О совместном проекте ВТБ и «Эфко» по строительству маслозернового терминала

ЭкспертБизнес

ВТБ и «Эфко» укрепятся в экспорте

Совместный проект ВТБ и «Эфко» по строительству маслозернового терминала в порту Тамани позволит им усилить доминирование в глубоководной перевалке зерна и масла. Но только если государство проложит туда железную дорогу и достроит порт

Александр Лабыкин

Один из крупнейших производителей и экспортеров масла в России группа компаний «Эфко» и наращивающий активы в аграрном бизнесе банк ВТБ договорились совместно построить в порту Тамани терминал по перевалке зерна и шротов мощностью 12,5 млн тонн и растительных масел мощностью три миллиона тонн. Это с избытком обеспечит мощностями растущий экспорт зерна и масла на ближайшие годы. Прежде всего это важно для экспортеров масла, которым уже в следующем сезоне может не хватить существующих мощностей по перевалке в глубоководных портах Новороссийска и Тамани.

Впрочем, новые мощности будут широко использоваться экспортерами лишь в том случае, если к терминалам в Тамани проведут железнодорожную ветку, а в самом порту построят волнорезы для безопасной погрузки. Поскольку на это государство пока денег не выделяет, проект ВТБ и «Эфко» может оказаться «дорогой в никуда». Если все же общую инфраструктуру достроят, то новые терминалы в Тамани будут очень востребованы.

Пока неизвестно, как будут действовать обе компании после укрепления позиций в части перевалки зерна и масла в отношении клиентов-конкурентов, которые уже жалуются на их доминирование в перевалке на глубокой воде.

Маслом скоро захлебнемся

Расширение посевов подсолнечника и рапса, улучшение агротехнологий и, как следствие, повышение урожайности уже пятый год позволяют увеличивать сборы масличных культур на 10–15% ежегодно. По прогнозу аналитиков, в этом году только урожай подсолнечника составит 14 млн тонн против 12,8 млн тонн в прошлом году, ставшем рекордным за всю историю подотрасли. Поскольку Россия давно потребляет масла меньше, чем производит, растет и его экспорт: с 2014 по 2018 год вывоз масложировой (включая маргарины и добавки) продукции удвоился, достигнув пяти миллионов тонн. С ростом урожая ожидаемо увеличится и экспорт. Если в прошлом аграрном сезоне мы вывезли более чем в 70 стран мира 3,7 млн тонн основных видов масел (из них 2,6 млн тонн подсолнечного), то в этом ожидается экспорт свыше четырех миллионов тонн. Экспорт масла будет подстегивать и снижение вывоза семечки, на которую в прошлом году резко выросла стоимость фрахта, и многие производители отправили ее на переработку. Благодаря этому увеличилась загрузка пустовавших производственных мощностей, а на экспорт было поставлено больше продукции высокого передела (в том числе бутилированное масло). Согласно нацпроекту «Экспорт продукции АПК» вывоз масла должен увеличиться с 3 млн тонн в 2018 году до 9 млн тонн в 2024-м. Пока что все складывается в нашу пользу, в том числе благодаря открывшемуся для нас в прошлом сезоне Ирану, который сразу закупил свыше 600 тыс. тонн российского масла. Сильно растут аппетиты Китая, Индии и ближневосточных стран, которые станут в ближайшие пять лет основными драйверами роста экспорта.

Но до них надо еще доплыть — две трети российского масла везут за рубеж по морю. «В этом сезоне российские перевалочные мощности еще справились, — говорит исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. — Но производители и трейдеры готовы кратно наращивать поставки в ближайшие годы, поэтому уже в следующем аграрном сезоне ситуация может оказаться критической, и без новых мощностей мы не сможем выполнить задачу по увеличению втрое экспорта масла к 2024 году».

Детали совместного проекта по строительству терминала в Тамани «Эфко» (бенефициары Валерий Кустов, Евгений Ляшенко и Владислав Романцев) и госбанк ВТБ не раскрывают, как и его стоимость. В «Эфко» на запрос «Эксперта» не ответили. Разные эксперты уже оценили стоимость строительства новых терминалов в 35–40 млрд рублей. Весной этого года Евгений Ляшенко анонсировал самостоятельный проект по возведению в Тамани зерновых терминалов мощностью 20 млн тонн за десять миллиардов рублей, но потом компания снизила планку до шести миллионов тонн зерна и трех миллионов тонн масла. Теперь ему на смену пришел совместный проект с ВТБ. Пока известно, что речь идет о строительстве мощностей по хранению и перевалке на 12,5 млн тонн зерна (четверть нынешних объемов экспорта зерна страны) и три миллиона тонн масла (почти сто процентов нынешнего экспорта).

Сейчас в России как такового дефицита мощностей по перевалке масла нет. Его грузят в мелководных портах Ростова-наДону, Астрахани, Владивостока и Ейска. Но дело в том, что в такие страны, как Индия, Китай, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, выгодно продавать масло крупным оптом, от 40 тыс. до 55 тыс. тонн, для чего используют большегрузные корабли, которые могут заходить лишь в глубоководные порты. Поэтому, например, таким лидерам экспорта масла, как «Астон», «Юг Руси» и другим, приходится перегружать продукцию со своих малотоннажных кораблей в большегрузы в море на глубокой воде. Это удорожает перевалку, а погода часто затрудняет погрузку.

Глубоководные маслоналивные терминалы сейчас есть лишь у «Эфко» в Тамани и у лидера рынка соевого масла и шрота — ГК «Содружество» на Балтийском море. Через них идет до 60% российского экспорта. Но «Содружество» в основном использует погрузочные мощности для своей продукции. С прошлого года два причала были выделены под погрузку масла в принадлежащем теперь ВТБ Новороссийском морском торговом порту (НМТП). «Но там погрузка идет в основном с колес, железнодорожные пути перегружены из-за множества вывозимых из порта видов грузов, экспортеры часто попросту не успевают загрузить крупнотоннажные суда в 40–50 тысяч тонн, — говорит ведущий эксперт ИКАР Даниил Хотько. — Они нарастили мощности в этом году, выделив под единовременное хранение, как я понял, бывшие нефтеналивные емкости». Ведущий поставщик масла в Китай, Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК), признает, что отгрузку в Новороссийске вести непросто: «В прошлом году НМЖК начал грузить танкеры дедвейтом свыше 30 тысяч тонн с прямой загрузкой в одном порту (Новороссийск). Этот способ требует ювелирной координации логистики: для того чтобы загрузить судно такого объема, необходимо заполнить подсолнечным маслом более 500 цистерн, обеспечить их быструю доставку в порт и бесперебойную подачу на причал».

Как пояснили «Эксперту» в компании ИПП, управляющей погрузкой масла в НМТП, через них проходит больше всего масла в Китай, поэтому мощности будут наращивать. «В этом году мы отгрузим около 700 тысяч тонн масел, при увеличении потребностей рынка мощность перевалки уже в 2020 году может быть увеличена до 1–1,5 миллиона тонн с возможностью дальнейшего роста без значимых вложений», — сообщили в ИПП. В следующем году в Новороссийском порту достроят еще ряд емкостей единовременного хранения для приемки масла с автотранспорта. «И все же возить через Новороссийск неудобно, поскольку тебе дают час на погрузку из-за длинной очереди нефтеналивных грузов, а если не успел — состав потом стоит в тупике, — поделился с “Экспертом” один из экспортеров масла. — Потери бывают в пиковый сезон значительные, суда уходят недогруженные наполовину и догружаются в Украине их маслом». Так что действующие и будущие мощности «Эфко» могут стать наиболее адекватным способом перевалки. «Но это будет только в том случае, если построят железнодорожную ветку от ближайшей станции до морского терминала “Тамань”, — говорит Даниил Хотько. — Сейчас масло и зерно довозят автотранспортом, что увеличивает расходы на перевалку до десяти долларов за тонну».

Клиентам пока некомфортно

Порт Тамани расположен в Темрюкском районе на Таманском полуострове, в югозападной части Краснодарского края и, согласно данным государственной управляющей компании «РМП-Тамань», доступен для захода судов грузоподъемностью свыше 60 тыс. тонн (хотя участники рынка говорят, что больше 30 тыс. тонн пока грузить не решались). Он был открыт в 2006 году, строится за счет государства и пула инвесторов. Здесь есть девять освидетельствованных и действующих причалов, из них пять использует созданная «Эфко» стивидорная компания «Морской терминал “Тамань”». Терминал по перевалке жидких наливных грузов (патоки, мелассы и масел) «Эфко» построила здесь еще в 2008 году (это был первый частный объект порта) для импорта пальмового масла. Тремя годами позднее «Эфко» построила и зерновой терминал, который потом продала зернотрейдерам — швейцарской Glencore и украинской Kernel (сейчас долю последней выкупает ВТБ). Впоследствии «Эфко» нарастила мощности по перевалке масел до 2,9 млн тонн, из которых на импорт пальмового масла приходится около миллиона тонн и свыше 715 тыс. на экспорт масел. То есть загружен он не полностью. «Туда пока не едут из-за отсутствия железнодорожного подхода, без которого само по себе удвоение мощностей перевалки масла не позволит переориентировать экспортеров с рейдовой перевалки на Черном море на глубокий берег в Тамани», — уверен Михаил Мальцев. Длина ветки до ближайшей станции Тамань всего семь километров. Руководство «Эфко» уже несколько лет обращается в Минтранс и РЖД, уговаривая проложить железную дорогу. Но РЖД была занята строительством подходов к Керченскому мосту, от которых теперь осталось дотянуть ветку до порта. В прошлом году «РМП-Тамань» заявила, что в капитал порта войдет РЖД, чтобы вложиться в строительство подъездного к терминалам пути. Но РЖД с тех пор упорно отмалчивается на эту тему. Впрочем, весной по просьбе Масложирового союза президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить железнодорожные подходы к портам, через которые идет аграрный экспорт, но с тех пор новостей на эту тему не было. Пока не будет дороги, будущее совместного проекта по строительству новых терминалов в Тамани остается туманным. Впрочем, участники рынка ожидают, что если к делу подключился ВТБ, то его лобби поможет сделать РЖД более сговорчивой.

Но если ее проведут, расклад существенно изменится, поскольку перевалка в Тамани может стать выгоднее, чем в Новороссийске. Ключевые глубоководные мощности по перевалке зерна и масла окажутся в руках двух компаний. ВТБ с прошлого года уже консолидировал глубоководные терминалы, через которые проходит большая часть зернового экспорта. «Эксперт» ранее писал, что в этом году некоторые участники рынка понесли убытки от новых условий перевалки от новоявленного монополиста.

На терминале МТТ доминирует «Эфко», переваливая с трех причалов импортное пальмовое масло, шрот, патоку и мелассу и само масло. Небольшую часть, около 300–400 тыс. тонн, переваливают входящий в пятерку крупнейших экспортеров масла «Артис-агро экспорт» и с прошлого года — Липецкий маслоэкстракционный завод. «Нам здесь некомфортно, потому что стоимость перевалки выше, чем в Новороссийске, — 20 долларов за тонну вместо 15. Кроме того, “Эфко” навязывает нам своих дорогих агентов для оформления экспортной документации, — рассказала “Эксперту” руководитель департамента масличных культур компании “Артис-агро экспорт” Ольга Михайленко. — Емкости единовременного хранения по маслу они увеличили до 140 тысяч тонн, но все равно они заняты в основном их сырьем, а нам периодически отказывали в погрузке, и танкеры простаивали. Поэтому мы в мае следующего года, наверное, уйдем снова в Новороссийск, где появится возможность наполнять новые емкости хранения из автотранспорта».

Но чтобы было над кем доминировать и переманить клиентов с малой воды и из Новороссийска, «Эфко» помимо железной дороги предстоит решить еще одну задачу — построить волнорезы, как в НМТП, которые снижают давление воды на судно в шторм. «Без этого сейчас порт очень опасен, у нас в холодное время часто простаивают суда из-за частых штормов. Сейчас крупнотоннажное судно стоит из-за большой волны, на чем мы потеряем почти всю прибыль, ожидаемую от этой партии», — говорит Ольга Михайленко. Волнорезы должен построить порт, но в «РМП-Тамань» говорят, что средства на это государство тоже пока не выделило.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В Москве простились со стрит-артом В Москве простились со стрит-артом

Зачем по всему городу закрашивают известные граффити

Русский репортер
6 причин, почему с возрастом люди теряют друзей: мнение экспертов 6 причин, почему с возрастом люди теряют друзей: мнение экспертов

Увы, не все друзья остаются с нами навсегда

Playboy
Как использовать тени для бровей: советы визажиста Как использовать тени для бровей: советы визажиста

Эффектные густые брови – обязательный элемент модного макияжа

Cosmopolitan
Четыре все еще не найденных клада Четыре все еще не найденных клада

Итак, доставай металлоискатель, записывай

Maxim
#пронауку: что случится при глобальном потеплении на 1,5 градуса #пронауку: что случится при глобальном потеплении на 1,5 градуса

Могут ли незначительные колебания столбика термометра повлиять на жизнь планеты?

РБК
Диана Арбенина: «Самый веселый новогодний концерт мы дали для подвыпившей дамы» Диана Арбенина: «Самый веселый новогодний концерт мы дали для подвыпившей дамы»

Диана Арбенина – о том, что делает жизнь женщины максимально осмысленной

Cosmopolitan
Капитан «Паллады»: человек, который совершил 5 кругосветных путешествий Капитан «Паллады»: человек, который совершил 5 кругосветных путешествий

Михаил Кожухов множество раз пересек земной шар

Forbes
Во всём блеске Во всём блеске

Интерьер для молодой и успешной заказчицы, которая любит во всём белый цвет

SALON-Interior
3 способа предотвратить неверность и развод: какой используете вы? 3 способа предотвратить неверность и развод: какой используете вы?

Три стратегии, которыми мы пользуемся, чтобы удержать партнера

Psychologies
Проблемное место Проблемное место

Жить без трудностей не только скучно, но и вредно для здоровья

GQ
Светлана Белова, Swarovski — о грядущем Рождестве и стратегии в России Светлана Белова, Swarovski — о грядущем Рождестве и стратегии в России

Светлана Белова, Swarovski — о конкурентных преимуществах и планах на год

РБК
Розы нуждаются в защите Розы нуждаются в защите

Российские цветоводы констатируют предбанкротное состояние отрасли

Эксперт
С небес на землю: знаменитости тоже летают экономклассом С небес на землю: знаменитости тоже летают экономклассом

Звезды тоже путешествуют лоукостерами и стоят в очереди за багажом

GQ
Отцы и дети: как передать наследство и не поссориться со всей семьей Отцы и дети: как передать наследство и не поссориться со всей семьей

Как найти общий язык с наследниками любого возраста и аппетитов

Forbes
Независимость и инновации. Как соединить медиабизнес и венчурную экономику? Независимость и инновации. Как соединить медиабизнес и венчурную экономику?

Будущее сильнейших в мире медиабрендов зависит от темпа их трансформации

Forbes
Семечки подсолнуха: польза для организма и вред от злоупотребления Семечки подсолнуха: польза для организма и вред от злоупотребления

Семечки подсолнуха — здоровая закуска, которую стоит добавить в свой рацион?

Playboy
В сказочном лесу В сказочном лесу

Интерьер с элементами экостиля в московской квартире

SALON-Interior
Почему не стоит покупать дешевые светодиодные лампочки? Почему не стоит покупать дешевые светодиодные лампочки?

Мы приведем 6 причин, почему не стоит брать дешевые светодиодные лампы

CHIP
Квартира в стиле 1970‑х, 66 м² Квартира в стиле 1970‑х, 66 м²

Квартира в советском стиле от Светланы Озеровой и Натальи Юнг

AD
Эмин Агаларов — о Isabel Marant и пении как лучшем способе переключиться Эмин Агаларов — о Isabel Marant и пении как лучшем способе переключиться

Эмином Агаларовым о том, как ему удается привлекать премиум-бренды

РБК
О чем молчат космонавты: невесомость и туалет О чем молчат космонавты: невесомость и туалет

Пользоваться туалетом в невесомости сложнее, чем на Земле

Популярная механика
Шантаж и подкуп. Как склоняют к сожительству Александра Лукашенко Шантаж и подкуп. Как склоняют к сожительству Александра Лукашенко

Одна из особенностей российского делового этикета — вести переговоры

СНОБ
В фекалиях человека найдены кандидаты в антибиотики будущего В фекалиях человека найдены кандидаты в антибиотики будущего

Ученые создали новый вычислительный метод для поиска циклопептидов

Популярная механика
«Власть не может быть все время доброй». Интервью с губернатором Якутии Айсеном Николаевым «Власть не может быть все время доброй». Интервью с губернатором Якутии Айсеном Николаевым

Губернатор Республики Саха о том, как сбалансировать экономику региона

СНОБ
Из Питера жить Из Питера жить

О людях, которые променяли Петербург на псковскую глубинку

Огонёк
Чем знаменит великий модельер Эмануэль Унгаро Чем знаменит великий модельер Эмануэль Унгаро

Творческий путь Унгаро и наследие, которое он оставил нынешней индустрии моды

Esquire
Что делать, если страховая компания не платит по ОСАГО Что делать, если страховая компания не платит по ОСАГО

Какие действия страховщика можно оспорить и чем может помочь РСА

РБК
Осторожно, «голубое» фотостарение! Осторожно, «голубое» фотостарение!

«Голубое» излучение и его вред для кожи

9 месяцев
Квартира в духе супрематизма, 55 м² Квартира в духе супрематизма, 55 м²

Ванная комната и постирочная в этой квартире спрятаны в куб

AD
«Дача» для миллиардера: как выглядит изнутри яхта-ледокол Олега Тинькова «Дача» для миллиардера: как выглядит изнутри яхта-ледокол Олега Тинькова

Как выглядит новая яхта Олега Тинькова изнутри

Forbes
Открыть в приложении