Новое золото: что такое биткойн и деньги ли это?
Мир сходит с ума по биткойнам — странным деньгам, которые можно получить лишь на компьютере. Кажется, ничего подобного еще не было. Но на деле увлечение криптовалютами — это просто золотая лихорадка, только на новый лад.
В 1848 году тысячи американцев побросали свои дома и, распродав имущество, целыми семьями в переполненных товарных вагонах и на хлипких кораблях отправились в Калифорнию. В глухом и необжитом на тот момент штате, на землях владельца лесопилки Джона Саттера открыли необычайно крупное месторождение золота. Так началась самая известная золотая лихорадка в истории.
Во второй половине 2017 года расчеты, основанные на текущей динамике, показывали, что любые вложения в оборудование для майнинга — «добычи» самой известной криптовалюты под названием «биткойн» — окупятся за 6–8 месяцев. Чтобы получить биткойн, нужно запустить на компьютере долгие сложные вычисления, на которые тратится уйма электричества, но на пике стоимости за одну криптомонету давали 20 тысяч долларов! Пытаясь расплатиться за необходимое «железо» и гигаватты энергии, люди брали кредиты и закладывали имущество. Однако в декабре курс биткойна пошатнулся, а к середине января 2018-го обвалился: только за сутки с 16 по 17 января криптовалюта подешевела на 25%. В конце февраля биткойн «бултыхался» возле отметки 10 тысяч долларов. Надежды «старателей» рухнули вместе с курсом, и сегодня они молятся, чтобы криптовалюта вновь начала дорожать. Золотая лихорадка XXI века в самом разгаре.
Поиски добычи
Кто именно создал биткойн, точно не известно, но этот человек (или люди), кажется, специально сделал его максимально похожим на золото. Неудивительно, ведь золотой стандарт веками служил мировой экономике верой и правдой. Деньги, обеспеченные золотом, не знают такой напасти, как инфляция. Она случается, когда в экономике оказывается слишком много денег: люди больше тратят, и цены пропорционально растут. Но золота не бывает слишком много, потому что его трудно добывать. И перед этой сложностью равны и бедные старатели, и могучие государства. Если экономике нужно больше золота, она расплачивается за него тяжелым трудом людей. Предполагается, что правительство не может просто включить печатный станок, чтобы получить легкие деньги, ведь каждая монета должна быть обеспечена золотом.
За электронные деньги тоже приходится расплачиваться. Биткойны добывают на специализированных компьютерах-майнерах, и дешевле 100 тысяч рублей такой не купить. Еще недавно можно было обойтись одним компьютером, но сейчас масштаб добычи радикально вырос: по всему миру круглосуточно работают майнинговые фермы из тысяч майнеров. Чем больше компьютеров задействовано в добыче, тем сложнее алгоритм получения новых биткойнов. Так придумал создатель криптовалюты, и поменять это правило нельзя. Поэтому майнинг, ко всему прочему, требует чудовищного количества электроэнергии. Например, в Исландии в 2018 году местные «криптостаратели» потратят электричества больше, чем все остальные жители острова.
Со стороны кажется, что безостановочная работа компьютеров, которые сжигают прорву энергии, производя сложнейшие расчеты не ради науки или блага людей, а только чтобы добыть очередной биткойн, — просто бессмыслица, блажь жителей первого мира. Но это не так. «Можно сказать, что затраты на оборудование для майнинга и электричество — аналог трат на кирки и лопаты во времена калифорнийской золотой лихорадки», — считает профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов. Расход вычислительных мощностей можно рассматривать как эквивалент старательского труда, хотя сами добытчики в нем не участвуют.
Если бы добывать биткойны было легко, они не ценились бы столь высоко. А хитрый алгоритм, сдерживающий рост числа полученных монет, делает криптовалюту саморегулирующейся, не позволяя начаться биткойновой инфляции — точно так же, как золото не допускало обыкновенной. Кроме того, криптовалюты не регулируются государством, и для многих это веский повод озаботиться их майнингом и покупкой. Биткойн — важное платежное средство в «теневом» Интернете, где, как считается, процветает торговля нелегальной продукцией. При помощи криптовалют можно вывести деньги за границу, минуя налоговые службы (впрочем, за эту операцию придется заплатить посредникам). Но хотя на биткойны есть стабильный спрос, их истинная ценность остается неясной.
Пузырь, и горжусь этим!
Когда старатели добывали золото, они точно знали, что купят на него все, что захотят. Других денег просто не существовало: любые «серьезные» валюты обменивались на металл по фиксированному курсу. Когда адепты криптовалют добывали первые биткойны, потратить их было невозможно. Но сейчас люди отдают за биткойны товары и услуги, так как ожидают, что криптовалюта вырастет в цене. Покупательная способность биткойнов основывается во многом на спекулятивном интересе. Тем более что количество монет заведомо конечно, а когда нечто в дефиците, цена на это растет. «Биткойн облегчает некоторые типы транзакций, особенно если „прямое“ их проведение ограничено, как, например, в Китае. Но главным образом спрос создают члены „фанатского“ сообщества, которые верят, что криптовалюта позволит улучшить глобальную финансовую систему. Оно довольно большое, поэтому биткойн смог набрать свой вес», — поясняет Шибанов.