Диснейленд районного масштаба
В Москве открылся самый большой в Европе крытый тематический парк «Остров мечты». За последние годы ни один новый объект недвижимости не вызывал столько споров и разочарования. Виной тому слишком большие ожидания
Запуск проекта «Остров мечты» в Нагатинской пойме сопровождался невиданной рекламной кампанией. На открытие приехал даже президент России Владимир Путин — редчайшее событие для рынка недвижимости. Конспирологи сразу же связали приезд президента с геополитикой, а именно с резким обострением ситуации в Сирии. Депутат Госдумы Зелимхан Муцоев, учредитель застройщика «Острова мечты» ГК «Регионы», — видный деятель курдской общины в России. Но, скорее всего, приезд президента объясняется проще. Проект масштаба «Острова мечты», ориентированный на семейный отдых, — хорошая возможность для президента появиться на глазах у избирателей по столь позитивному поводу.
«Диснейленд с российским колоритом», «самый большой в Европе всесезонный тематический парк», «самый большой стеклянный купол в Европе» — в течение нескольких лет чиновники и девелопер накачивали ажиотаж вокруг «Острова мечты». И преуспели в этом. Но результат оказался совсем не таким, на который они рассчитывали. После посещения «Острова мечты» остается ощущение обманутых ожиданий. И не потому, что комплекс очень плох. Просто «Остров мечты» не то, что так активно рекламировали и «продавали» населению.
Строили Диснейленд, получился торговый центр
Первое недоумение возникает уже на входе. Вместо тематического парка попадаешь в огромный атриум с торговыми точками. «Это просто несколько магазинов на входе», — утешает себя посетитель, идет дальше, но торговые точки не кончаются. И только в конце променада, пройдя чуть ли не полкилометра, попадаешь к входу в парк развлечений. То есть «Остров мечты» больше похож на торговый центр с пристроенным тематическим парком. Ощущения подтверждаются цифрами: площадь торговой зоны больше, чем развлекательного парка.
Вход в торговую часть «Острова мечты» бесплатный. Эта часть выглядит интереснее обычного торгового центра. Она состоит из трех больших атриумов и четырех променадов, стилизованных под европейские улочки с трехэтажными домами. Над променадами — стеклянный потолок, и идти по ним приятнее, чем по обычному ТЦ. Променад разделен на несколько зон: Лондон, Барселона, Беверли-Хиллз, Рим. Некоторые домики отсылают к конкретным постройкам: например, есть парафраз знаменитого дома La Pedrera Гауди в Барселоне. Есть отсылка к Колизею, установлена пластиковая красная английская телефонная будка. Но игра в улицы недокручена: кроме нескольких деталей, улочки не имеют отличий. На променадах есть деревья, но они пластиковые. Сделав атриум, можно было бы посадить нормальную зелень.
Магазинов в комплексе более двухсот, но на момент открытия работала лишь половина из них. Пока еще не открыт кинотеатр, пустуют многие пространства под кафе и рестораны. Удивляет набор торговых арендаторов. Логично было бы предположить, что при семейном тематическом парке акцент будет сделан на соответствующие торговые точки. Например, ожидаешь увидеть «Детский мир» и обилие детских магазинов. Однако набор арендаторов мало связан с темой детства, он весьма типовой для торгового центра.
Слияние торговли и развлечений — известный тренд рынка коммерческой недвижимости. Торговые центры все больше «продают» ощущения и услуги, а не вещи. В большинстве из них развлекательная часть значительно выросла за последние годы. Но случай «Острова мечты» особый. Он позиционировался именно как тематический парк. Именно под это правительство Москвы выделило земельный участок площадью 100 га в зеленой зоне, пусть и заброшенной. В конце концов, не случайно в последние годы огромные торговые центры в столице не строятся: они очень сильно ухудшают транспортную ситуацию в конкретной локации. И без того «пробочный» проспект Андропова, где находится «Остров мечты», в ближайшее время испытает дополнительный приток автомобилей. Но объект возведен, и теперь всем сторонам остается делать хорошую мину при плохой игре: дескать, построено то, что запланировано.
С ценами перегнули
Сам тематический парк представляет собой большой ангар высотой метров двадцать пять. Потолок, на удивление, не стеклянный. В самом ангаре расположены девять тематических зон: от «Деревни смурфиков» и «Черепашек-ниндзя» до «Маугли в стране динозавров». Несколько зон еще не достроены, не запущена и театральная часть с шоу-программами. Странно, что в больших пустынных пространствах между тематическими зонами совсем нет анимации. Из-за этого нет ощущения праздника и цельности парка. Смысл отдельных павильонов так и остался загадкой. Так, в огромном доме Снежной королевы есть большое кафе, ну а еще посетители, блуждая среди полутехнических помещений, могут набрести на комнату со Снежной королевой на троне. Сфотографироваться с куклой — развлечение, достойное районного торгового центра.
Сравнение с Диснейлендами «Остров мечты», конечно, не выдерживает. Ни по размерам (парижский по площади больше в двадцать раз), ни по количеству аттракционов, ни по их качеству. На момент открытия работало только 20 из 24 аттракционов. Они новые, но воображения не поражают. Несколько умеренно экстремальных развлечений, которые могут заинтересовать взрослых. Остальные рассчитаны на детей: карусели, небольшая зона картинга и так далее. В первые дни на некоторые аттракционы надо было стоять в очереди по часу-полтора.
Руководство парка очень гордится всесезонностью парка: крыша позволяет пользоваться аттракционами круглый год. Однако сразу бросаются в глаза и ограничения, связанные с крышей. В ангаре невозможно использовать высокие аттракционы, невозможно создать самый популярный аттракцион — полноценные американские горки. К тому же трудно себе представить, что летом множество людей захочет развлекаться в закрытом, пусть и кондиционируемом пространстве, а не на свежем воздухе. Так что по сравнению с летними развлекательными центрами «Остров мечты» выиграет, пожалуй, лишь несколько месяцев в году.
Главная претензия посетителей к парку — высокие цены. Билет для ребенка до десяти лет обойдется в 2200 рублей в будний день и в 2600 рублей в выходной (вход для малышей ростом менее 90 сантиметров бесплатный). Билеты для ребенка от десяти лет и для взрослого стоят на 300–400 рублей дороже. Для сравнения: билет в парижский Диснейленд можно купить за 50 евро при несравнимо большем ассортименте развлечений. Специальный билет Fast Pass, позволяющий проходить на аттракционы без очереди, стоит 5100–5400 рублей. Семейный билет «два взрослых и два ребенка» — 9900 рублей. А с едой и недешевой парковкой (100–200 рублей в час) даже без покупок бюджет семейного посещения парка вряд ли составит меньше 13–14 тыс. рублей.
Председатель совета директоров холдинговой компании «Остров мечты» Амиран Муцоев на упрек в дороговизне билетов отвечал в первые дни журналистам, что это еще недорого, если учесть, что билет позволяет пользоваться всеми аттракционами без дополнительной платы. Однако не прошло и десяти дней, как администрация парка поняла, что с ценами перегнули палку. Детские билеты стоят теперь 1600–1900 рублей, взрослые — 1800–2300. Семейный билет на четверых подешевел сразу на 2400 рублей, теперь он стоит 7400. Такой уровень цен выглядит более адекватным, хотя и он может вызвать вопросы.
Битва смыслов: без русского духа
Сомнения по поводу аттракционов руководители парка отметают фразой: «У нас не парк аттракционов, а тематический парк». То есть акцент сделан не на динамические и экстремальные развлечения, а на встречу с любимыми героями кино и мультфильмов, на погружение в их мир. С момента старта проекта «Остров мечты» представляли как «Диснейленд с национальным русским колоритом». В парке дети должны были встретиться с Чебурашкой и крокодилом Геной, дядей Федором и котом Матроскиным из «Простоквашино», волком и зайцем из «Ну, погоди» и другими героями советских мультфильмов. Парк, таким образом, получал новое измерение, становясь культурным феноменом для всего постсоветского пространства. Встреча с героями из детства могла бы стать «мостом в детство» для взрослых, выросших на этих историях. Для них поход в парк приобретал бы новое качество, а не был бы лишь сопровождением малыша. Наконец, можно было предположить, что национальный тематический парк будет интересен своей оригинальной концепцией и иностранцам.
Но эти планы реализованы не были. Студия «Союзмультфильм» в 2018 году расторгла уже заключенный с «Островом мечты» договор на использование персонажей. Студию не устроили размеры роялти, которые предлагали владельцы парка. Не удалось договориться и с сильными современными российскими мультипликационными брендами — «Маша и медведь», «Фиксики» и «Смешарики». Миссия популяризации советской и российской культуры была провалена.
Но и с иностранными брендами все сложилась не так, как задумывалось. Американская студия DreamWorks («Мадагаскар», «Шрек», «Кунг-фу Панда» и другие мультфильмы), на которую делалась ставка как на главного партнера, разорвала лицензионное соглашение и вышла из проекта. В итоге закрывать брешь пришлось мультпроектами второго ряда. Так появились бренды «Смурфики» бельгийской анимационной студии IMPS, «Черепашки-ниндзя» и Hello Kitty, которые уже либо давно пережили пик популярности, либо имеют ограниченную узнаваемость.
Но и этими брендами было закрыто менее половины тематических зон. С остальными решили поступить еще оригинальнее: использовать известных старых персонажей (Маугли, Снежная королева) или придумать новых героев. «Мы сейчас снимаем мультфильм по нашему аттракциону. Перед ним мы покажем всю историю, и ребенок уже будет все знать про этого персонажа. Это сложная, кропотливая работа. Мы могли бы взять и просто фиксиков сюда поставить, но мы привлекли художников, мультипликаторов, написали сказки, нарисовали героев. Кто сказал, что наши герои не станут популярными?» — говорит Амиран Муцоев. Конечно, есть шанс, что новые мультфильмы окажутся популярными. Но такой революционный подход в корне меняет индустрию: пока в тематические парки дети приходили, чтобы встретить уже известных им персонажей.
Неудачный фасад
Одна из удивительных особенностей «Острова мечты» — крайне неубедительный внешний вид комплекса. Таких странных, некачественных и слабых фасадов давно не было у знаковых для столицы объектов. Не случайно комплекс сразу вошел в список ста самых уродливых зданий России блогера Илья Варламова, заняв почетное седьмое место. Если бы такой фасад был у здания, построенного где-то в задыхающейся от безденежья российской глубинке, это можно было бы объяснить. Сэкономили на архитектуре — дело привычное. Но это фасад проекта стоимостью 70 млрд рублей, который должен привлекать в год миллионы посетителей.
Фасад «Острова мечты» отсылает к замку «Спящей красавицы» из Диснейленда. Но кажется, что он нарисован студентом-первокурсником: не соблюдены элементарные пропорции, нет деталей. И построено так, будто сделано из дешевого гипсокартона. Это удивительно вдвойне, потому что архитектурный проект сделан иностранцами — архитектурным бюро Chapman Taylor. Это не звезды, но много строящее по всему миру бюро коммерческой архитектуры.
Упреки по поводу архитектуры заставили владельца «Острова мечты» оправдываться. «Я к этому отношусь так: вам не нравится, а мне нравится. У нас в компании половине нравится, а половине — нет. Это вкусовщина, — говорит Амиран Муцоев. — Лично я хотел, чтобы центральные башни были более округлые. Но в жизни я совершал много ошибок, когда лез туда, куда не нужно. Фасад и проект здания делало архитектурное бюро Chapman Taylor, одно из крупнейших в мире и лучшее в Европе. У нас с вами нет архитектурного образования, а тут работали специалисты в этой сфере». Очевидно, что в данном случае Архсовет Москвы не сработал как фильтр, который должен препятствовать появлению в городе откровенно неудачной архитектуры. На удивление, интерьеры торгового центра и тематического парка сделаны намного качественнее. Там объекты не выглядит пластиковыми, использованы качественные кирпич, плитка. Почему фасад оказался таким слабым, совершенно непонятно.
Нагатинскую пойму все-таки застроили
Нагатинская пойма, где находится «Остров мечты», долгое время считалась кладбищем мегапроектов. Только во времена Юрия Лужкова таковых насчитывалось три. В 1997 году градоначальник распорядился построить здесь мини-Лас-Вегас и переселить туда все столичные казино. Затем Лужков передумал, и было объявлено о строительство трассы для «Формулы-1». В 2007 году Архсовет Москвы утвердил проект 450-метрового небоскреба «Хрустальный остров» девелопера Шалвы Чигиринского. Все проекты с помпой презентовались, но не доходили до стадии стройки.
В этом контексте завершение строительства «Острова мечты», пусть и на полтора года позднее запланированного срока, следует расценивать как успех. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 70 млрд рублей, из которых примерно половину составил кредит банка ВТБ. Еще семь миллиардов было выделено из столичного бюджета на строительство моста в районе нового комплекса. Пока построена лишь первая очередь проекта. Девелопер должен еще возвести гостиницу, концертный зал на 3500 мест, яхт-клуб, набережную. По проекту итальянского бюро Land Milano будет построен ландшафтный парк площадью 44 гектара.
Окупаемость комплекса должна составить 12–13 лет. «Но прогнозировать окупаемость для такого проекта, как тематический парк, сложно, это же не обычный торговый центр. Многое будет зависеть от управления, от способности создавать ощущение праздника», — говорит Амиран Муцоев. Планируется, что в год «Остров мечты» будет посещать семь миллионов человек. Это весьма амбициозные цифры: огромный парижский Диснейленд принимает около 12 млн человек в год. Чтобы обеспечить высокую посещаемость, «Остров мечты» уже пошел на нестандартный шаг. Для посетителей комплекса организованы бесплатные автобусы из шести российских городов — Владимира, Калуги, Рязани, Твери, Тулы и Ярославля.
Фото: Михаил Джапаридзе/тасс, Василий Кузьмиченок/тасс, Дмитрий Серебряков/тасс
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl