Будущему — покажем: кому нужна научная фантастика в XXI веке
Считается, что научная фантастика умерла как жанр — вероятно потому, что самые смелые предположения фантастов уже сбылись. Но оказалось, что крупнейшие компании — от Microsoft до Apple — вкладываются в проекты, связанные с этой тематикой. Зачем они делают?
В России для поддержания новой научной фантастики благотворительный фонд «Система» (оператор социальных инвестиций АФК «Система») уже два года вручает премию «Будущее время». О состоянии научной фантастики в XXI веке рассказывает Анна Янчевская, президент фонда.
В последнее десятилетие инвестиции крупных корпораций в развитие научной фантастики или привлечение фантастов к совместным проектам стали международным трендом. Собственные инициативы в этой области запустили Intel, Apple, Google. Внимательно исследовав этот вопрос, благотворительный фонд «Система» создал проект «Будущее время», направленный на возрождение интереса молодых авторов к научной фантастике и на поиск новых идей. Это первая литературная инициатива в истории благотворительного фонда «Система», сейчас она входит в просветительскую программу фонда, объем которой ежегодно составляет до 15 млн руб. В 2019 году победителем премии стала биолог, научный журналист и писатель Елена Клещенко (рассказ «Веревка повешенного»). Кроме того, в этом году книга Клещенко «ДНК и ее человек. Краткая история ДНК-идентификации» попала в шорт-лист премии «Просветитель».
Не хватает фантастов, которые придумывали бы для нас что-то совершенно новое. Возможно потому, что мы настолько увлечены и перенасыщены технологическим настоящим, что о будущем и подумать некогда
Несколько лет назад я общалась с Иваном Лаптевым, одним из самых известных экспертов в области компьютерного зрения (и одним из основателей VisionLabs), и когда разговор зашел о фантастике, он сказал, что текущий технологический прогресс догнал практически все предсказания, и мы живем в уникальное время, когда ты можешь что-то придумать и сразу это создать, а 20-30 лет можно было придумать все, что угодно, но не было инструментов, чтобы это создать. «Прогресс ускорился, и горизонты событий сильно приблизились за последние годы. Если бы кто-то пять лет назад сказал мне, что машины будут распознавать лица лучше людей, я был бы очень удивлен. Но сейчас это так. Не хватает фантастов, которые придумывали бы для нас что-то совершенно новое. Возможно потому, что мы настолько увлечены и перенасыщены технологическим настоящим, что о будущем и подумать некогда», — говорил Лаптев.