Первое впечатление бывает обманчиво: разбор картины Эдгара Дега

Вокруг светаКультура

Гражданин кулис: что зашифровано в известной картине Эдгара Дега

Первое впечатление часто бывает обманчиво. Как, например, в случае с «Голубыми танцовщицами» Эдгара Дега

Семен Мартынов

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», около 1898 года. Фото History & Art Collection / Alamy

Картина «Голубые танцовщицы»

  • Бумага, пастель 65×65 см
  • Около 1898 года
  • Ныне находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

Манеру и тематику живописи, которые кажутся результатом напряженного творческого поиска художника, иногда определяют более прозаичные обстоятельства. Эдгара Дега еще его современники прозвали живописцем балерин. Он был завсегдатаем театров, однако тема балета затмила в творчестве Дега прочие далеко не сразу. В 1874 году умер его отец, оставив огромные долги, уничтожившие семейное дело — банк. Безбедное существование сына состоятельного банкира закончилось, и Дега пришлось всерьез задуматься о заработке живописью. Британский историк искусства Джон Кир связывает с этим начало «балетного бума» в творчестве художника в середине 1870-х: изображения прелестных танцовщиц хорошо продавались.

И импрессионистскую манеру письма Дега, можно сказать, приобрел поневоле. Художник, в отличие от собратьев, не стремился бросать на холст мимолетные впечатления. Но зрение, подводившее Дега еще в молодости, с годами катастрофически ухудшалось. Прорабатывать линии и мелкие детали на холсте было все труднее. Живопись пятнами, размытые формы, яркие тона — в 1890-е, спустя годы после распада группы импрессионистов, манера слепнущего Дега стала по-настоящему близкой их «канону».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении