Что привело к краху старейший сервис по аренде автомобилей

ЭкспертБизнес

Закат Hertz

Неспособность перестроить работу под запросы современного клиента и падение спроса из-за пандемии привели к краху старейший сервис по аренде автомобилей

Вера Кузьмина

Старейшая американская компания по прокату автомобилей Hertz (The Hertz Corporation) — банкрот. Компания, которая входит в четверку мировых лидеров (Hertz, Avis, Europcar, Sixt) по этому сервису и имеет 10 200 офисов по всему миру, подала на прошлой неделе заявление о банкротстве. Правда, оно касается домашних рынков — США и Канады — и не затрагивает работу компании в Европе, Австралии и Новой Зеландии, где она работает по системе франчайзинга. На период рассмотрения дела в суде Hertz продолжит обслуживать клиентов: на поддержание текущей деятельности у компании есть на счетах один миллиард долларов.

Три года назад через процедуру банкротства Hertz покинула и российский рынок. Тогда компания ушла, не выдержав конкуренции с хорошо развитыми в нашей стране сервисами каршеринга. Сейчас официальная причина банкротства на американском континенте — пандемия, которая заблокировала работу сервиса аренды и лишила его сотрудников заработка. Однако эксперты считают, что к банкротству Hertz шла несколько лет, не сумев перестроить модель бизнеса в соответствии с реалиями и уступив другим сервисам аренды, каршерингу и такси.

К этому все и шло

Решение Hertz о банкротстве не стало потрясением для американского рынка: незадолго до подачи заявления на банкротство, в своем отчете за первый квартал, компания указала, что, возможно, не сможет погасить или рефинансировать долг, а также у нее может не оказаться достаточно средств для продолжения деятельности. По данным The New York Times, у компании накопились долги в размере 17 млрд долларов. О том, что Hertz находится на пороге завершения своей деятельности, было понятно по мартовским событиям, связанным с массовыми увольнениями сотрудников компании: 16 тыс. человек остались без работы. К концу мая эта цифра выросла до 20 тыс. человек. Эксперты считают, что компания последние несколько лет работала в убыток, но пришла к банкротству именно сейчас, когда ситуация осложнилась пандемией. Дело в том, что большинство сервисов по прокату автомобилей ориентированы на туристов, большая часть их автопарка находится в точках около аэропортов. Но у Hertz другая стратегия: «Hertz ориентировалась в основном не на туристов, а на ежедневные поездки людей, большей частью местных жителей. Поэтому в пандемию по ней ударило не отсутствие авиасообщения, а длительная самоизоляция населения, работа на дому. И компания была вынуждена пойти на банкротство», — поясняет Александр Беляшкин, коммерческий директор российского офиса Europcar.

Сервисы по прокату автомобилей последние годы работали не слишком эффективно: сначала их потеснили крупные таксопарки — их машины приезжают на вызов быстро и предлагают доступные расценки. Позже у арендных сервисов появился более серьезный конкурент — каршеринг, который стал очень активно развиваться по всему миру, и автовладельцы стали отказываться в его пользу от личного автомобиля. Нынешние такси и каршеринги — это новые мобильные компании, которые лучше понимают запросы клиентов. А они таковы: сесть в машину и поехать — регистрация в приложении такси занимает пять минут, в каршеринге подольше, но, чтобы подключиться к системе, нужно один раз заполнить необходимые документы. С арендой автомобиля история совсем другая: необходимо каждый раз ехать в офис компании, заполнять множество документов. Сейчас мало желающих тратить время на бюрократические процедуры. Правда, такие требования к своим клиентам предъявляют не все сервисы аренды, некоторые из них, в основном небольшие локальные игроки, предлагают упрощенную процедуру оформления договора — пара подписей на документах прямо в арендуемой машине у аэропорта, и вопрос решен. Но Hertz работала по длительной системе регистрации на очень развитом, сложившемся рынке. И такой большой и неповоротливой компании оказалось не так просто изменить сложившуюся систему работы.

Кроме того, модель работы Hertz кардинально отличается от других компаний: она покупала машины в собственность, а через некоторое время продавала их. Hertz рассчитывала на то, что арендные услуги и дальнейшая продажа автомобилей (у компании есть отдельный сайт по продаже) смогут вернуть вложенные в их покупку средства (и первое время так это и было). Компании удалось с таким подходом пережить кризис 2008 года — за счет того, что конкуренция на рынке была не столь острая. Но сейчас, когда клиенты оказались на самоизоляции и спрос просел катастрофически, в выигрыше оказались компании, которые работали по лизингу и не вкладывали сразу больших денег в закупку собственного парка машин. По этой причине у Hertz сейчас не обанкротились франчайзинговые отделения в Европе, Австралии и Новой Зеландии — они работали по системе лизинга.

Другой стратегический момент, который Hertz проигнорировала, связан с дифференциацией бизнеса, которую использовали в своих бизнес-моделях другие игроки. Например, некоторые из них покупали каршеринговые сервисы, которые как раз и стали в последнее время основным конкурентом прокату. Но Hertz решила, что уже нашла свою сильную сторону: она по-прежнему делала ставку на аренду, добавив разве что корпоративный каршеринг (несколько автомобилей предоставляются в пользование группы сотрудников одной компании).

В 2012 году Hertz приобрела другой американский сервис проката — Thrifty Automotive Group, Inc., который по размерам был сопоставим с Hertz. Если сама Hertz работала в среднем и премиальном сегменте аренды, то Thrifty Automotive охватывала массмаркет. Собственно, стратегия работы, бизнес-модель и управление у компаний были разными. И все последние годы с момента слияния Hertz пыталась объединить управление компаниями, сохраняя продукт каждого бренда, что осложнило работу и финансы компании в целом.

Компания останется

Проблемы сейчас начались не только у Hertz: убытки несут и другие компании, входящие в четверку лидеров (Hertz, Avis, Europcar, Sixt). С той разницей, что они сумели продолжить работу благодаря банковским займам. Например, немецкая компания Sixt привлекла кредит в размере 1,6 млрд евро, французская Europcar одолжила у банков 220 млн евро.

Несмотря на сложное положение на рынке и убытки, эксперты считают, что Hertz стремилась выйти из кризиса: в начале 2020 года она сообщала о хороших продажах. Выручка Hertz выросла на шесть процентов в январе и феврале, но уже в конце февраля начались проблемы из-за пандемии. К концу марта компания начала сокращать расходы, продала несколько автомобилей, уволила рабочих и объединила близлежащие офисы. Но для того, чтобы пережить кризис, компании нужны были деньги. Имевшегося на счету миллиарда долларов при долге в 17 миллиардов, оказалось недостаточно. Компания хотела получить заем, но так и не дождалась его.

«Мы расстроены, что Hertz пришла к банкротству. Эта компания привносила интересные моменты в рынок, и клиенты начнут нервничать, перестанут доверять подобным сервисам и задумаются об альтернативе», — считает г-н Беляшкин. Теперь рынок может ожидать приличная встряска, ведь Hertz покупала и арендовала автомобили у General Motors и других автопроизводителей. Уход крупного игрока нанесет ущерб автопроизводителям и всем их поставщикам запчастей. Hertz будет вынуждена продать часть своего автопарка, что повлияет на рынок подержанных автомобилей, где избыточное предложение приведет к снижению цен.

Пока что речь идет о банкротстве в США и Канаде — это основные регионы работы компании, отделения в других странах продолжают работать, и эксперты считают, что компания может через некоторое время вернуться на рынок: «Сегодняшние действия позволят продолжить нашу деятельность и обслуживать клиентов, а также предоставят время, чтобы создать новую, более прочную финансовую основу для успешного преодоления этой пандемии и улучшения нашего положения в будущем», — сказал The New York Times Пол Стоун, исполнительный директор Hertz.

Кроме того, аренда автомобилей может снова стать популярной: «На наш взгляд, рынок будет меняться. Если сейчас это околоаэропортовый бизнес, то более широкое его распространение, возросшая популярность каршеринга и вообще тенденция к отказу от собственной машины в пользу арендованной приведут к росту востребованности аренды, не связанной с аэропортами», — считает Александр Сапов, СЕО международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer. Правда, у компаний сегодня появляется другой сильный конкурент: на рынок аренды стали выходить дилеры, как это произошло, например, в случае с Hyundai и Volvo. Использование собственных машин повлияет на тарифы, которые у этих компаний однозначно будут ниже, чем у классических каршеринговых и прокатных компаний.

Фото: David Goldman/AP/TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Точка разрыва Точка разрыва

Рынок нефти переживает беспрецедентный профицит предложения

Эксперт
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Сыск об упрямом старичке Сыск об упрямом старичке

Коллекция следственных протоколов Руси разных веков

Дилетант
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Есть ли дружба между евреями и арабами Есть ли дружба между евреями и арабами

Что изменили «Соглашения Авраама» в раскладах на Ближнем Востоке?

Эксперт
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Встречаем Пасху Встречаем Пасху

Лови идеи, как необычно покрасить яйца натуральными красителями

Лиза
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
«Кипит, волнует, бесит» «Кипит, волнует, бесит»

«Горе от ума» как зеркало русского нервного срыва

Weekend
Дорогой длинною Дорогой длинною

Чуйский тракт неспроста называют самой красивой дорогой России

Лиза
«Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет «Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет

История нашей героини доказывает, что встретить суженого можно и в 70 лет

Psychologies
Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей

Следы сожжения останков правителей археологи нашли в одной из пирамид

N+1
Как медитировать правильно: рекомендации экспертов Как медитировать правильно: рекомендации экспертов

Как медитировать в домашних условиях, чтобы от этого была польза?

Psychologies
Поболтаем? Как научиться легко вести непринужденные беседы (это очень полезное умение!) Поболтаем? Как научиться легко вести непринужденные беседы (это очень полезное умение!)

Зачем тебе учиться искусству small talk?

VOICE
Управление неизбежностью: что делать до и после кибератаки Управление неизбежностью: что делать до и после кибератаки

Как подготовиться к киберинциденту и что нужно делать, когда он уже случился?

Forbes
Одинокий ужас человека Одинокий ужас человека

Почему ни одна антиутопия не обходится без параноика

Weekend
Страх в твоих ушах Страх в твоих ушах

«Ад за углом» Трики: как искусство подражает еще не случившейся жизни

Weekend
Зоя Бербер: «Слушать нужно только тех, кому доверяешь» Зоя Бербер: «Слушать нужно только тех, кому доверяешь»

Актриса Зоя Бербер о смене имени и игнорировании курсов для будущих родителей

Здоровье
Уникальные свойства перовскита и биомедицина Уникальные свойства перовскита и биомедицина

Перовскит – довольно редкий минерал, который был открыт на Урале в 1839 году

Знание – сила
Не только собака Не только собака

Семь идеальных питомцев для маленького ребенка: дружелюбных и гипоаллергенных

Лиза
Скоро Пасха! А вы знали, откуда пошла традиция печь куличи? Скоро Пасха! А вы знали, откуда пошла традиция печь куличи?

Как связаны пасхальный кулич, коврижка и ромовая баба?

ТехИнсайдер
Мария Кейдж Мария Кейдж

Модель Мария Кейдж об особенностях диджитал-показов и антитрендах

Grazia
«Напоминает какой-нибудь американский городок»: как выглядел Ташкент в XIX веке «Напоминает какой-нибудь американский городок»: как выглядел Ташкент в XIX веке

Отрывок из книги «Центральная Азия. От века империй до наших дней»

Forbes
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
Открыть в приложении