Валерий Фокин о своих новых работах и о роли театра в современном мире

ЭкспертКультура

Валерий Фокин: «Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию»

Художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского театра) — о своих новых работах, о роли театра в современном мире и о том, может ли тот или иной спектакль повлиять на будущее

Вячеслав Суриков

Валерий Фокин (слева) и исполнитель главной роли Антон Шагин на съемочной площадке фильма «Петрополис»

В конце октября выходит в прокат фильм Валерия Фокина «Петрополис». Его действие происходит в трех странах — России, Америке и Японии. У главного героя (его роль играет Антон Шагин) блестящая научная карьера и счастливая личная жизнь. Сразу после защиты диссертации его приглашают на работу в закрытую международную организацию, специальный отдел Организации Объединенных Наций. В решающий момент от его исследований будет зависеть будущее всей Земли. Еще одна новая работа Валерия Фокина — постановка на сцене Национального драматического театра (Александринского театра) спектакля «Один восемь восемь один», созданная совместно c театральным художником Алексеем Трегубовым и музыкантом Вячеславом Бутусовым. Спектакль рассказывает о нескольких днях российской истории, в ходе которых закончилось правление Александра II и состоялось восхождение на престол Александра III.

«Эксперт» поговорил с Валерием Фокиным о его новых работах.

— Замыслу вашего фильма «Петрополис» больше пяти лет — в нем угадываются аллюзии на ваш же спектакль «2016». Насколько он совпадет со столь радикально изменившимся с тех пор временем?

— С момента выходя спектакля «2016» прошло уже шесть лет. Два года назад мы начали работу над фильмом. И вдруг я почувствовал, что тема человеческого тщеславия и амбиций никуда не ушла. Наоборот, она усилилась. Кино — это другой вид искусства. Там есть другие возможности. В итоге фильм не имеет никакого отношения к спектаклю. Но тема никуда не делась. И когда прокатчики, посмотревшие фильм на спецпоказах, стали говорить, что не знают, как его выпускать в прокат: «его могут не разрешить», «его сегодня не надо показывать» (вплоть до таких слов), — я с удивлением понял, что он даже слишком актуален. И отборщики западных фестивалей живо на него откликнулись, хотя с ними по понятным причинам ничего не получилось. Но это тоже был сигнал, что фильм оказался очень уместен.

— Почему вы решили поставить спектакль «Один восемь восемь один»?

— После спектакля «Рождение Сталина», с одной стороны, мне хотелось продолжить историческую линию. Тем более мы Национальный театр, мы должны этим заниматься. А с другой — спектакль «Рождение Сталина» посмотрел председатель нашего попечительского совета Алексей Миллер (председатель правления и заместитель председателя совета директоров ПАО «Газпром». — «Эксперт») и предложил: «Надо сделать спектакль об Александре Третьем». Я подумал, что правильно делать не описательный литературно-исторический спектакль (это никому сегодня не интересно), а спектакль про столкновение двух взглядов на пути развития страны. И когда начал про это думать, у меня возникла идея: конечно, это должны быть два императора — отец и сын, во многом противоположные по взглядам и в том, как управляли государством, кроме одного обстоятельства: они четко понимали свою миссию и хотели только одного — чтобы России было лучше. Других мыслей у них не было. И когда я стал погружаться в материал, у меня сразу возникла мысль привлечь Бориса Акунина как человека, который занимается историей и довольно хорошо ее знает. И он сразу же отозвался. По-моему, в тот период он работал над очередным томом «Истории Российского государства», как раз посвященным Александру Третьему.

Владимир Кошевой, исполнитель главной роли в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина», в «Петрополисе» тоже играет одну из главных ролей

Но самое главное, то был переломный момент, когда исторические пути разворачиваются в ту или иную сторону. Некоторые реформы Александра Второго требовали корректировки, но их масштаб был грандиозным. Его сын их не отменяет, но начинает укреплять монархическую вертикаль и предлагает другую модель управления государством. И надо сказать, что во многом она оказалась очень успешной: тринадцать лет не было войн и все это время экономика интенсивно развивалась. Но самое интересное вот что (и автор тоже писал мне об этом): пока сторонники Александра Второго дискутировали со сторонниками Александра Третьего, возникла третья сила. Ее недооценили, решив, что «мы с ней разберемся, повесим, арестуем, сошлем». А третья сила все это время ждала подходящего момента. И как только он наступал — Русско-японская война, потом Первая мировая, — эта сила взрывалась. Она четко знала, что нужно делать. «Власть не дают, ее берут», — сказал Ленин. Когда влез в исторические материалы, я это почувствовал. Это легко сделать с позиции сегодняшнего дня, и совсем другое дело, когда находишься внутри ситуации.

Еще одна тема, которая меня взволновала, — невероятная ответственность этих двух людей: Александра Второго и Александра Третьего. Ответственность и невозможность, что присуще всем руководителям в той или иной степени, жить частной жизнью. Невозможно быть самим собой. Ты должен держать на своих плечах фантастическую ответственность за страну, за этих, за тех, за других. И так предопределено уже твоей родословной: ты будешь следующим. Ты все время под контролем. За тобой всегда наблюдают. Ты все время должен держать лицо и принимать решения. Ты должен, должен, должен. Это страшный груз. У Акунина много исторических цитат в диалогах. То, что говорят и Лорис-Меликов, и Победоносцев, — это всё их слова. Удивительно, что два непримиримых идеологических врага, Лорис-Меликов и Победоносцев, через каждые две-три фразы повторяют: «Но ведь для России так будет хуже». И в этих словах чувствуется непоказной патриотизм. Не так, что стакан березового сока выпил утром и стал патриотом. Они были настоящие патриоты. У них даже мысли не было что-то для себя выгадать. Это патриотизм высшей пробы. Ни демагогии, ни лжи. И это было для меня удивительно.

— Может ли тот или иной исторический персонаж, принимающий судьбоносные для страны решения, случайно оказаться на своем месте?

— Случайного ничего не бывает. За вами фотография последнего директора Императорских театров — полковника кавалерии Владимира Аркадьевича Теляковского. Почему вдруг полковник кавалерии оказывается директором Императорских театров? С какого перепуга? Что, не было какого-нибудь писателя, или литератора, или художника? Но военные тогда были иначе образованы. Он музицировал, знал живопись. И этот полковник кавалерии привел в театр всех, кто прославил русское искусство в начале двадцатого века. Это ведь он отправил Сергея Дягилева с Русскими сезонами в Париж. И оказался одним из величайших театральных менеджеров. Откуда это взялось? А после революции большевики его назначают управляющим Октябрьской железной дорогой. И только потом он уходит на пенсию и умирает. Почему они его назначают? Потому, что после революционных событий начался хаос. И им нужен был специалист, который справился бы с управлением железной дорогой. И он справился. Это дарование. История словно вбрасывает таких людей.

— Во всех спектаклях, какие вы сделали за последние годы, было столько тревоги о будущем! Сейчас они воспринимаются совершенно иначе, чем в момент премьеры. Может ли театр влиять на исторический процесс?

— Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию. Но все-таки спектакли, которые мы делали и которые я делал, во многом и в самом деле оказались провидческими. Театр иногда ощущает что-то в воздухе. Мы чувствовали эту тревогу. Вы правы: спектакли, находящиеся в репертуаре, сегодня совершенно по-другому воспринимаются. И зрительный зал по-иному реагирует на «Рождение Сталина», на «Швейка». Он смотрит их в абсолютной тишине и при полном погружении в действие, потому что понимает, о чем идет речь. В этом спектакле показано: нам надо думать, как и куда идти дальше, как быть. Мы хотели, во всяком случае, чтобы эта тема была отчетливо слышна. И чтобы возникало ощущение многоточия после размышления на эту тему, причем позитивное. Мы живем здесь, мы должны жить, должны искать выход, но не в печали и не в стенаниях.

Театр обладает возможностью дать людям импульс, чтобы они задумались. И когда зрители понимают, о чем идет речь, сопереживают происходящему на сцене, это означает, что театр попал в болевую точку. Бывает и так, что театр может призвать людей к революционным действиям. Например, спектакль «Лоренцаччо» выдающегося чеха Отомара Крейча в 1968 году вывел на улицу студентов, и кончилось это вводом советских войск в Прагу. А началось все со студенческой демонстрации. А та возникла после того, как ее участники побывали на премьере спектакля по пьесе Альфреда Мюссе «Лоренцаччо», в которой шла речь о борьбе с тираном. Я хорошо помню те времена, потому что тогда учился в театральном училище, студенты которого ездили в Чехословакию. А потом поездки прекратились. Пьесу «Лоренцаччо» я позже ставил в «Современнике».

— Какую роль играет театр в жизни общества в данный момент?

— С учетом всех обстоятельств, думаю, основная задача театра сегодня — сохранять художественный уровень. Это самое главное. Ни в коем случае его не потерять. Мне кажется, не сиюминутную политическую активность. Каждый выбирает свою дорогу. И это не означает, что надо ставить только классику. Можно обращаться и к современной драматургии. Но нужно говорить с человеком о том, как ему остаться человеком и развиваться как человек. Это никуда не уходит в любой ситуации. И надо держаться, потому что ситуация, мягко говоря, непростая.

Сегодня, как ни странно, развлекательный элемент театра, который я не то что не люблю, просто это не мое, может быть уместен. Возможно, даже больше, чем когда-либо: люди нуждаются в том, чтобы отвлечься. Другое дело, что отвлечение должно быть талантливым. С моей точки зрения, государственные каналы с их сериалами не справляются с такой задачей. Сериалы однообразны, скучны и предсказуемы. Но без отвлечения не обойтись, я понимаю. Другое дело, что не все театры должны этим заниматься. Но процент таких театров может увеличиться. Хотя люди, стремящиеся размышлять и анализировать происходящее, все равно останутся. И театр должен за них держаться.

Главную женскую роль в фильме «Петрополис» играет Юлия Снигирь

 Фото: «Интерфест»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
Магия места: 5 книг, которые погружают в культуру разных стран Магия места: 5 книг, которые погружают в культуру разных стран

Увлекательные произведений для тех, кто любит знакомиться с мировыми культурами

СНОБ
«Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей «Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей

В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова

Эксперт
Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT

Делимся знаниями, без которых в мире коллекционирования не обойтись

РБК
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Странный водяной орех, или в дорогу за генами Странный водяной орех, или в дорогу за генами

Являются ли водораздельная и пойменная формы чилима отдельными видами?

Наука и жизнь
Нейротехнологии, синтетика и искусственный интеллект: что ждет парфюмерную индустрию в будущем Нейротехнологии, синтетика и искусственный интеллект: что ждет парфюмерную индустрию в будущем

Что происходит в парфюмерной индустрии сегодня?

Правила жизни
Как заблокировать в Вайбере пользователей и чаты Как заблокировать в Вайбере пользователей и чаты

Как защитить себя в Вайбере от надоедливых пользователей?

CHIP
Злокачественные заболевания крови: что о них нужно знать каждому Злокачественные заболевания крови: что о них нужно знать каждому

Почему чек-апы так важны, особенно при онкологических заболеваниях крови?

Psychologies
6 жирных фактов о «Большом Лебовски» 6 жирных фактов о «Большом Лебовски»

Все о фильме, после которого мы не можем по-прежнему смотреть на ковры

Maxim
Кино Кино

Подробный гид по азиатскому кинематографу

Правила жизни
Солнечное затмение: формы, частота, факты Солнечное затмение: формы, частота, факты

Почему происходит солнечное затмение?

ТехИнсайдер
Норвежские ученые выяснили, что одиночество может удвоить риск развития диабета Норвежские ученые выяснили, что одиночество может удвоить риск развития диабета

Как связаны одиночество, бессонница, депрессия и диабет?

Inc.
Топ-8 ошибок родителей старшеклассников Топ-8 ошибок родителей старшеклассников

Ошибки, которые невольно совершают родители старшеклассников

Psychologies
Ученые из Великобритании рассказали, как проходить 10 тыс. шагов в день, чтобы получить максимум пользы Ученые из Великобритании рассказали, как проходить 10 тыс. шагов в день, чтобы получить максимум пользы

Есть ли какой-то специальный способ ходить, как мы должны это делать?

Inc.
Монарх, художница, дизайнер: чем известна единственная в мире правящая королева Монарх, художница, дизайнер: чем известна единственная в мире правящая королева

Маргарет II — иллюстратор Толкина и датская королева

Forbes
Дьявольское вино с пузырьками! 10 удивительных фактов о шампанском — главном новогоднем напитке Дьявольское вино с пузырьками! 10 удивительных фактов о шампанском — главном новогоднем напитке

Что вы знаете о праздничном сильногазированном?

ТехИнсайдер
Мы с тобой одной крови: отношения сиблингов как источник травмы Мы с тобой одной крови: отношения сиблингов как источник травмы

Какими могут быть отношения братьев и сестер и как они влияют на взросление?

Psychologies
Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов

Хочешь, чтобы ногти росли быстрее и выглядели здоровыми?

VOICE
Автомобили с сюрпризом: самые неожиданные опции в истории Автомобили с сюрпризом: самые неожиданные опции в истории

По-настоящему будоражащие сознание опции автомобилей

Maxim
Чем кормить ребенка Чем кормить ребенка

10 частых ошибок в питании, которые допускают мамы

Лиза
Хитроумный математический трюк: профессор рассказал, как доказать, что 1 = 2 и оставить собеседника в дураках Хитроумный математический трюк: профессор рассказал, как доказать, что 1 = 2 и оставить собеседника в дураках

Возможно, все, что вы знаете о математике, — одна большая и жирная ложь

ТехИнсайдер
Мировой финал Мировой финал

Стадионы, на которых были забиты финальные мячи Чемпионата мира по футболу

Вокруг света
Мужчина по совету психотерапевта завел дома 300 тарантулов Мужчина по совету психотерапевта завел дома 300 тарантулов

Пауки помогают справиться с психическими сложностями: личная история

ТехИнсайдер
Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях

Редакторы Psychologies рассказывают о своих любимых экранных педагогах

Psychologies
В чем польза квашеной капусты: 6 фактов о величайшей из закусок В чем польза квашеной капусты: 6 фактов о величайшей из закусок

Подвергшаяся ферментации капуста — удивительное биохимическое явление

Maxim
Ученые будут охотиться на Ученые будут охотиться на

Темная материя остается неуловимой для прямого обнаружения

ТехИнсайдер
Как модно одеваться этой осенью — 8 стильных и простых образов на разную погоду Как модно одеваться этой осенью — 8 стильных и простых образов на разную погоду

8 классных идей для осенних look'ов

VOICE
Распутанная Вселенная: как квантовая запутанность принесла Нобелевскую премию Распутанная Вселенная: как квантовая запутанность принесла Нобелевскую премию

Ученые доказали, что Бог все-таки играет в кости

Forbes
Что будет с кожей, если отказаться от сахара, соли и алкоголя Что будет с кожей, если отказаться от сахара, соли и алкоголя

Стоит ли забыть про привычное питание ради красоты?

Лиза
Открыть в приложении