Ежегодно в России продается более 1,5 млн новых легковых автомобилей

ForbesБизнес

Как житель Казани пережил банкротство и построил сеть автосалонов с оборотом в 5 млрд рублей в год

В начале 2000-х казанец Руслан Абдулнасыров ремонтировал карбюраторы в гараже, во время кризиса стал банкротом, но не опустил руки и создал одну из первых в России франчайзинговых сетей по продаже автомобилей с пробегом. Сегодня только собственные точки приносят его компании более 5 млрд рублей выручки в год, а общий оборот сети может достигать 14 млрд рублей.

Юлиана Михайлова

snimok_ekrana_2019-09-26_v_19.13.27_copy.png__1569514630__58498.png
Фото DR

Ежегодно в России продается более 1,5 млн новых легковых автомобилей, но новыми они остаются недолго. «Как только машина выезжает за порог дилерского центра, она сразу же приобретает статус подержанной и существенно дешевеет», — говорит основатель одной из самых крупных сетей по продаже автомобилей с пробегом «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. В этой особенности рынка он разглядел возможность заработать: спрос на подержанные машины в хорошем состоянии, которые существенно дешевле выставленных в салонах, огромен, а в начале 2000-х «приличных» точек по продаже подержанных авто почти не было — машины покупали в основном по объявлениям в газетах и на рынках, где можно легко нарваться на мошенников.

Еще 14 лет назад Абдулнасыров открыл первый салон с подержанными авто в родной Казани. В Москве организованная торговля б/у-машинами уже процветала, а для регионов была экзотикой, поэтому дела быстро пошли в гору. Но из-за кризиса 2008 года продажи упали до нуля и бизнесмен признал себя банкротом. Чтобы выбраться из долговой ямы, Руслан решил перевести бизнес в онлайн и создал web-платформу, которая помогала правильно оценивать автомобили. Позже вокруг своего IT-решения Абдулнасыров создал франшизу. Сейчас по франшизе работает 15 дилерских центров, еще 8 принадлежат самому Абдулнасырову. В прошлом году собственные автосалоны принесли ему 5,4 млрд рублей выручки и 230 млн рублей чистой прибыли.

Заводной «Апельсин»

Руслан Абдулнасыров вырос в Киргизии, куда командировали его отца, военного летчика. Стиль воспитания у отца был достаточно жесткий. «Если не понял, повторять никто не будет. Кирзачом помогут, направление покажут», — вспоминает он. Армейская дисциплина дома повлияла на его будущий стиль управления бизнесом, считает Абдулнасыров: «У меня тоже все быстро, четко, но очень логично».

В начале 90-х годов семья переехала в Казань, и Руслан поступил на юрфак Казанского социально-юридического института. В студенчестве успел поработать на местном телевидении: освещал криминальные новости на канале «Эфир». «Выезжали на место происшествия, потом оперативно отрабатывали, на следующий день материал выходил в программе. Это было что-то типа «Петровки 38», — поясняет Абдулнасыров.

За пару лет он понял, что в журналистике много не заработаешь, и решил попробовать себя в бизнесе. «Очень хотел заниматься автобизнесом — мне почему-то это казалось крайне доходным», — вспоминает Руслан. В 2000 году он арендовал у соседа гараж и решил открыть небольшую станцию по ремонту карбюраторов. Фасад гаража покрасил в оранжевый цвет — так появилось название компании «Апельсин». Начинающий бизнесмен нашел мастера, чтобы тот чинил машины, а сам стал искать клиентов. «Как выяснилось, никакого мегадохода тут не было. Это была обыкновенная работа двух парней, у которых был цех по ремонту машин. Но для того возраста деньги были неплохие», — признает предприниматель.

«Я не знаю, как моя мама согласилась на это. Сказала: «Ну что ж поделать, если это нужно для твоего бизнеса»

Через несколько месяцев «Апельсин» начал ремонтировать по 10 автомобилей ежедневно, соседский гараж стал слишком тесным. Накопленных с момента старта денег хватило, чтобы арендовать ангар в 350 кв. м на территории овощебазы на окраине Казани. Чтобы решить проблемы с логистикой, Абдулнасырову приходилось самому довозить мастеров до места работы. «Хорошо помню момент, когда заезжал за нашим главным жестянщиком утром. Он выглядывает в окно, в майке, с бутербродом, чай пьет, и говорит мне: «Ты подожди немного, я сейчас чаек допью и выйду». И мне так было обидно: я, собственник бизнеса, заехал, сижу, жду, сам не позавтракал, нам же надо работу сдавать, а он выползает потихоньку», — со смехом вспоминает предприниматель.

Работники могли позволить себе капризничать: хорошие специалисты в автобизнесе ценились на вес золота, говорит Руслан. «Кузовщики были очень капризными ребятами, колористы — это вообще боги. Все собственники кузовных станций плясали перед ними». Однажды, чтобы удержать сотрудника, Руслану пришлось даже поселить у себя дома работника. «Парень ушел из семьи, ему негде было жить. А у моих родителей частный дом, — рассказывает Абдулнасыров. — Я не знаю, как моя мама согласилась его принять. Сказала: «Ну ладно, что же поделать, если это нужно для твоего бизнеса».

Чтобы привлекать клиентов, Руслан стал размещать рекламу кузовной станции в местной прессе, а на месте выстраивал навигацию — нелегально ставил большие щиты из ДВП с указателями. «Мы на этих щитах писали, что окрашивание кузова стоит 5 000 рублей и просто выставляли их на перекрестках — такой вот партизанский маркетинг», — смеется Абдулнасыров. По его словам, такая реклама повысила выручку компании в три раза, а личный доход серьезно превысил зарплату журналиста.

Выйти из тени

Через два года Руслан решил изменить бизнес-модель на, как ему казалось, еще более перспективную. «Я понимал, что новый автомобиль становится бэушным сразу же, как выезжает из дилерского центра. А значит, есть огромный спрос на покупку и продажу этих машин, — рассудил он. — И рынок заберет та компания, которая сможет все это оформить в правильную бизнес-модель». Правда, тогда в его идею, кроме мамы, никто не поверил: «Все пользовались газетой «Из рук в руки» и вообще не понимали, зачем нужен автосалон, когда можно просто позвонить по объявлению». Несмотря на скепсис окружающих, в 2005 году Руслан решил открыть небольшой шоу-рум автомобилей с пробегом под уже знакомым казанцам названием «Апельсин».

«30% б/у-автомобилей остается в серой зоне — это перекупы, которые скручивают пробег, не платят налоги, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей»

Абдулнасыров ступил на сложную территорию, говорит генеральный директор онлайн-аукциона подержанных автомобилей CarPrice Денис Долматов. «Исторически бизнес по продаже б/у автомобилей считался второсортным — им, в основном, занимались темные личности: индивидуальные перекупы, небольшие сети салонов ноунейм, — говорит Долматов. — Так что отношение к этому бизнесу всегда было предвзятое». В начале 2000-х годов рынок начал постепенно обеляться: в Москве открылись салоны Major, «Рольф», «Авто-Старт», которые стали торговать не только новыми машинами, но и автомобилями с пробегом. За три года до того, как Абдулнасыров пришел в этот бизнес, открылся первый специализированный салон б/у автомобилей — Fresh Auto в Уфе.

По оценке президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, за последние годы «серая» зона бизнеса на подержанных авто начала сокращаться. «Сейчас около 20% продаж приходится на более или менее прозрачный рынок. Из них 15-16% занимают официальные дилеры и еще около 5% — крупные игроки на вторичном рынке вроде Fresh Auto и «Автосети.РФ». Еще 50% приходится на сделки c2c (от частного продавца к частному покупателю без посредников — прим. Forbes) и 30% остается в той самой серой зоне — это перекупы, которые скручивают пробег, не платят налоги, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей и так далее», — объясняет Мосеев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
SOS: как мы ведем себя в чрезвычайных ситуациях SOS: как мы ведем себя в чрезвычайных ситуациях

Реакции на экстремальную ситуацию могут быть очень разными

Naked Science
Стыд: чувство, которое превращает человека в кентавра Стыд: чувство, которое превращает человека в кентавра

Как определить, что именно стыд отравляет вам жизнь?

Psychologies
«Он не про поиск виноватых. Он о людях»: Юрий Дудь сделал документальный фильм о трагедии в Беслане «Он не про поиск виноватых. Он о людях»: Юрий Дудь сделал документальный фильм о трагедии в Беслане

Документальный фильм «Беслан. Помни» журналиста Юрия Дудя

Forbes
Какие часы носить в октябре? Какие часы носить в октябре?

Тряхните стариной и начните носить золото

GQ
Экономист Сергей Гуриев поддержал «Умное голосование» Навального Экономист Сергей Гуриев поддержал «Умное голосование» Навального

Проект показывает, за кого можно проголосовать на региональных выборах

Forbes
Помощь по гарантии Помощь по гарантии

В этом году был изменен порядок проведения диспансеризации

Лиза
Женщины на миллиард Женщины на миллиард

Как выглядят и чем занимаются самые богатые женщины мира

Лиза
Куда идти на шопинг в Нью-Йорке. Гид по неочевидным местам Куда идти на шопинг в Нью-Йорке. Гид по неочевидным местам

Почему многие ньюйоркцы выглядят так классно и самобытно

РБК
Без комментариев Без комментариев

Селена Гомес объявила, что берет перерыв и хочет отдохнуть от соцсетей

Glamour
Остров мечты Остров мечты

Актриса Алёна Чехова любит интересные съемки и путешествия.

OK!
Хтонь, Хибины и драконьи яйца: что посмотреть в Мурманской области Хтонь, Хибины и драконьи яйца: что посмотреть в Мурманской области

Русский Север — чуть ли не лучшее место для наблюдения за Северным сиянием

РБК
Четыре упражнения по методу «экспрессивного дневника» Капаччионе Четыре упражнения по методу «экспрессивного дневника» Капаччионе

Благодаря экспрессивному дневнику можно упорядочить события жизни

Psychologies
Сказка – ложь Сказка – ложь

Нелли Якимова комментирует самые распространенные «правила» в сексе и отношениях

Cosmopolitan
Пляжи Абу-Даби: путеводитель Пляжи Абу-Даби: путеводитель

Составили гид-памятку по главным пляжам столицы Эмиратов

National Geographic
В «Русской Арктике» для моржей сыграли на баяне (кажется, им понравилось!) В «Русской Арктике» для моржей сыграли на баяне (кажется, им понравилось!)

Моржи проявили большой интерес к музыке

National Geographic
Как Джонатан Андерсон и Билли Портер стирают гендерные границы в моде Как Джонатан Андерсон и Билли Портер стирают гендерные границы в моде

Дизайнер и муза рассказали о том, как мода помогает избавиться от гендерных оков

Vogue
5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней 5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней

Любой автомобиль представляет повышенную опасность

Популярная механика
«Зоркое» меню: как поддержать зрение «Зоркое» меню: как поддержать зрение

Какие проблемы со зрением могут возникать во время беременности?

9 месяцев
5 мифов об интровертах и экстравертах 5 мифов об интровертах и экстравертах

Мы не до конца понимаем разницу между интроверсией и экстраверсией

Psychologies
Будущее не там, где хайп: почему в e-commerce не приживаются сенсационные новинки Будущее не там, где хайп: почему в e-commerce не приживаются сенсационные новинки

Когда заходит разговор о будущем онлайн-ретейла, непременно говорят о дронах

Forbes
«Это номинация в категории «Это номинация в категории

В Лос-Анджелесе состоялась церемония вручения телевизионной премии «Эмми»

РБК
«Материальный успех — вещь химерическая». Правила бизнеса Натальи Касперской «Материальный успех — вещь химерическая». Правила бизнеса Натальи Касперской

В 2018 году Forbes оценил состояние Натальи Касперской в $270 млн

Forbes
Сабельная пила: альтернатива лобзику, болгарке и цепной пиле Сабельная пила: альтернатива лобзику, болгарке и цепной пиле

Что такое сабельная пила и для чего она используется?

CHIP
«Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт «Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт

«Рэмбо: Последняя кровь» – это не фильм, а машина времени

GQ
Групповой брак и инициация девственниц: секта «свободной любви» XIX века Групповой брак и инициация девственниц: секта «свободной любви» XIX века

Онайда — так назывался утопический уголок в штате Нью-Йорк

Cosmopolitan
Родина комет: откуда они взялись в Солнечной системе? Родина комет: откуда они взялись в Солнечной системе?

Астрофизики надеются приблизиться к ответу на вопрос о зарождении жизни на Земле

National Geographic
Тест монитора Philips P-line 329P9H: супер картинка в UHD и богатое оснащение Тест монитора Philips P-line 329P9H: супер картинка в UHD и богатое оснащение

UHD-монитор Philips P-Line 329P9H порадовал великолепной картинкой

CHIP
Как большой. Тест-драйв Skoda Kamiq Как большой. Тест-драйв Skoda Kamiq

Новый компактный кроссовер Kamiq вполне может стать очередным бестселлером Skoda

РБК
Одна вокруг света. Чем опасны для туристов эфиопские дети Одна вокруг света. Чем опасны для туристов эфиопские дети

Маленькие разбойники на большой дороге и неизвестная инфекция

Forbes
Открыть в приложении