеймингу, профессиональные планы и любовь к себе

Cosmopolitan
«Я иду только туда, где интересно». Как филолог из Нижнего Новгорода смогла стать топ-менеджером Visa в Америке «Я иду только туда, где интересно». Как филолог из Нижнего Новгорода смогла стать топ-менеджером Visa в Америке

Как филолог из России стала главным операционным директором Visa в Америке

Forbes
Тимур Тания: «Боюсь жену, когда она ремонтирует стиральную машинку» Тимур Тания: «Боюсь жену, когда она ремонтирует стиральную машинку»

Актер признался, что для него самое страшное на съемочной площадке

StarHit
«Зоркое» меню: как поддержать зрение «Зоркое» меню: как поддержать зрение

Какие проблемы со зрением могут возникать во время беременности?

9 месяцев
Искусство на рынке, в библиотеке, в торговом центре, в институте: как проект фонда V-A-C «Московские Соло. Кунстхалле музыки» захватывает Москву Искусство на рынке, в библиотеке, в торговом центре, в институте: как проект фонда V-A-C «Московские Соло. Кунстхалле музыки» захватывает Москву

С конца весны фонд V-A-C организовал несколько перформансов и мероприятий

Esquire
Как нарастить волосы в домашних условиях самой: 3 лучших метода Как нарастить волосы в домашних условиях самой: 3 лучших метода

Как самостоятельно сделать наращивание волос

Cosmopolitan
«В удачу я не верю» «В удачу я не верю»

Александра Устюгова в октябре будет можно увидеть на сцене «Вегас Сити Холла»

Добрые советы
Как завязать галстук по научно выверенной методике: идеальный узел Как завязать галстук по научно выверенной методике: идеальный узел

Сколько вы знаете способов завязывания галстука?

Популярная механика
В плейлист: 5 любимых альбомов музыканта OQJAV В плейлист: 5 любимых альбомов музыканта OQJAV

Накануне нового альбома OQJAV делится своими любимыми альбомами

Forbes
Когда эмпатия причиняет вред Когда эмпатия причиняет вред

Как не переступить грань, за которой эмпатия вредна?

Psychologies
Как одеваются француженки, итальянки и другие модницы из разных стран мира Как одеваются француженки, итальянки и другие модницы из разных стран мира

Как любят наряжаться француженки и что никогда не наденут итальянки

Cosmopolitan
Как записать видео с экрана Как записать видео с экрана

Необходимость записать видео с происходящим на экране может возникнуть у каждого

Популярная механика
Самое интересное на МАКС-2019: робот Федор, два президента и ситуативный маркетинг Самое интересное на МАКС-2019: робот Федор, два президента и ситуативный маркетинг

Что показали на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском

Forbes
«Штрафы приходят каждый день». Таксистов спасут от камер «Штрафы приходят каждый день». Таксистов спасут от камер

Таксистам предложат бесплатно ждать клиентов на платных стоянках и паркингах

РБК
Старики-разбойники Старики-разбойники

На восьмом десятке герои боевиков находят, чем себя развлечь

StarHit
Почему ты не можешь подобрать удобные лодочки — секреты выбора идеальной пары Почему ты не можешь подобрать удобные лодочки — секреты выбора идеальной пары

Что может быть лучше пары стильных лодочек?

Cosmopolitan
От мала до велика От мала до велика

Что такое «болезнь грудных имплантов» и насколько она опасна

Vogue
Защита от всех шоков: как Россия пытается избежать ловушек, которых боятся Греф и Чубайс Защита от всех шоков: как Россия пытается избежать ловушек, которых боятся Греф и Чубайс

За последнее десятилетие Россия пережила ряд экономических шоков

Forbes
Заветная «корочка». Чему не научат в российском вузе Заветная «корочка». Чему не научат в российском вузе

Часто новоиспеченные студенты не справляются с нагрузкой и впадают в депрессию

Forbes
Лицо с экрана: Юрий Дудь Лицо с экрана: Юрий Дудь

Чествуем его как документального режиссера и главное лицо российского YouTube

GQ
Ростов папа Ростов папа

Ростовчане, распознав в тебе приезжего, сходу устроят тебе проверку

Seasons of life
Райский язык Райский язык

Мы поговорили с Мариной Степновой о детстве в Кишиневе и о суржике

Seasons of life
«Пощады не будет». У автомобилистов появилась новая проблема «Пощады не будет». У автомобилистов появилась новая проблема

Столичные автомобилисты возмутились массовой установкой островков безопасности

РБК
Открыть в приложении