«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Олег Мантуляк/из архива Х. Филипповой

«Потом наш худрук рассказывал, что принял меня за иностранку. С короткой стрижкой, в воздушном платье из жатого шифона и грубых ботинках с квадратными носами я выглядела как француженка. Точнее, как французская авантюристка из Петрозаводска! Но он не смог найти аргументы для отказа».

— Хельга, в титрах одного из фильмов, снятых в начале двухтысячных, вы значитесь как Ольга Филиппова...

— Не может быть. Ольга Филиппова — совсем другая актриса.

— Поэтому я и подумала, что вы сменили имя, дабы вас не путали!

— Нет, я всегда была Хельгой. У меня финские корни. Мои дедушка и бабушка были финнами. Дедушка вырос в США, но ему были близки идеи коммунизма, и в 1932 году он приехал в Советский Союз строить новую жизнь. С моей бабушкой дед познакомился в лагере, куда они, как многие финны, попали в годы сталинских репрессий.

Я родилась и выросла в Петрозаводске. Папа у меня был токарем высшего разряда и всегда работал с личным клеймом. Он выполнял самые сложные заказы разных предприятий и даже делал детали уникальных медицинских приборов. Мама получила педагогическое образование, работала в школе, но в 40 лет поменяла профессию и стала хорошим экономистом.

В детстве я была очень активной, занималась во всевозможных кружках. Просилась в художественную и музыкальную школу, но меня в них не отдали, потому что обучение там было платным, а еще надо было столько всего купить... Для занятий музыкой, например, требовалось пианино. Я, конечно, не понимала, сколько оно стоит. Папа любит вспоминать, как однажды мы с ним приехали в Питер и зашли в Гостиный двор. Там в одном из магазинов стоял красивый белый рояль. Увидев его, я попросила: «Пап, купи!»

— Сколько вам тогда было?

— Лет пять или шесть. У меня есть фотография в этом возрасте, которой я очень дорожу. Вот, смотрите: я в центре, рядом с Евгением Леоновым. Мы тогда всей семьей отдыхали в пансионате в Зеленогорске. Евгений Павлович приехал туда с творческим вечером, и мне посчастливилось сфотографироваться с ним вместе с другими зрителями.

С Евгением Леоновым, начало 70-х годов. Фото: из архива Х. Филипповой

— После встречи с Леоновым вы решили стать артисткой?

— Нет, хотя в школе участвовала в художественной самодеятельности. Я бойкая была и смелая, как мальчик, и занималась спортивным ориентированием с элементами альпинизма. Получила разряд кандидата в мастера спорта и с нашей школьной командой, можно сказать, обошла всю страну.

Навсегда запомнила один поход зимой, при температуре минус двадцать пять. Мы тогда сбились с маршрута и были вынуждены топтать лыжню. Потом очень долго шли до ближайшей деревни. В тот день я узнала, что такое мираж. Во время короткого привала вдруг увидела мужика в телогрейке и шапке-ушанке, сказавшего: «Остался один километр, вы уже близко». Обрадовалась. Что такое километр? Ерунда! Мы продолжили путь, но деревни все не было и не было. В какой-то момент я увидела впереди уже несколько мужиков, звавших нас за собой и вскоре растаявших в тумане, потом перед глазами возникла церковь, и я подумала: «Вот и деревня». Но церковь тоже исчезла, а мы все шли и шли. И когда показались реальные дома, я сказала: «Ребята, не верьте, это мираж!»

— Спорт вас закалил?

— Дисциплинировал, выработал ответственность, собранность, способность к быстрому принятию решений. И понимание того, что действительно важно, а что нет.

— Сейчас чем-то занимаетесь?

— Нет! Через год после окончания школы я поступила в Санкт-Петербургский институт культуры и почувствовала, что мне не хватает физической нагрузки. Ничего похожего на спортивное ориентирование там не было, и я пошла на бадминтон. Какое-то время этого хватало, а потом наступило лето. На каникулах я не занималась спортом и вдруг поняла, что больше и не хочу. И если бы сейчас мне, например, предложили бегать по утрам, я бы ответила: «Ни за что!» Потому что до сих пор помню неприятный привкус железа во рту, появлявшийся при больших нагрузках.

— Что привело вас в институт культуры?

— Это длинная история. В старших классах я все-таки стала подумывать об актерской профессии и написала в один театральный институт: «Подскажите, что нужно сдать, чтобы к вам поступить!» Мне прислали программку. Я ее полистала и решила, что такое не потяну. Слишком высокие требования предъявлялись к абитуриенту. Тут еще мама рассказала о том, как тяжела и опасна актерская профессия, на примере Елены Драпеко, чуть не утонувшей на съемках фильма «...А зори здесь тихие». И я передумала становиться актрисой.

Хельга Филиппова в спектакле «В Мадрид, в Мадрид…», НДТ, начало 2000-х годов. Фото: из архива Х. Филипповой

— Ваша мама увлекалась кино, читала «Советский экран»?

— Не только. Наша семья выписывала 32 журнала и кучу газет. «Советский экран» был у дедушки. Он любил читать и собрал шикарную библиотеку, в которой, например, была знаменитая БВЛ — «Библиотека всемирной литературы» в 200 томах. Интересно, что когда дедушка приехал в Советский Союз, то знал только английский язык. Позже освоил финский. А для того чтобы он овладел русским, бабушка ему в течение трех лет каждый день устраивала диктанты, и с домашними дед общался исключительно по-русски. Ругался с бабушкой по-фински. У него была смешная присказка: «Октябрьская революция из русского языка изъяла «ять», а я — мягкий знак». Он принципиально никогда не писал «ь» в окончаниях глаголов. Английский дедушка не забывал, поддерживал в форме. Любимым занятием у него было разгадывание кроссвордов в «Огоньке», очень сложных...

Так вот, после окончания школы я решила никуда не поступать, потому что не понимала, в чем мое призвание. Педагогом, как мама когда-то, быть не хотела, математиком тоже, хотя любила точные науки. Когда уставала или нервничала, открывала учебник высшей математики и решала примеры. Меня это как-то структурировало, и я успокаивалась.

В то время нашего завуча по внеклассной работе назначили директором школы, и она предложила мне стать пионервожатой. Еще существовала пионерская организация. В школе я проработала год. Идеологическим воспитанием почти не занималась, в основном организовывала досуг ребят, придумывала какие-то мероприятия, вечера, конкурсы. Эта работа вполне закономерно привела меня в Санкт-Петербургский институт культуры, который я окончила по специальности «организация и методика культурно-просветительской работы». Должна была стать директором какого-нибудь дома культуры или спортивного комплекса. Но решила, что не буду работать по этой профессии.

Однажды подруга рассказала, что некий иностранец набирает вокальную группу для работы в ресторанах в Швейцарии. Прослушивания проходят в Союзе театральных деятелей.

— Не хочешь сходить?

— Хочу, — ответила я. Хотя не занималась вокалом и никогда не ходила на прослушивания. Это была чистейшая авантюра.

Спела я неплохо. Иностранец взял в свою группу меня и еще нескольких девчонок, купил нам билеты на поезд, и мы уехали в Варшаву. Там он снял квартиру, в которой мы стали разучивать песни из репертуара Шаде, Мадонны, Фила Коллинза и других западных звезд. Но вскоре случилась война в Персидском заливе, и в Польшу стали возвращаться музыканты, работавшие за границей. Мы не могли составить им конкуренцию.

Хельга Филиппова на песенном конкурсе «Шанс», 1991 год. Фото: из архива Х. Филипповой

— До Швейцарии вы не добрались?

— Нет, но домой я уезжала с мыслью, что через несколько месяцев вернусь в Польшу. И будучи деятельным человеком, решила не сидеть сложа руки. В Петрозаводске пришла в Министерство культуры и предложила свои услуги. Меня охотно взяли, и через неделю я стала старшим методистом.

— Чем вы занимались?

— По моим меркам, сущей чепухой. Но должна была отсиживать положенные восемь часов с девяти утра до пяти вечера. Для меня это было невыносимо, я стала думать, чем бы еще заняться. Однажды на глаза попалась газета, в которой было объявление о наборе в молодежную студию при финском драматическом театре. Я подумала, что речь о художественной самодеятельности, и обрадовалась, что нашла себе развлечение. Буду днем работать, а вечером заниматься в студии.

Набрала указанный телефонный номер. Хмурый мужской голос на том конце провода спросил:

— Что вы хотите?

Я возмутилась:

— Что я хочу? Себя попробовать! Себя показать!

Повисла длинная пауза. Наконец голос сказал:

— Ну приходите в театр.

Я пришла и увидела мужчину лет сорока с кудрявыми волосами и голубыми глазами. Оглядев меня, он с сомнением спросил:

— Вы вообще что-нибудь читали?

Видимо, его озадачил мой внешний вид, хотя по меркам того времени я выглядела шикарно. На мне были блестящие черные лосины и кофта неонового зеленого цвета, с жабо, спереди короткая, сзади длинная. Челка тоже была зеленой.

— Конечно, читала, — ответила я. — Вам перечислить авторов? Чехов, Достоевский, Солженицын, Булгаков. Дальше продолжать?

— Нет, прочитайте что-нибудь.

Тут я напряглась, потому что не готовила программу. К счастью, вспомнила стихотворение Мандельштама, которое и прочитала. Мужчина велел: «А теперь басню». Я знала только «Волка и Ягненка». Не очень твердо, мой экзаменатор несколько раз меня поправлял. Потом я еще спела и станцевала с грехом пополам, и он сказал:

— Хорошо, вечером придете и покажете то же самое директору театра и моему курсу.

— Какому курсу?

— Который я обучаю. Да, и переоденьтесь, пожалуйста.

— Если найду в шкафу что-нибудь другое, — дерзко ответила я.

Кофту заменила, лосины оставила. Вечером пришла, отчитала ту же самую программу и услышала, что меня берут. Тогда же узнала, что летом в студию были вступительные экзамены, как в театральный вуз, со всеми полагающимися тремя турами. На дворе стояла осень, ребята успели проучиться целый месяц. Руководил студией мужчина, велевший мне переодеться, — Лев Борисович Эренбург, замечательный режиссер и педагог, ученик Товстоногова.

Фото: Олег Мантуляк/из архива Х. Филипповой

После зачисления передо мной встала дилемма: остаться на скучной, но хорошо оплачиваемой работе, или сделаться нищей студенткой. На размышление дали неделю. На занятиях мозг у меня просто взрывался от количества новой информации. Когда мы стали разбирать литературные произведения, чтобы подготовить отрывки, я поняла, что раньше ничего не понимала, хотя и читала все это. Лев Борисович учил нас правильно читать, дал ключи. В общем, в студии было так круто и интересно, что через неделю я уже не сомневалась в том, что надо бросить работу и заниматься театром.

— Сколько продолжалось ваше обучение?

— Два года, после чего меня взяли в финский драматический театр. Но я очень быстро поняла, что работать там не смогу. Сыграла всего в одном спектакле.

— Финским театр назывался номинально?

— Нет, и в студии мы два года учили язык. В совершенстве я его не выучила, но играла в спектакле на финском. Потом из-за отсутствия практики позабыла то, что знала. Но, бывая в Финляндии, многие вещи понимала на каком-то невербальном уровне.

— Вы не пытались показаться в другой театр?

— Нет, я решила: может, мне и не театром нужно заниматься, а чем-то другим? Пошла работать в бутик и попробовала поступить в музыкальное училище.

Однажды предложили поучаствовать в конкурсе молодых исполнителей «Шанс». Я согласилась — не потому, что хотела заявить о себе как о певице. Мне было интересно, как устроены такие конкурсы. В итоге я заняла первое место с песней Мадонны!

— Не зря вы осваивали в Польше ее творчество!

— Да, но я чуть не вылетела после первого тура. На нем нельзя было петь на английском языке, и я исполняла старый советский шлягер «Мишка, Мишка, где твоя улыбка?» в непривычной, джазовой манере. Жюри меня просто закатало в асфальт, а зрители поддержали. У них было право оставить одного участника, и я прошла.

Для второго тура учила песню, написанную специально для меня. Но накануне его выяснилось, что минусовка записана на тон ниже и петь в такой тональности невозможно. К счастью, у одного из музыкантов оказалась минусовка песни Мадонны.

— А как я ее выучу?

— Я дам тебе кассету, — успокоил он.

По ней мне и пришлось всю ночь учить текст — на слух, записывая на листочке английские слова русскими буквами. Чтобы обыграть плохое знание материала, я придумала целый номер, в который позвала своего сокурсника Вадима Грушевского. Он загримировался и оделся под Мадонну, даже сделал себе остроконечный бюстгальтер, как у нее. Мы вышли вместе, потом Вадик стал танцевать, а я якобы с «пачкой писем» присела на стул. Это от кого? Не может быть! От Мадонны! Открыла письмо, достала листочек с текстом, взяла микрофон, спела и победила.

Хельга Филиппова, Даниил Воробьев и Максим Матвеев, 2021 год. Фото: из архива Х. Филипповой

— Страсть к авантюрам у вас в крови?

— Авантюрное начало мне часто помогает. По-моему, человек должен откликаться на новые вызовы и расширять свои горизонты.

— После победы на конкурсе вы решили поступить в музыкальное училище?

— Мне было интересно, пройду или нет, я себя испытывала. Это тоже была авантюра, конечно, потому что в такие учебные заведения обычно поступают выпускники музыкальных школ или хотя бы люди, знающие нотную грамоту. Я ее не знала и на музыкальных инструментах не играла, поэтому квест не прошла. Но получила предложение заниматься индивидуально народным вокалом. И «галочку» себе поставила: ага, я пою, все, снято.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алина Ланина: «Вот он, тот самый момент, счастливый билет в моих руках, мне бы начать прыгать от радости, а я — в слезы» Алина Ланина: «Вот он, тот самый момент, счастливый билет в моих руках, мне бы начать прыгать от радости, а я — в слезы»

Как Алине Ланиной удается совмещать материнство и съемки

Коллекция. Караван историй
Хорошо там, где нас нет? Хорошо там, где нас нет?

На смену синдрому FOMO пришел FOBI. Почему теперь мы вовсе не хотим вовлекаться?

Grazia
Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез» Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез»

Фигуристка Елизавета Туктамышева раскрывает секрет своей внутренней стойкости

VOICE
Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем

«Шапку не забыла?» Эти вопросы нам давно не задают. Напрасно. Они нужны и важны

Afternoon Seasons of life
Ирина Азер. Про золотые слитки, съеденные тюльпаны и дядю Гошу Вицина Ирина Азер. Про золотые слитки, съеденные тюльпаны и дядю Гошу Вицина

Ирина Азер. Актриса и дочь богатейшего человека в Тегеране

Коллекция. Караван историй
Образы вкуса и запаха Образы вкуса и запаха

Из чего состоит вкус?

Здоровье
«После введения санкций приходится самим закупать инвентарь» «После введения санкций приходится самим закупать инвентарь»

Биатлонист Даниил Серохвостов — о мотивации, доходах и проблемах с патронами

Ведомости
Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове

За что он получил номинацию на «Оскар» и на сколько лет младше своей жены?

Лиза
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
«Карьера так коротка, что хочется выступать там, где мое мастерство ценится» «Карьера так коротка, что хочется выступать там, где мое мастерство ценится»

Танцовщик Матьё Ганьо прощается со сценой

Weekend
Пушкин — герой карнавала Пушкин — герой карнавала

Громкая премьера середины февраля — фильм «Пророк. История Александра Пушкина»

Монокль
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
Дизайн-мотиватор Дизайн-мотиватор

Как создать идеальные условия для новых начинаний

Лиза
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Движение вверх Движение вверх

Краткая история лифтов

Men Today
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Семь причин ломкости ногтей Семь причин ломкости ногтей

Неправильное питание, холод, недостаток гормонов: причины ломкости ногтей

Здоровье
Долгам ЦБ не писан Долгам ЦБ не писан

2024 год стал рекордным для рынка облигаций

Деньги
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Где русские хайвеи? Где русские хайвеи?

Как идет развитие автодорожной сети в России?

Монокль
Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок» Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок»

Евгения Громова о смелости, режиссерском опыте и важности личных границ

VOICE
Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении

Что предпринимателей больше всего раздражает в деловом общении?

Forbes
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Без сна Без сна

Инструкция к идеальной ночи

Men Today
Гуляем на масленицу! Гуляем на масленицу!

5 веселых сценариев праздника для всей семьи – масленицы

Лиза
Если видишь на картине Если видишь на картине

Правила игры в метафорические карты

VOICE
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Открыть в приложении