Все дело в ковше
Проектирование и изготовление — компания «Профессионал». Продукция — навесное оборудование для дорожно-строительной и горнодобывающей техники: ковши для экскаваторов, карьерной техники, а также рыхлителей, стоек отвалов для бульдозеров, грейферов и др. Директор — Дмитрий Воробьев
В Африку, Австралию, Южную и Северную Америку ковши компании «Профессионал», основанной в 2006 году в Иванове, плывут по морю. Путешествие крупных негабаритных грузов удовольствие недешевое, за полтора-два месяца пути их цена увеличивается на 5–10%. Однако транспортные расходы клиентов не останавливают, более того, их число постоянно растет: только в 2018 году география экспорта продукции компании расширилась на 12 новых стран, ивановское навесное оборудование для дорожно-строительной и горнодобывающей техники впервые отправилось в Канаду, ОАЭ, Сербию, Хорватию, Сенегал, Мали, Сьерра-Леоне, Кению, Финляндию, Латвию, Оман, Азербайджан. И теперь общий список экспорта «Профессионала» составляет 45 стран. Но в компании считают, что на достигнутом останавливаться нельзя: «Собственник поставил перед нами задачу ежегодно увеличивать экспорт в два раза. Пока с планом справляемся», — говорит руководитель экспортного направления компании Алексей Кутузов.
В цене ковши-гиганты
Экспортная история компании невелика, всего пять лет назад Алексей Кутузов занялся активным сбором информации о потенциальных клиентах, рассматривал близлежащие страны и Африку. Первые поставки были в Болгарию, Македонию, Монголию, а потом откликнулись и стали покупать ковши завода «Профессионал» российские международные компании, которые работают в других странах мира: «Русал», один из крупнейших производителей первичного алюминия и глинозема, а также золотодобывающая компания Nord Gold. В поиске новых клиентов «Профессионал» не ставит для себя никаких рамок, звонят и пишут потенциальным клиентам по всему миру. Тормозом могут быть только объективные заградительные барьеры, к примеру высокие пошлины или закрытость рынка определенной страны. Основной критерий для начала взаимодействия — наличие спроса на продукцию «Профессионала». А с этим проблем не возникает: компания грамотно вписалась в существующий мировой рынок и, выпуская продукцию под собственным брендом, поставляет ее для клиентов, у которых уже есть спецтехника таких известных производителей, как Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Volvo, Hyundai, JCB, Doosan, Liebherr. «Ковши нужны всем, кто работает на этой технике, — говорит Алексей Кутузов. — В виде исключения было два случая, когда американцы нам свои политические соображения представили, но все остальные бизнесмены находятся вне рамок политики, они ориентированы исключительно на экономический интерес».
На экспортный рынок компания вышла с основной продукцией — ковшами для строительной и горнодобывающей техники. Как оказалось, в мире не так много предприятий, специализирующихся на выпуске крупных ковшей, в Европе это заводы в Англии, Италии, один в Испании, есть местные производители ковшей в Канаде, Австралии и США. Они просят за свой товар цену на 10–50% выше, чем «Профессионал», прежде всего за счет высоких расходов на зарплату, налоги. Что же касается ассортимента, качества продукции, то «Профессионал» им ни в чем не уступает, а по ряду позиций превосходит. К примеру, по возможности выпускать ковши для горной техники любого размера, в том числе огромные. Емкость самого большого ковша составляет 40 кубометров. Ковши крупных размеров — это эксклюзивная продукция, и изготавливается она на заказ. Объем ковша непосредственно влияет на производительность экскаватора, а современные технологии и использование тонкой, но высокопрочной стали позволяют увеличивать его емкость без утяжеления. Это значит, что снижается нагрузка на машину, увеличивается объем захвата грунта при копании, растет производительность. В зависимости от назначения ковша используются разные марки стали: низколегированные — для ковшей общего назначения и для работ с легкими и средними грунтами, износостойкие и высокопрочные — для производства усиленных, скальных и карьерных ковшей, применяемых при разработке плотных, высокоабразивных и скальных грунтов. Спрос на большие ковши стабилен, в экспортных поставках их доля составляет 75%.
Не просто железное изделие
При выходе на экспортный рынок «Профессионалу» не пришлось модернизировать производство, задумываться о мировых стандартах — по той простой причине, что компания молодая, оборудование современное и постоянно идет процесс его обновления. Благодаря российскому рынку компания получила хороший первоначальный рывок в развитии, создала технические наработки, которые позволяют уверенно себя чувствовать на мировом рынке, предлагать интересные решения. Это ведь только кажется, что ковш — простое изделие. На самом деле в его производстве множество нюансов, включая правильный дизайн. Оптимальный дизайн ковша способствует лучшему внедрению в грунт, уменьшает нагрузку на рабочее оборудование и гидравлическую систему экскаватора. При проектировании ковша учитывают нагрузку на изделие и его элементы в процессе эксплуатации, угол атаки, массу ковша, комплектацию. Комплектация тоже может включать в себя элементы, каждый из которых непосредственно влияет на производительность изделия: режущая кромка, коронки, бокорезы и протекторы, межзубьевая защита, футеровочные элементы.
Сильной стороной ивановского предприятия Алексей Кутузов считает наличие широкой базы присоединительных размеров ковшей к экскаваторам, ассортимент металлов и комплектующих для изготовления ковшей. А если говорить о качестве конечного продукта, то не только комплектующие важны — надо соблюдать температурный режим сварки, так как износостойкая и высокопрочная сталь очень капризна к технологии сварки и можно легко испортить ковш. Чтобы в нем не возникли трещины, излишнее напряжение металла снимается путем термообработки после сварочных процессов, обработки кромок наружной поверхности шва, проковки игольчатым пневмомолотком, дробеструйной обработкой. Так что сделать хороший ковш непросто — это продукт инженерной мысли специалистов компании и умелых рабочих рук.
С учетом того, что спрос на продукцию «Профессионала» растет, увеличивается и коллектив, численность которого перевалила за 1000 человек. В 2018 году запущена собственная аккредитованная лаборатория по контролю качества материалов выпускаемой продукции. И даже создана передвижная мастерская на базе автомобиля повышенной проходимости Iveco, позволяющая проводить ремонтные работы в полевых условиях, в отрыве от производства.
Есть куда расти
Планов развития и завоевания российского и мирового рынков у «Профессионала» много, и для их реализации делаются организационные и технические шаги: в прошлом году компания приняла участие в 17 выставках, в том числе зарубежных — в Казахстане, Армении, Киргизии, Монголии; закупила и ввела в эксплуатацию 30 сварочных аппаратов новой модификации ESAB (Швеция), многоцелевые токарные станки Doosan (Корея), пресс EHT (Германия) с усилием 800 тонн, установку ТВЧ для осей и пальцев диаметром до 260 мм. «Доля экспорта в общем объеме производства пока составляет пять—десять процентов, но брошены большие силы на то, чтобы увеличить экспорт в разы, — говорит Алексей Кутузов. — Для нас это цель как экономическая, так и репутационная. Мы хотим, чтобы у бренда «Профессионал» была мировая известность, хотим выстроить постоянные отношения с крупными компаниями в нашей сфере деятельности».
На свою продукцию компания дает один год гарантии, как и ведущие мировые производители. Если бывают случаи гарантийного ремонта, завод договаривается с фирмами по ремонту оборудования в той стране, где находится заказчик. При выходе на внешние рынки компания видит пока одну серьезную проблему — логистику, которая ввиду удаленности России от других континентов построена на морских перевозках. Чтобы быть конкурентными на рынке не только по цене, но и по срокам доставки, надо думать, как решать эту задачу.
Производство ковшей для узкоспециализированной техники в горнодобывающей промышленности не является массовым производством нигде в мире, поэтому компания сначала собирает заказы, а потом их выполняет. Маленький ковш строительного экскаватора можно сделать за две недели, а крупный ковш горного экскаватора изготавливается три-четыре месяца. «Важно, чтобы при первой покупке у заказчика сформировалось положительное отношение к компании, потому что потом, когда они поработают с нашими ковшами и убедятся в их качестве, ни на кого нас не променяют», — поясняет Алексей Кутузов. К примеру, покупатель из Австралии в 2018 году обратился на завод в Иванове вторично и заказал уже целую партию из 30 строительных ковшей объемом от 0,2 до 2,4 кубометров — скальных, просеивающих, усиленных и других модификаций. Кроме того, по индивидуальному заказу клиента был изготовлен захват. А в феврале нынешнего года очередная партия ковшей объемом 6 кубометров «прямая лопата» и «обратная лопата» была отправлена в Южную Америку, где их установят на карьерные экскаваторы Caterpillar 6015B. Навесным оборудованием компании добывают золото, алмазы и железную руду в Африке, медь в Монголии, в Южной и Центральной Америке, с помощью ковшей «Профессионала» строят дороги в Австралии и Европе.
- ООО «Профессионал» основано в 2006 году в городе Иваново.
- Число сотрудников — 1087 человек.
- Оборот за 2018 год — 6 млрд рублей (с НДС), в том числе экспорт — 377 млн рублей (без НДС).
Навесное оборудование для дорожно-строительной и горнодобывающей техники — ковши для экскаваторов, карьерной техники компании «Профессионал» покупают в 45 странах
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl