Госконтракты на строительство судов систематически уходят на иностранные верфи

ЭкспертБизнес

Вызов российским корабелам

Почему госконтракты на строительство гражданских судов систематически уходят на иностранные верфи

Сергей Кудияров

Юрий Смитюк/ТАСС

Обновление и расширение списочного состава российского гражданского флота — торгового, рыбопромыслового или служебного — дело сугубо полезное и нужное. Вот только практическая реализация этого начинания в последнее время нередко обретает гротескные черты. Например, госконтракты на строительство ледоколов для нашей северной страны выполняет субтропическая Турция.

Речь идет о контракте на строительство аварийно-спасательного ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7 ценой 13,3 млрд рублей для Северного морского пути, который ушел турецкой Sefine Shipyard. Что особенно поразительно — на безальтернативной основе, в самой России попросту не нашлось желающих взяться за этот проект.

И это не единичный случай. Та же Турция появляется в контрактах на строительство судов и непрямым образом. Это когда формально контракт получает российская компания, но на практике она не имеет технической возможности его выполнить. Поэтому реально основной массив работ (и добавленной стоимости, заметим) уходит зарубежному — тому же турецкому — производителю. Так, недавно стало известно, что турецкая Kuzey Star Shipyard станет субподрядчиком строительства двух двухтопливных ледоколов для «Росморпорта» общей стоимостью 18,5 млрд рублей. Формально контракт выиграл, подав единственную заявку, подведомственный «Росморпорту» Онежский завод.

Kuzey на субподряде уже строит для «Росморпорта» двухтопливные (дизель и СПГ) грузовые паромы для линии Усть-Луга — Балтийск, а также получила контракт от «Росатома» на плавучий док для постройки атомных ледоколов.

Другой забавный пример: строительством второго ледокола на 18 МВт для «Росморпорта» за 10,5 млрд рублей займется самарское предприятие «Нефтефлот». Пикантность ситуации в том, что «Нефтефлот» чисто технически не способен выполнить этот контракт. И в реальности судно будет построено на субподряде за рубежом (вполне вероятно, что в той же Турции или Китае). И все это знают, включая организаторов конкурса. И никто не видит в этом ничего предосудительного.

А ведь мы помним ритуальные заявления, что на Севморпуть будут допускаться только отечественные суда. Как оказалось, концепция поменялась. Ну или трактовка «отечественного» была взята в лучших традициях сына турецкоподданного Остапа Бендера.

Ранее заместитель гендиректора ЦКБ «Лазурит» Олег Квасников выступал с критикой существующей практики производства крупнотоннажных судов в России: «ССК “Звезда” способна лишь собирать корпуса судов из иностранных комплектующих. В них нет ни одного фактического изделия отечественного производства, кроме того, большая часть оборудования приходит не просто иностранной комплектации, а уже в собранном состоянии».

По его словам, первый танкер Aframax вообще пришел к ССК “Звезда” на 85% собранным.

И тем не менее именно «Звезда» является единственной достаточно крупной верфью, потенциально способной строить сложные гражданские суда, включая новейшие атомные ледоколы, и активно наращивающей собственные компетенции в этом производстве. Но одной «Звезды» для такой гигантской морской державы, как Россия, очевидно мало.

Импорт был, импорт есть

Массовая закупка за рубежом судов различного назначения практиковалось и в советское время. Например, большие десантные корабли проекта 775 строились по заказу советского ВМФ в Польше. В рамках межгосударственной специализации внутри СЭВа в той же Польше строились сухогрузы, а контейнеровозы — в ГДР. На пассажирских судах специализировались Польша, ГДР и Болгария.

И не соцлагерем единым — осуществлялась массовая закупка танкеров в капиталистической Италии, сухогрузов — в Дании, контейнеровозов и рефрижераторных судов — в ФРГ.

С переходом экономики нашей страны на рыночные рельсы были отмечены новые тенденции. Сначала это была деградация гражданского флота. Его состав сокращался, закупки новых судов (как отечественных, так и импортных) сильно сократились, флот старел. Даже сейчас, несмотря на энергичные усилия последних лет по обновлению гражданского флота, его средний возраст в России оценивается в 27 лет, что сильно хуже показателей иных морских держав. Скажем, у Японии среднее гражданское судно всего восьми лет от роду, у Греции и Китая — 11 лет, у Германии и Дании — 12 лет, у США — 15. Мы в этом плане пропустили вперед даже такую «великую морскую державу», как Индонезия (см. график 1).

График 1: Средний возраст гражданских судов

Свыше 40% (по водоизмещению) отечественного флота сейчас старше 25 лет. Причем в сегменте ледоколов доля таких судов приближается к половине, у пассажирских судов стремится к 80%. И совсем аховая ситуация в рыбопромысловом флоте, где меньше четверти века ходит лишь одно судно из двадцати (см. график 2).

График 2: Доля судов старше 25 лет по водоизмещению

В последнее десятилетие гражданский флот все же начал обновляться. И снова важную роль в этом процессе стал играть импорт. Ежегодный импорт судостроительной продукции в Россию, главным образом из Южной Кореи, в последнее время составлял порядка полутора-двух миллиардов долларов в год (см. график 3) и существенно превышал объемы собственного производства.

График 3: Импорт судостроительной продукции в Россию

Сами с кораблями

В октябре 2019 года правительство России утвердило Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, которую мы вкратце процитируем, дабы понять, что представляет собой современная судостроительная отрасль в стране.

Итак, судостроение в России создает примерно 0,8% национального ВВП и 186 тыс. рабочих мест (не считая смежных отраслей).

Оценка объемов выпуска гражданской продукции здесь несколько затруднена тем, что судно — штучная продукция, с большими различиями в водоизмещении и единичной стоимости готовой продукции. Поэтому динамика объемов выпуска, что в физическом, что в стоимостном выражении здесь имеет ярко выраженный «рваный» темп, со сменяющими друг друга «взлетами» и «спадами». В целом ежегодно в России выпускается несколько десятков различных гражданских судов.

Отечественное судостроение имеет ярко выраженное «военное лицо»: за период 2014–2019 годов, как следует из текста стратегии, свыше 90% продукции отрасли (в стоимостном измерении) пришлось на военные корабли.

При этом есть и ряд проблем.

Во-первых, в силу длительного срока строительства судов верфи активно прибегают к заемному финансированию. Мало того, в наследство от предыдущих, не всегда чистоплотных собственников современной судостроительной отрасли в России досталась высокая долговая нагрузка.

В последние годы в промышленном секторе судостроения коэффициент долговой нагрузки (отношение совокупного долга к EBITDA) составил около 4. При этом для нормальной хозяйственной деятельности организации значение этого коэффициента не должно превышать 2.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Даниил Галицкий, изворотливый король Даниил Галицкий, изворотливый король

В Галицко-Волынском княжестве монголы впервые не смогли взять одну из крепостей

Дилетант
Белорусская бегунья Тимановская рассказала об угрозах и увольнении мужа из-за поддержки протестов Белорусская бегунья Тимановская рассказала об угрозах и увольнении мужа из-за поддержки протестов

Легкоатлетка Кристина Тимановская об угрозах в свой адрес

Forbes
Как встроиться в мировую микроэлектронную элиту Как встроиться в мировую микроэлектронную элиту

Гульнара Хасьянова — о перспективах производства микроэлектроники в России

Эксперт
Закон Ньютона от депрессии и дневник-твиттер: 5 идей, которые меняют отношение к жизни и здоровью Закон Ньютона от депрессии и дневник-твиттер: 5 идей, которые меняют отношение к жизни и здоровью

Иногда достаточно одного озарения, чтобы изменить жизнь

Reminder
Когда пластик крепче стали Когда пластик крепче стали

Интервью с директором группы «Полипластик» Мироном Гориловским

Эксперт
Лимонный остров: итальянский Капри в 10 фотокарточках Лимонный остров: итальянский Капри в 10 фотокарточках

Как выглядит остров Капри

Вокруг света
«Скелеты в шкафах» союзников «Скелеты в шкафах» союзников

Негласный запрет на темы, которые могли «всплыть» в ходе суда над нацистами

Дилетант
Город дорог: 9 фильмов, действие которых происходит в автомобиле Город дорог: 9 фильмов, действие которых происходит в автомобиле

Фильмы, действие которых происходит в машинах

Esquire
Месть хазарам Месть хазарам

Многим нравится именовать себя потомками строителей могучих империй

Дилетант
«Почему я не могу быть с той, кого люблю»: признание мужчины «Почему я не могу быть с той, кого люблю»: признание мужчины

Обсуждение чувств — не самая сильная сторона многих мужчин

Psychologies
МАКСимальный отрыв МАКСимальный отрыв

Авиастроители доказывали, что им по силам делать авиатехнику мирового уровня

Эксперт
На свою голову: грамотный уход за волосами и кожей головы в вопросах и ответах На свою голову: грамотный уход за волосами и кожей головы в вопросах и ответах

Помните ли вы, как правильно мыть голову?

Esquire
5 фактов о теле человека, которые наука не может объяснить 5 фактов о теле человека, которые наука не может объяснить

Подергивания во сне, леворукость и отпечатки пальцев — зачем нам все это?

Maxim
Веселье продолжается Веселье продолжается

Почему закись азота за два с лишним века так и не стала лекарством

N+1
5 лучших примеров маскировки у животных: часть 1 5 лучших примеров маскировки у животных: часть 1

Примеры того, насколько совершенными могут быть камуфляжные способности

Популярная механика
Ольга Зыряева Ольга Зыряева

Чем хороши новые форматы медиа, можно ли избавиться от дезинформации в интернете

Elle
«Делами, не словами»: как Эммелин Панкхерст добилась избирательного права для женщин «Делами, не словами»: как Эммелин Панкхерст добилась избирательного права для женщин

Суфражистки под руководством Панкхерст они добились для женщин права голосовать

Forbes
Древний кашалот потерял зуб в смертельной схватке с мегалодоном Древний кашалот потерял зуб в смертельной схватке с мегалодоном

А ученые этот зуб нашли. Очевидно, победителем в бою стала гигантская акула

National Geographic
Откровенные фото и вещие сны: 5 историй о разоблачении изменщиков Откровенные фото и вещие сны: 5 историй о разоблачении изменщиков

Делимся историями о том, как люди узнают об изменах своих любимых

Psychologies
Убавим громкость Убавим громкость

Можно ли улучшить звукоизоляцию квартиры или комнаты без потери полезной площади

Идеи вашего дома
На границе двух миров На границе двух миров

Порой они кажутся стражами, охраняющими прибрежную полоску песка

Наука и жизнь
Поздние роды Поздние роды

Как выносить и родить здорового малыша, если будущей маме сорок с хвостиком?

Лиза
Чего категорически нельзя делать при обнаружении седины, а что - обязательно Чего категорически нельзя делать при обнаружении седины, а что - обязательно

Рано или поздно каждая из нас столкнется с серебристыми нитями в волосах

Cosmopolitan
Ленивец: древесный тихоход Ленивец: древесный тихоход

Ленивцы идеально приспособлены к определенной среде обитания

Вокруг света
Охотники за просрочкой Охотники за просрочкой

Кто такие фриганы и почему им нравится есть продукты из мусорных баков

Лиза
Следи за языком: как общаться с людьми, чтобы тебя все полюбили Следи за языком: как общаться с людьми, чтобы тебя все полюбили

Несложные правила, помогающие конструктивному общению

Cosmopolitan
Сытная горячая закуска: горячее лобио из красной фасоли с бараниной Сытная горячая закуска: горячее лобио из красной фасоли с бараниной

Лобио — простой старинный рецепт грузинской кухни

Вокруг света
7 признаков «тихой смелости» 7 признаков «тихой смелости»

По-настоящему храбрый человек — какой он?

Psychologies
Как сторис стали главным медиаформатом мобильных приложений Как сторис стали главным медиаформатом мобильных приложений

Соцсети, бизнес-приложения, Google — как и за счет чего сторис пробрались всюду?

VC.RU
Извиниться за стрижку: почему олимпийские рекорды лучницы из Южной Кореи подняли волну хейта Извиниться за стрижку: почему олимпийские рекорды лучницы из Южной Кореи подняли волну хейта

Как борьба с дискриминацией женщин в Южной Корее обострила социальные проблемы

Forbes
Открыть в приложении