Розничная сеть «Магнит» запустила в Твери производство по обжарке и фасовке кофе

ЭкспертБизнес

Кофемания охватила крупнейшего ретейлера

Розничная сеть «Магнит» запустила в Твери производство по обжарке и фасовке кофе. Она обещает заместить ушедшие из России иностранные бренды качественным и недорогим продуктом

Виктория Безуглова

В «Магните» будут применять гибридную обжарку для зернового кофе, совмещающую преимущества кондукции и конвекции, и охлажденный помол для молотого, чтобы сохранить вкус и аромат. Артем Геодакян/ТАСС

Десять минут поиска в «Магните» кофе собственного производства сети ничего не дали. Зову на помощь сотрудницу торгового зала. Она начинает рассуждать логически: «“Моя цена” — это самый дешевый кофе, значит, надо смотреть на нижнюю полку, под ноги. Вон тот пакетик серебристый, 77 рублей за 100 граммов, возможно, наш». И точно: пакетик без опознавательных фирменных знаков, с мелким шрифтом на бумажной наклейке, сделан для «Магнита». Потом на самой верхней полке, в углу, находим кофе в мягкой упаковке с фирменной буквой «М» и скидкой в 20% по желтому ценнику, 199 рублей за 250 граммов. И наконец, прямо на уровне глаз в хороводе марок ценовой категории «средний+» (300–500 рублей), таких как «Жокей», Egoiste, Carte Noire, Kimbo, Absolut, обнаружился кофе Gusto Di Roma с пометкой «новинка» — мягкая упаковка в серых тонах с фотографией счастливой итальянской семьи за столом и красной плашкой с названием, 329 рублей за 200 грамм. Однако производителем указан не новый цех «Магнита» в Твери, а смоленская компания Lalibela Coffee, которая сделала продукт по заказу АО «Тандер». То есть попробовать сетевой кофе пока не удастся.

«Магнит» открыл цех по обжарке и фасовке кофе в начале октября, тем самым в очередной раз подтвердив, что у него особый путь развития. Если контрактное производство кофе — распространенная практика для розничных сетей, которые создают собственные торговые марки (СТМ), то своему производству пока аналогов нет. Между тем для «Магнита» это обычная стратегия — у сети на сегодняшний день 17 предприятий, выпускающих продукты питания: кондитерские фабрики, грибные комплексы, тепличные хозяйства. Из кофейного цеха в год будет выходить 800 тонн жареного и молотого кофе разных ценовых категорий — 26% от продаж «Магнита». С учетом того, что магазины сети присутствуют в 67 регионах, а их клиентами являются 85% семей России, это внушительная заявка на быстрый охват огромной аудитории. Впрочем, на рынке кофе, конкурентном и насыщенном, объемом 167 тыс. тонн, из которых около 100 тыс. — жареная и молотая продукция, «Магнит» займет меньше 1%, присоединившись к сотням уже работающих отечественных компаний — производителей молотого кофе.

Не только дешевый

Кого же потеснит на полках собственная кофейная продукция «Магнита»? По мнению Рамаза Чантурии, гендиректора ассоциации «Росчайкофе», «частные марки торговых сетей не первый год конкурируют на рынке с брендами других производителей, однако в своих магазинах они заменяют, как правило, марки эконом-сегмента, у которых добавленная стоимость невысокая, маркетинговых затрат почти нет, соответственно, и связи с потребителем несильные. “Магнит” также может себе позволить заместить какие-нибудь дешевые бренды собственным продуктом, это нормальная конкуренция, но при этом следует наблюдать за реакцией потребителей, чтобы не вызвать их недовольство и не потерять в продажах. Так что в итоге ретейлер будет делать то, что ему позволит рынок».

В «Магните» же рассчитывают, что собственный цех переработки кофе позволит им уйти от жесткого позиционирования в массмаркете и обеспечить разнообразный ассортимент, частично компенсировав уход международных брендов — итальянского Lavazza и финского Paulig. Вместо них ретейлер пригласил на свои полки российские марки Lalibela, «Жокей», Ambassador, Lebo, запустил несколько СТМ, а теперь решил производить продукцию самостоятельно. Высокое качество кофе в «Магните» обещают обеспечить за счет современных технологий: чтобы усилить потенциал зерна, будут применять гибридный способ обжарки, совмещающий преимущества кондукции и конвекции, а для молотого кофе планируют использовать охлажденный помол, без нагревания зерен, что позволит сохранить их вкус и аромат.

«Интерес к кофе всегда стабилен: это продукция по приемлемой цене для удовольствия, поэтому наше предложение включает позиции для людей с разным уровнем дохода при неизменном сохранении высокого качества товара», — говорит Вячеслав Краснояров, директор по собственным производствам розничной сети «Магнит». Лояльность покупателей будет завоевываться и доступной ценой: на 10% ниже аналогов в первом ценовом сегменте «Моя цена», на 20% — в сегменте «средний». Держать цены ниже рынка помогут собственные мощности и розница, а также логистика — прямые поставки зеленых зерен кофе сортов арабика и робуста из Бразилии, Эфиопии, Уганды и Вьетнама.

Выгодно ли делать кофе

К открытию собственного производства «Магнит» подтолкнул не только уход с рынка иностранных брендов, но и растущий спрос в магазинах сети: за восемь месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го продажи увеличились на 20% в натуральном выражении. Еще весной ретейлер планировал запустить цех производительностью 550 тонн в год, но в итоге увеличил мощности в полтора раза. Впрочем, потребление кофе в России постепенно повышалось последние 20 лет, достигнув 5% мирового рынка, что довольно много, особенно учитывая, что страна долгое время была чайной державой. Продажи кофе обогнали чай всего несколько лет назад, сегодня разрыв достиг почти 30 тыс. тонн. Кроме того, изменилась структура спроса: в 2013 году большинство покупателей предпочитали растворимый кофе, в 2021 году — молотый.

График 1. Потребление кофе в России идет на спад

Правда, последние два года рынок кофе в стране проседает; по прогнозам «Росчайкофе», в 2022 году снижение относительно предыдущего составит 5–7%. И у этого процесса есть объективные причины. «В первую очередь речь идет о пандемии. Кроме того, из-за плохих погодных условий в ряде стран-экспортеров к декабрю 2021 года цена зеленого кофе в среднем увеличилась в два с половиной раза, что сказалось на себестоимости и розничных ценах и вызвало снижение потребления, — поясняет Рамаз Чантурия. — Третий фактор — непростая экономическая ситуация в стране, которая не позволяет людям свободно тратить деньги на удовольствия». Вдобавок из-за санкций усложнилась логистика; только сейчас, осенью, начинают складываться новые сбалансированные маршруты, поставки кофе из Бразилии и Колумбии перераспределяются от европейских хабов к юго-восточным маршрутам, через Средиземное и Черное море.

Если сегмент растворимого кофе хорошо структурирован — его контролируют в основном пять ведущих компаний: Nestle Russia (Швейцария), Kraft Foods Russia (США), Tchibo (Германия), «Орими Трэйд» (Россия) и Strauss Group (Израиль), — то с рынком молотого кофе, на который заходит «Магнит», все сложнее: здесь помимо названных компаний работают около тысячи российских фирм по обжарке кофе. Крупными игроками считаются производства мощностью свыше 3000 тонн; абсолютный лидер — «Орими Трэйд» (марки «Жардин», «Жокей», «Монсеньор»), также в эту группу входит «Продукт Сервис» (Lebo, «Серенада»). К средним компаниям относятся предприятия с объемом выпуска от 500 тонн («Московская кофейня на паяхъ», «Русский продукт», «Куппо»). Есть и сектор «спешелти», лучшего кофе, который, как правило, продается в HoReCa — кофейнях, барах, ресторанах, а также напрямую реализуется потребителям; он включает в себя в основном небольшие компании ремесленного типа. Таким образом, «Магнит» с его 800 тоннами становится игроком средней руки.

График 2. Популярность молотого кофе растет, а растворимого - падает

По мнению некоторых экспертов, особых преимуществ от нового бизнеса сеть не получит: чтобы что-то заработать в массовом ценовом сегменте с его низкой рентабельностью, нужны более серьезные объемы, а в среднем невозможно конкурировать по цене из-за стоимости сырья. «Если в отрасли есть проблемы с логистикой, закупкой сырья, разными производственными процессами, то и у “Магнита” они будут такими же. Выигрыша, собственно говоря, у них нет — просто на рынке появится еще один игрок», — полагают в «Росчайкофе». Рамаз Чантурия считает, что «с точки зрения экономики предприятия, ориентированные на продажу исключительно в собственной сети, не столь эффективны, как крупные производители, которые работают с большим количеством разных форматов и торговых каналов. У них и качество продукции может сильно отличаться». Подобные претензии традиционно высказываются в адрес собственных производств «Магнита», которые якобы отвлекают его от основного бизнеса и снижают прибыль.

Однако не исключено, что «Магниту» удастся не только производить кофе, но и продавать его с выгодой. Валовая рентабельность у российских игроков в сегменте молотого кофе довольно высокая: к примеру, у компании «Продукт Сервис» — 34,92%, у «Московской кофейни на паяхъ» — 27,8%. При этом надо учитывать их затраты на продвижение в рознице: они могут составлять те самые 10–20% от конечной цены, которые «Магнит» обещает подарить покупателю, тем самым привлекая дополнительную аудиторию из беднеющего среднего класса. Да и в целом такой кофейный бизнес вполне вписывается в модель «Магнита» с его общей рентабельностью 30,26% в 2021 году.

График 3. Кофе собственного производства займет почти треть полки данной категории в "Магните"

Что касается текущего кризиса, то страдают от него не столько крупные и средние, сколько мелкие игроки, работающие, как правило, в сегменте «спешелти». Сказывается длина цепочки поставок в сочетании с ограничением розничной цены из-за общего снижения покупательной способности у населения. Например, у компании «Ко Энд Фе» при годовой выручке в 60 млн рублей рентабельность производства составила в 2021 году 5,61%, тогда как в 2017-м при аналогичном доходе этот показатель достигал 14,33%. «Рентабельность упала, потому что цены у “зеленщиков”, то есть продавцов-перекупщиков зеленого кофе, в прошлом году сильно выросли, но мы не отразили это в конечной цене продукта, потому что иначе потеряли бы в продажах», — говорит Елена Жуковец, начальник отдела продаж компании «Ко Энд Фе». В целом владельцы кофеен отмечают, что в кризисные времена их рентабельность не превышает 15%.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда кран в хороших руках Когда кран в хороших руках

Как российские производители трубопроводной арматуры потеснили конкурентов

Эксперт
Аравийская быль Аравийская быль

Как выжить в Саудовской Аравии, если вы родились женщиной

Вокруг света
Гузель Яхина: «То, что происходит сейчас, — это продолжение советского периода» Гузель Яхина: «То, что происходит сейчас, — это продолжение советского периода»

Гузель Яхина — о своем ощущении советского времени и о новом романе

Эксперт
Основатель спа-клиники «Восточный Экспресс» — о бьюти-потенциале Дубая Основатель спа-клиники «Восточный Экспресс» — о бьюти-потенциале Дубая

В каком направлении движется мировая индустрия велнес-услуг

РБК
«Желтые» и «синие» расходятся по разным углам «Желтые» и «синие» расходятся по разным углам

Сделка VK Group и «Яндекса» разделяет сферу влияния российских хайтек-гигантов

Эксперт
Каким получился новый роман Пелевина «KGBT+» и стоит ли его читать Каким получился новый роман Пелевина «KGBT+» и стоит ли его читать

«KGBT+» — худший труд Виктора Пелевина

РБК
Обаяние Алании Обаяние Алании

Путешествие по Алании будет запоминающимся и сильно не ударит по вашему кошельку

Отдых в России
Распутанная Вселенная: как квантовая запутанность принесла Нобелевскую премию Распутанная Вселенная: как квантовая запутанность принесла Нобелевскую премию

Ученые доказали, что Бог все-таки играет в кости

Forbes
Небо вам в клеточку, а не в алмазах Небо вам в клеточку, а не в алмазах

Стратегический вызов для отрасли — расширение сегмента искусственных алмазов

Эксперт
«У нас хватило ума…» «У нас хватило ума…»

Как завершалась холодная война между СССР и США?

Дилетант
«Роллтон», кофе, молоко: что айтишники уносят домой из офиса «Роллтон», кофе, молоко: что айтишники уносят домой из офиса

Что и как выносят работники из офисов?

VC.RU
Рубанина из скумбрии, цахдон, харан кукли Рубанина из скумбрии, цахдон, харан кукли

Чем побаловать себя в разных регионах России?

Лиза
Пестицидам нужна своя химия Пестицидам нужна своя химия

Российские производители пестицидов приступают к выпуску ингредиентов для них

Эксперт
Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки

Где скрыт источник неисчерпаемой любви зрителей всех возрастов к киносказкам

РБК
Неслучайная случайность Неслучайная случайность

Знаменитый кутюрье Игорь Чапурин умеет удивлять и других, и самого себя

OK!
Славянский Хэллоуин — что это за праздник и как правильно его отмечать Славянский Хэллоуин — что это за праздник и как правильно его отмечать

Славяне тоже отмечали переход от осени к зиме: эту ночь называли Велесовой

VOICE
Дагомейские амазонки: история африканских воительниц, которых боялись даже солдаты Дагомейские амазонки: история африканских воительниц, которых боялись даже солдаты

Западноафриканское королевство Дагомея сравнивали со Спартой

Forbes
Счастливый финал Счастливый финал

ОK! побывал на съемочной площадке фильма «Бывшие. Happy End»

OK!
Юная отцеубийца Юная отцеубийца

Она стала символом бунтарства и не оставила равнодушным никого

Дилетант
Остановись, мгновенье: 4 совета для тренировки осознанности — попробуйте прямо сейчас Остановись, мгновенье: 4 совета для тренировки осознанности — попробуйте прямо сейчас

Как правильно медитировать в повседневной жизни? И что нам это даст?

Psychologies
Перестаньте выбрасывать яичную скорлупу! 5 креативных идей использования яичной оболочки Перестаньте выбрасывать яичную скорлупу! 5 креативных идей использования яичной оболочки

Вы наверняка думали, что яичная скорлупа — бесполезная вещь

ТехИнсайдер
6 шагов: программа-минимум по уходу за лицом вечером для женщин старше 40 6 шагов: программа-минимум по уходу за лицом вечером для женщин старше 40

Существует один общий и одобренный экспертами пошаговый метод ухода за кожей

VOICE
Это определённо лучшие способы очистки дивана без использования покупных средств! Это определённо лучшие способы очистки дивана без использования покупных средств!

Как почистить ваш диван без последствий, чтобы он выглядел наилучшим образом

ТехИнсайдер
Одежда на будущее Одежда на будущее

Меховой дом Re-Look Furs предлагает новый взгляд на мех

Grazia
Почему отопление и обогреватели сушат воздух? Почему отопление и обогреватели сушат воздух?

Проблема сухого воздуха заключается не в приборах, а в особенностях физики

CHIP
Налог на новую географию Налог на новую географию

В какую сумму обойдется экспортерам углеродная нагрузка от «поворота на Восток»

РБК
Доминация милфы: почему мужчин тянет к женщинам постарше Доминация милфы: почему мужчин тянет к женщинам постарше

За такой страстью кроется уверенность в опытности партнерши, но не только…

Psychologies
5 привычек Ричарда Брэнсона, которые сделали его успешным предпринимателем 5 привычек Ричарда Брэнсона, которые сделали его успешным предпринимателем

Бизнес-уроки от миллиардера и основателя Virgin Group Ричарда Брэнсона

Inc.
«В те поры война была» «В те поры война была»

Как литературные герои уходили на фронт

Weekend
Андрей Шаронов: «У России нет задачи отделиться от всего мира» Андрей Шаронов: «У России нет задачи отделиться от всего мира»

Почему ESG-повестка нужна в первую очередь именно жителям России?

РБК
Открыть в приложении