Забудьте слово «виноматериалы»
Новый закон о виноградарстве и виноделии призван упорядочить винную отрасль в перспективе. Пока что он привел к дефициту и росту цен на сырье, а также обнажил целый ряд системных проблем.
На рынке виноградарства и виноделия жаркая пора: производители завершают уборку урожая и подводят предварительные итоги сезона. В целом виноделы на подъеме — потребительский спрос на российское вино увеличивается: по данным Минпромторга, в первом полугодии рост продаж вина в целом в рознице составил 6–7%. При этом наибольшие продажи пришлись на апрель (увеличение составило 9% по сравнению с апрелем предыдущего года), и это был почти самый высокий рост среди всех алкогольных напитков. Конечно, в период начала пандемии на сопоставимом уровне выросли и продажи крепкого алкоголя, но аналитики уверены, что, к примеру, водку россияне чаще приобретали не как напиток, а как замещающее средство в период дефицита антисептиков. Вино же больше пьют для удовольствия, и на фоне других алкогольных напитков его популярность продолжает расти.
Кроме того, летом произошло долгожданное отраслевое событие — принятие закона «О виноделии и виноградарстве» (№ 468-ФЗ). Прежде всего новый закон должен перевернуть пирамиду отечественного винного рынка. Ведь сегодняшняя структура продаж такова: российские качественные вина, произведенные из отечественного винограда, составляют лишь 10%, тогда как большая часть представленных на рынке отечественных вин производилась из импортных виноматериалов и декларировалась как российская продукция. На самом деле это было так называемое столовое вино наливом, которое поступало в нашу страну в больших емкостях, но здесь его просто разливали по бутылкам. Согласно новому законодательству, теперь продукцию из виноматериалов — неважно, импортных или отечественных — нельзя называть вином, ее можно реализовывать только как винные напитки.
Однако уже осенью производители вина столкнулись с дефицитом сырья — теперь из-за нового госрегулирования отрасли его требуется гораздо больше, а нынешний сезон по винограду выдался неурожайным. Если в 2019 году в России собрали 678 тыс. тонн винограда, то в нынешнем году его может оказаться меньше почти на 20%. Подобное развитие событий уже спровоцировало рост цен на виноград. В дальнейшем это неизбежно приведет к увеличению стоимости цен на готовую винную продукцию, что скажется на снижении потребительского спроса, который едва начал восстанавливаться.
Виноград в дефиците
«“Здравствуйте, сезон закончили, виноград не продаем”, — так и говорят нам наши коллеги — производители винограда. Это смешно и грустно. В нынешнем сезоне мы видим, что сырья для производства российских вин крайне мало. Цены на виноград выросли вдвое, а к концу сезона уже втрое по сравнению с прошлым годом. Поэтому на данном этапе не получится масштабного развития отечественного виноделия, как хотелось бы», — объясняет генеральный директор агрофирмы «Золотая балка» Елена Костенко.
В наихудшей ситуации находятся предприятия, расположенные в Краснодарском крае и Крыму: в отдельных регионах была такая засуха, что возникали даже проблемы с питьевой водой. Как рассказывают в самих хозяйствах, количество гроздей на виноградной лозе примерно как и в прежние годы, но при этом масса самой грозди может быть на треть меньше. Крупнейшие российские винодельческие компании, имеющие в своем арсенале собственные питомники, тоже отмечают снижение своих производственных объемов, даже с учетом того, что в этом году в плодоношение вступили новые виноградники. Так, в компании «Кубань-Вино» прогнозируют, что соберут винограда приблизительно на 5–10% меньше по сравнению с прошлым годом. В компании «Фанагория» считают, что их объемы снизятся почти на 15%.
Подобное развитие событий уже привело к росту цен на виноград. По данным Росстата, за последний год средние цены на виноград в сезон переработки выросли с 35 до 85 рублей за килограмм. К примеру, самый дешевый регион произрастания винограда — Дагестан, там стоимость винограда повысилась незначительно, с 18–20 рублей до 25 рублей за килограмм. Впрочем, в основном виноград там идет на перегонку, для производства бренди и проч. Наиболее качественный виноград для производства премиального вина собирают в Краснодарском крае — даже в прошлом году цена такого сырья составляла 60–70 рублей за килограмм. Цены на аналогичные сорта винограда в Крыму ниже — в прошлом году они держались на уровне 40–50 рублей, в текущем году стоимость винограда там, как и в Краснодарском крае, доходит до 100 рублей за килограмм.
На увеличение стоимости сырья также повлияла девальвация рубля: затраты на производство винограда выросли, поскольку посадочный материал, разного рода комплектующие и оборудование завозятся из-за границы. Впрочем, тем, кому сейчас требуется сырье, не скупятся, так как в перспективе ближайших месяцев понимают, что готовое российское вино все равно окажется более конкурентоспособным по цене по сравнению с импортными винами.
Пока на розничных полках дефицита вина нет, в том числе импортного, — в магазины поступает винная продукция прошлогоднего урожая. «В Европе еще недавно было перепроизводство. Вспомните нашумевшее письмо европейских виноделов в Еврокомиссию, чтобы им просубсидировали производство антисептиков из виноматериалов объемом один миллиард литров. Представляете? Это весь объем российского вина. Там такой большой объем сырья, что он ничего не стоил. С другой стороны, в новом сезоне и у европейских виноделов урожай будет меньше — во-первых, из-за пандемии был дефицит ввозной рабочей силы, во-вторых, остался переходящий остаток сырья с прошлого урожая, и производители превентивными методами сокращали производство», — говорит вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев.
Очевидно, что вскоре российский винный рынок ожидает повышение цен — примерно на 10%. По мнению Александра Ставцева, на рост цен окажут влияние два фактора: во-первых, подорожает импортное вино; во-вторых, импортные виноматериалы практически исчезнут с рынка, а на относительно небольшой сегмент вина из российского винограда поднимется спрос. Что касается объемов вина, поставляемого в розницу, то снижение производства потребители почувствуют лишь в следующем году — обычно продукция нового урожая появляется на магазинных полках в марте-апреле. Многие ритейлеры уже сейчас к этому готовятся, пытаются создавать максимальные запасы вина по старым ценам.
В наиболее трудном положении оказываются виноделы — они попадают в ценовую вилку: с одной стороны, себестоимость производства их продукции увеличивается, а с другой — покупательная способность населения не растет. В свою очередь и ритейлеры не желают повышать цены и держат их до последнего, потому что за оставшиеся у потребителей деньги среди торговых сетей идет большая конкуренция.
Как ориентир, 80% продаж у нас приходится на вино, которое в рознице, по данным Минпромторга, стоит до 400 рублей на полке.
В розничной сети «Магнит» говорят, что привлекательная цена для потребителя в их магазинах — ниже 300 рублей. «А большинство россиян не готовы покупать вино и по такой цене», — поясняет руководитель винного направления розничной сети «Магнит» Сергей Левожинский.
В целом же российское вино, к примеру от крупных производителей, достаточно конкурентоспособно по отношению к импорту в ценовой категории 250–350 рублей за бутылку; в этом плане особенно интересны автохтонные вина, выпущенные на основе местных сортов винограда. Базовая цена сравнимого импортного вина начинается от 400 рублей; это не просто столовые вина, а из конкретного региона произрастания виноградника.
Водки пьем больше, чем вина
Тренды последнего полугодия, в первую очередь рост розничных продаж вина, радуют виноделов, но при этом они понимают, что потребление вина выросло не на пустом месте, а за счет тех потребителей, кто и раньше пил вино. Обычно они ездили отдыхать за границу и там дегустировали напитки, но, оказавшись в самоизоляции запертыми внутри страны, просто сохранили привычный для себя уровень потребления на дому. Поэтому сегодня экспертам еще предстоит понять, действительно ли увеличилось потребление винной категории в целом или же произошло ее перераспределение из сегмента HoReCa в ритейл.
В среднем сегодня потребление тихого вина на одного россиянина составляет четыре литра в год, водки — пять литров, пива — до 60 литров. Для сравнения: в советское время потребляли более двадцати литров вина в год. Сейчас даже в Финляндии, где так же, как и в России, северный тип потребления алкогольных напитков, вина пьют втрое больше.
Однако пока что отношение большинства россиян к отечественному вину скептическое. И именно по причине того, что в розничных магазинах в России преобладали продажи вина из виноматериалов наливом, качество которых всегда вызывает вопросы. Тем не менее, по мнению главы Союза сомелье и экспертов России Артура Саркисяна, в последние годы потребление качественного вина в нашей стране активно растет. Он замечает это по своему авторскому гиду, посвященному российскому вину, тираж которого за последние восемь лет вырос в десять раз. Прежде всего россияне интересуются авторскими винами, винной модой. И в нашей стране появляется целый ряд предприятий, которые производят вина, не уступающие европейским брендам.
Что касается стереотипа, когда российские потребители априори предпочитают импортное вино отечественному, то он постепенно уходит. «Почему-то все считают, что если вино сделано во Франции, то это обязательно качественное вино. Это неправда. Все мировое виноделие построено по принципу пирамиды, где внизу находятся вина достаточно посредственного качества, а наверху — топы. Во Франции так и говорят: Бордо — это регион, в котором делают большое количество плохого вина, но десять процентов оттуда — это лучшие вина мира. Другое дело, что в последние годы за счет новых технологий весь мир научился делать вино всегда одного вкуса и качества, а-ля Coca-Cola. И здесь можно долго спорить, хорошо это или не очень», — говорит Артур Саркисян.
Если же оценивать урожай текущего сезона в России по качеству, то, несмотря на его снижение в объемах, самим сырьем многие довольны. Понятно, что в разных регионах ситуация разная, но в целом по итогам сезона компании получили абсолютно зрелый виноград, высокой кондиции. Кроме того, из-за засухи было мало проблем с грибковыми болезнями, которые проявляются при избытке влаги. Ряд хозяйств проводил эксперименты по органическому виноградарству, не обрабатывая свои посадки химпрепаратами. Некоторые виноделы и вовсе считают, что в текущем году они получат как минимум винтаж десятилетия. Значит, не исключено, что новые винные вкусы 2020 года понравятся даже самым требовательным потребителям.
Инвестиции в вино
Казалось бы, нет ничего проще, чем в сложившейся ситуации посоветовать виноградарям и виноделам нарастить имеющиеся объемы производства винограда. И конечно, подобное движение на рынке уже происходит. Сегодня почти все компании так или иначе задумываются о закладке новых виноградников, модернизации винных производств, поскольку видят спрос. В регионах пошли инвестиции в виноградарство, производство качественных саженцев на продажу — пока их немного, так как с точки зрения технологий это сложный бизнес, требующий затрат и длительного срока окупаемости.
Однако, во-первых, у сельхозпроизводителей возникают сложности с землей — лишь немногие игроки могут позволить себе посадку виноградников. Даже крупнейшие производители вина в России, например «Абрау-Дюрсо», самообеспечены сырьем примерно на 15%. И конечно, им бы хотелось иметь собственные виноградники, а не закупать сырье у коллег по цеху. Согласно новому законодательству, теперь в сфере надзора за землями сельскохозяйственного назначения должен появиться новый термин — «виноградопригодные земли». В настоящее время Минсельхоз начинает работу с рядом подзаконных актов, чтобы в дальнейшем облегчить игрокам рынка аренду или приобретение таких земель.
Во-вторых, в нашей стране существует огромный дефицит посадочного материала. Наиболее крупные отечественные питомники можно пересчитать по пальцам: два в Краснодарском крае, два в Крыму. В основном в питомники инвестируют лидеры винного рынка, которые производят саженцы для себя. К примеру, самый большой на сегодня питомник агрофирмы «Южная» принадлежит компании «Кубань-Вино» (8400 га виноградников). На данном этапе основное беспокойство многих участников рынка связано с субсидированием затрат на покупку импортного посадочного материала — существует вероятность окончания программы, по которой можно было вернуть до 60–70% таких затрат.
При выращивании винограда основные затраты производителей связаны с закладкой виноградников, так как стоимость одного импортного саженца винограда составляет полтора-два евро, а их нужно более трех тысяч на гектар.
Сложившая ситуация осложняется и тем, что привезти импортные саженцы винограда не только дорого, но и совсем не просто. В этом сезоне многие компании, купив саженцы, так и не смогли завезти их в свое хозяйство, потому что не получили разрешения на ввоз — при досмотре встречались саженцы, подпадающие под карантин. Если раньше Россельхознадзор рассматривал заявки от компаний в течение 30 дней: сколько саженцев собираются привезти, из каких регионов, каких сортов, с каким графиком, — то теперь из-за пандемии сроки растянулись до трех-четырех месяцев.
И наконец, третий пункт, который волнует игроков рынка, — как будет проходить контроль технологии производства винодельческой продукции на территориях иностранных государств, которые поставляют вино на российский рынок. На данном этапе в законе остаются разночтения с техрегламентом Евразийского союза (техрегламент должен вступить в силу с января 2021 года). «Если уж мы у себя в России производим вино из винограда, то и завозить мы должны только то вино, что производится из винограда, чтобы была честная конкуренция», — комментирует независимый эксперт винного рынка Николай Пинчук.
Несмотря на все сложности, виноделы говорят, что в этом году в отрасли произошел важный прорыв — впервые появилось регулирование рынка вина как отрасли, принят отраслевой закон. «Для нас важно, чтобы в России был создан хороший инвестиционный климат для тех, кто сажает виноград и делает вино. Когда наши компании сажают виноград, им нужно предвидеть, что будет через семь лет. Для нас очень важна стабильность законов, правил, норм, чего мы пока не имеем», — заключает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl