Уроки перепроизводства
По мере роста агросектора ключевыми конкурентными преимуществами компаний становятся внутренняя эффективность и доступ на внешние рынки
Главный тренд последних лет на рынке АПК — перепроизводство многих видов сельхозпродукции. В частности, это касается мяса птицы, масличных, сахарной свеклы, свинины. Именно поэтому для производителей сегодня так актуальны экспорт и эффективность. Постоянное наращивание технологической оснащенности и выстраивание полного цикла помогает ведущим вертикально интегрированным холдингам расти даже на стагнирующих рынках, все больше вытесняя менее сильных игроков.
Несладкий рекорд
Негативные последствия перепроизводства усугубляются ухудшением мировой ценовой конъюнктуры. Например, это происходит сегодня на сахарном рынке. Его лидеры традиционно входят в десятку ведущих компаний нашего рейтинга АПК. Наибольшие убытки в этом секторе в текущем году понесут мелкие и средние производители сахарной свеклы и самого сахара, цены на который рухнули ниже себестоимости — с 37 рублей за килограмм в октябре прошлого года до 20–22 рублей на третью декаду октября этого года. К обвалу цен привел рост почти на четверть посевов сахарной свеклы в течение пяти лет — до 1,144 млн га, а также ее высокая урожайность в прошлом и нынешнем году. В 2019-м площади посевов расширились всего на 1,6%, но, по прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в России все равно соберут 6,4–6,7 млн тонн сахарной свеклы против 5,9 млн в прошлом году. Так, по данным «Союзроссахара», в результате активного применения современных агротехнологий и препаратов увеличилась в среднем масса корня и ботвы, а также густота насаждений, что повысило выход сахара из свеклы за последние три года на 15%.
Основной вклад в повышение выработки сахара внесли крупнейшие производители, такие как «Продимекс», французская Sucden, «Русагро» и другие снабжающие себя сырьем холдинги. Наряду с ними наращивали посевы сахарной свеклы мелкие и средние хозяйства, в результате чего, по данным Росстата, в стране образовались рекордные переходящие запасы в 1,3 млн тонн против 900 тыс. тонн в прошлом году. «На фоне высокой урожайности и переходящих запасов, а также жесткой мировой конкуренции цена рухнула уже до 22 тысяч рублей за тонну, а местами до 20,5 тысячи, — говорит коммерческий директор ТД “Концерн Покровский” Екатерина Кравченко. — При себестоимости производства около 23–24 рублей за килограмм это означает, что с рынка уйдут те мелкие и средние игроки, которые могут жить при цене не ниже 27–32 рубля за килограмм».
Перепроизводство сахара продолжается в стране с 2016 года, но именно в 2019-м оно может привести к печальным последствиям для многих производителей, поскольку усугубилась ситуация с экспортом. По данным аналитической компании «АБ-Центр», Россия стремительно нарастила экспорт сахара с 5000 тонн в 2013 году до 380 тыс. в прошлом. Но если вплоть до 2015 года мировые цены на сахар росли, достигнув 1400 долларов за тонну, то затем они только снижались на фоне мирового увеличения производства и в этом году уже к началу сезона опустились до 400 долларов за тонну, а теперь и ниже. «Проблема рынка в том, что производство и переработку сахара наращивали, поскольку долгое время сахарная свекла оставалась маржинальной культурой, а после снижения цен надеялись на исправление ситуации, чего не произошло, — говорит президент “Союзроссахара” Андрей Бодин. — В итоге при небольшом увеличении мирового урожая всего на два миллиона тонн и снижении цен мы получили рекордные запасы и обвал цен внутри».
По оценке Международной организации по сахару (ISO), при внутренних потребностях России в шесть миллионов тонн сахара в год нынешний урожай с учетом запасов позволил бы потенциально экспортировать в этом сезоне до 805 тыс. тонн против немногим более 315 тыс. в прошлом году, что, безусловно, разгрузило бы местный рынок. Однако ведущий специалист ИКАР Евгений Иванов хотя и соглашается с тем, что экспортный потенциал составляет около миллиона тонн, но сомневается, что это достижимо: «На практике сможем вывезти чуть более трехсот тысяч тонн, поскольку аграриям с каждой новой партией приходится снижать цену ввиду мировой конкуренции и не все готовы к убыткам».
Основные покупатели российского сахара, страны СНГ, частично переключаются на логистически не менее доступный сахар из Евросоюза, где в этом году также отмечены рост производства и снижение цен. Вывозить же сахар из России в дальнее зарубежье пока трудно, поскольку перевозка морем незначительных партий обходится дорого, что делает российский сахар неконкурентоспособным (сейчас лишь незначительные объемы уходят из порта Новороссийск от крупных производителей, в основном по длинным контрактам).
В ближайшие годы, по оценкам экспертов, с рынка могут уйти до трети мелких игроков. «Прежде всего те, у кого бизнес не диверсифицирован по разным направлениям агропродукции, — говорит партнер практики АПК “НЭО Центра” Инна Гольфанд. — За счет их ухода рынок со временем частично выровняется».
Минсельхоз Краснодарского края, где производят больше всего сахарной свеклы, уже порекомендовал своим аграриям сократить под нее сельхозугодья и начать выращивать, к примеру, рапс и сою. По словам Екатерины Кравченко, ряд хозяйств уже готовы сделать это. Но это не отменяет необходимости развивать экспорт для регулярного сбыта излишков, а главное, для дальнейшего наращивания производства и переработки сахарной свеклы.
Участники рынка считают, что одним из выходов из хронического перепроизводства могла бы стать организованная государством кооперация для формирования больших товарных партий для дешевой морской транспортировки, как это делается, например, в странах-конкурентах.
Экспорт идет по маслу
Масложировая подотрасль России второй год подряд не перестает удивлять мир достижениями по валовым сборам и урожайности. Но она оказалась более устойчива к глобальному обрушению цен, поскольку достигла большего уровня инфраструктурной зрелости. Уверенно растут второй год подряд объемы производства рапса, сои, но больше всего — подсолнечника. Согласно последним прогнозам «СовЭкона», урожай подсолнечника составит в этом году 14 млн тонн против 13 млн тонн годом ранее, что было абсолютным рекордом отрасли за всю ее историю. Поскольку мы второй мировой поставщик подсолнечника и масла из него после Украины, то наши неожиданно высокие второй год подряд урожаи обваливают мировые цены, которые в прошлом году уже достигли дна за предыдущий пятилетний период. «Но для производителей это не критично, поскольку цена снизилась в среднем на десять процентов, зато урожайность по подсолнечнику в среднем по стране увеличилась на двадцать, а местами на тридцать процентов, поэтому средняя доходность останется на приемлемом уровне, — говорит президент Масложирового союза Михаил Мальцев. — Это даже на благо переработчикам, поскольку позволит им загрузить построенные в избытке перерабатывающие мощности». Мощности не использовались, поскольку часть производителей отправляли на экспорт семечки, а не масло. «В этом году мы видим снижение мирового спроса на семечки и увеличение на масло, поэтому ожидаем, что загруженность мощностей по его переработке в России вырастет с нынешних 70 процентов хотя бы до 75, а объем переработки всех масел превысит прошлогодние 20 миллионов тонн», — говорит Михаил Мальцев.
Рост объемов производства подсолнечного масла сопровождается и ростом экспорта, что будет продолжаться и дальше. Поэтому пока затоваривания рынка опасаться не стоит. Если в сезоне 2018/19 мы экспортировали в 70 стран 2,6 миллиона тонн подсолнечного масла, то в этом году, по прогнозам ИКАР, поставки могут составить три миллиона тонн. А с учетом роста экспорта рапса и сои общий объем экспорта масел может превысить этот ориентир.
Если посевы сои увеличены на 10% в основном в центре страны, то сельхозугодья под рапс выросли сразу на 50%. Некоторые регионы Урала, Сибири и Поволжья нарастили площади под рапс сразу на 60–80%. «Рапс будет оставаться маржинальной экспортной культурой, и площади под него будут расти, — считает генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько. — Поскольку Китай распробовал его и даже начал предпочитать соевому импорту».
Впрочем, по всем прогнозам, специализированных наливных мощностей в глубоководных портах для экспорта в дальнее зарубежье вскоре перестанет хватать, поэтому крупный бизнес спешит наращивать логистические мощности. Например, крупнейший экспортер зерновых и масличных Cargill планирует расширять свои перевалочные мощности в порту Тамани. Один из крупнейших производителей масел и продуктов из него ГК «Эфко» намерена инвестировать около десяти миллиардов рублей в строительство универсального глубоководного терминала по перевалке подсолнечного масла, шротов и жмыхов в той же Тамани.
Cargill в прошлом году построил маслоэкстракционный завод мощностью 260 тыс. тонн масла и 230 тыс. тонн шрота как для внутреннего, так и для внешнего рынка. «Эфко» планирует запустить завод по производству ферментированного шрота с повышенным содержанием аминокислот. А на форуме «Россия—Африка», состоявшемся на прошлой неделе в Сочи, представители «Эфко» подписали соглашение с ведущим масложировым игроком Египта о создании совместного предприятия, которое в перспективе должно стать крупнейшим производителем масложировой продукции в Северной Африке.
Валовой сбор сои в прошлом году увеличился на 10%, главным образом за счет наращивания посевов в центре страны, при этом и цена на нее сентябре 2019-го выросла на 12–15%. Это объясняется повышением мировой цены на соевый шрот, широко используемый животноводами, и их желанием иметь собственную соевую кормовую базу (в России кормопроизводящие заводы используют в основном шрот из импортного сырья от ГК «Содружество»).
Например, крупнейший в стране производитель мяса группа «Черкизово» намерена начать в этом году строительство завода по производству соевого шрота стоимостью шесть миллиардов рублей и мощностью переработки до 350 тыс. тонн соевого шрота без ГМО в год. «Производство соевого шрота — это план стабилизации себестоимости поставок сои, — говорит директор аналитического департамента “Черкизово” Андрей Дальнов. — У нас не было своего шрота, приходилось закупать его из импортной сои со стороны, поэтому мы нередко сталкивались с резкими колебаниями цен. А новый завод на собственном сырье позволит нам стабилизировать обеспечение кормами наших хозяйств и снизить себестоимость производства мяса в целом». Наконец, нестабильность внешних цен и нежелание терять крупных покупателей на внутреннем рынке заставили задуматься о налаживании переработки в центре страны крупнейшего переработчика импортной сои — ГК «Содружество». Компания взялась строить за 20 млрд рублей завод по переработке российской сои в Курской области, которая в этом году увеличила посевы соевых бобов на 11% и намерена делать это дальше.
Башни из мяса
Животноводство остается системообразующей аграрной отраслью России, поскольку в нем сосредоточены крупнейшие вертикально интегрированные холдинги, начинавшие с растениеводства и давно нацеленные на объединение в своем составе почти всех переделов, вплоть до переработки готовой продукции и ее сбыта. В последние года два на рынке обострилась конкуренция — в том числе потому, что агрохолдинги, продолжая интенсивно наращивать объемы производства мяса, значительно расширили собственную переработку. Например, в прошлом году из-за жаркого лета вырос спрос на готовую продукцию, переработчики начали наращивать выпуск полуфабрикатов, но внезапно обнаружили, что производители мяса резко подняли цену на него, поскольку им уже не хватало сырья для собственных нужд.
Тактикой крупных игроков объясняется и «статистический парадокс»: при трехлетнем перепроизводстве курятины и выходе в прошлом году на самообеспеченность по свинине именно в этих секторах ожидается в этом году наибольший прирост, по версии Минсельхоза. «На самом деле ничего удивительного нет, поскольку они занимают ниши выбывающих с поля игроков. Рынок свинины, как и бройлера, вошел в фазу зрелости за счет своей технологической оснащенности, — уверен директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. — Сейчас при росте издержек и наличия кредитов выживает сильнейший. У нас более 60 процентов хорошо оснащенных предприятий уже выплатили кредиты за свои комплексы, и у них есть средства развиваться далее. Из оставшихся почти 40 процентов еще закредитованы, но справляются с нагрузкой. А остальные — это устаревшие фермы и ЛПХ, которые не справляются с себестоимостью производства и уничтожаются рынком». Именно поэтому еще есть куда расти крупным холдингам: «Черкизово», «Мираторг», «Русагро», «Продо», «Агропромкомплектация» и другие лидеры рейтинга продолжали активно не только завершать прежде начатые инвестпроекты, но и скупать активы других игроков и закладывать новые предприятия. Галопирующий рост в мясном производстве традиционно планирует крупнейший свиновод «Мираторг», который намерен за несколько лет реализовать программу удвоения свиноводческого кластера, нарастить производство КРС и расширить мощности переработки (один из крупных реализуемых проектов — производство полуфабрикатов в Калининградской области за 5,3 млрд рублей). Холдинг продолжает штурмовать новые ниши: в этом году он выпустил на рынок первую ягнятину, производство которой намерен сделать интенсивным, для чего возводит еще 12 овцеводческих ферм, в том числе с прицелом на рынки Китая и Японии.
«Черкизово» планирует незначительный рост производства свинины после завершения в 2022 году строительства свинокомплекса в Липецкой области. Пока же компания сосредоточилась на усилении птицеводческого дивизиона: в прошлом году купила «Алтайского бройлера» и «Белую птицу» более чем за десять миллиардов рублей. Группа «Черкизово» наряду с «Мираторгом» оказалась в числе первых компаний, поставивших в этом году курятину в Китай, — впервые после многолетнего ветеринарного эмбарго из-за птичьего гриппа.
По словам Андрея Дальнова, только их компания в этом году поставит пробные 25 тыс. тонн птицы, а общие продажи из России в Поднебесную могут составить 45–50 тыс. тонн. Дальнейшее наращивание экспорта в Китай будет снижать давление на цены внутри страны, что поддержит маржинальность птицеводства.
Третий по объемам производства свинины агрохолдинг «Русагро» продолжает возводить кластер в Тамбовской области и в этом году выпустил первую партию свинины с новых комплексов в Приморье, строительство первой очереди которых обошлась группе компаний в 29 млрд рублей. В дальнейшем группа, которая произвела в прошлом году 207 тыс. тонн свинины, с учетом только приморских мощностей планирует прибавить свыше 340 тыс. тонн мяса, не опасаясь перепроизводства.
Группа «Продо» развивается одновременно в нескольких направлениях. В свиноводстве в этом году компания завершила масштабную модернизацию с расширением мощностей на свинокомплексах «Омский бекон» с новым племенным репродуктором на 25 тыс. голов. А также завершит в следующем году строительство шести птичников на фабрике «Продо Тюменский бройлер» общей мощностью семь тысяч тонн мяса птицы в год, что позволит нарастить объемы производства бройлера на 20% и задуматься об экспорте в дальнее зарубежье — главным образом в Китай. Специализирующаяся на свинине «Агропромкомплектация» к своим действующим 17 свинокомплексам в этом году добавила пять новых и намерена далее наращивать производство сырья, пополняя при этом кормовую базу за счет приобретения новых сельхозугодий. Дело в том, что компания сравнительно недавно начала опережающими темпами осваивать переработку. «Нам с открытием заводов перестало хватать собственного сырья. До сорока процентов мяса приходится закупать, поэтому теперь мы будем первым делом наращивать производство свинины, — говорит глава “Агропропромкомплектации” Сергей Новиков. — Но даже с учетом выхода свинокомплексов на полную мощность наши заводы будут загружены на 80 процентов, так что есть куда расти».
Наконец, лидер молочного животноводства компания «Эконива» показала в последние годы самый ошеломительный инвестиционный рост в своем сегменте объемом свыше ста миллиардов рублей: только в прошлом году компания построила восемь животноводческих комплексов, в этом еще шесть уже завершила и девять достраивает — для увеличения производства молока на две трети (всего теперь у компании 24 сельскохозяйственных предприятия в девяти кластерах). «Эконива» с 2013 года развивает переработку, построив с тех пор четыре молокозавода, а вскоре намерена возвести еще два. «Изначально мы пошли в переработку, чтобы защитить себя от волатильности цен, потому что внешний переработчик не всегда может дать хорошую цену за сырье, — говорит основатель и руководитель “Эконивы” Штефан Дюрр. — Теперь же мы нацелены на то, чтобы самим перерабатывать все свое молоко, которое мы сейчас поставляем внешним переработчикам». Штефан Дюрр в интервью «Эксперту» (см. стр. 55) также признался, что торопится инвестировать в расширение и углубление производства, пока еще действуют меры господдержки для молочного животноводства.
В свиноводстве большинство инвестпроектов было заложено ранее 2019 года, когда для отрасли еще действовали меры господдержки. По словам президента Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, сейчас в разной стадии реализации находится более десятка инвестпроектов на сумму свыше 200 млрд рублей. «Даже если активная фаза ввода новых производств через несколько лет спадет из-за отсутствия софинансирования со стороны государства, рынок уже успеет трансформироваться на нынешних заделах и за счет этого станет еще более устойчив к таким вызовам, как снижение спроса или цен, рост издержек на расходные материалы, топлива и прочее, — говорит Сергей Юшин. — Крупнейшие агрохолдинги, расширяя свое производство и замыкая его постепенно на собственной же переработке, в итоге все больше вытесняют с рынка многих нынешних производителей готовой потребительской продукции, не имеющих собственного сырья. Последние же рентабельным производством уже обзавестись не смогут — слишком выросла стоимость входного билета. А значит, мы в ближайшие годы будем наблюдать все больше сделок слияния разных переработчиков с крупными компаниями, или их поглощение последними, или же прямые банкротства».
Овощ бьют, а он крепчает
Помимо свиноводов в этом году в господдержке отказано и овощеводам защищенного грунта: им больше не будут компенсировать часть капитальных затрат на строительство (но продолжают действовать субсидированные кредиты). Именно господдержка способствовала тому, что у нас с 2013 по 2018 год появилось свыше 700 га новых современных экономичных теплиц, а всего площадь защищенного грунта достигла 2,5 тыс. га. Производство овощей защищенного грунта росло по 20–30% в год и достигло в прошлом году рекордного одного миллиона тонн, а самообеспеченность выросла с 30 до 60%. Именно с начала выделения господдержки на этот рынок вышел агрохолдинг «Степь» (АФК «Система»), который выкупал и строил новые теплицы, доведя их площадь до 132 га (это почти шестая часть всех вновь построенных). «В “прощальном” прошлом году, когда сократили господдержку, компании получили капексы лишь на половину из положенного, но смирились с этим, — говорит руководитель ассоциации “Теплицы России” Наталья Рогова. — Это такие известные компании, как “Степь”, “Липецкагро”, “Елецкие овощи”, “Экокультура”, ГК “Горкунов” и другие, — всего более десятка в нескольких регионах страны».
Однако, как видно, инвесторов не остановило прохладное отношение государства. В этом году были начаты новые проекты. Например, один из крупнейших в России производителей овощей защищенного грунта «Горкунов» готов запустить в ноябре этого года в Крыму строительство современного тепличного комбината «Белогорский» общей площадью более 17 га.
Готовы расширять новые мощности «Агроинвест», «Агрокультура» и та же «Степь». «Без господдержки инвестировать готовы в основном те, чей бизнесплан изначально был нацелен на наращивание валового сбора и кто уже нарастил выручку за счет оборота от новых объектов, — говорит Инна Гольфанд. — В связи с этим можно дополнительно ожидать до 300 гектаров новых площадей теплиц и прирост производства овощей до 1,2–1,3 миллиона тонн». Впрочем, по словам Натальи Роговой, дополнительным драйвером роста для овощеводства защищенного грунта станет модернизация теплиц сорокалетней давности при поддержке регионов. «Их достаточно много по стране, и без их обновления будет очень трудно увеличить самообеспеченность по овощам зимой до 75 процентов с нынешних 70 процентов даже за пять лет, — говорит Наталья Рогова. — Для этого мы сейчас договариваемся на уровне Минсельхоза о послаблении для овощеводства защищенного грунта со стороны энергетиков — у нас энергия в себестоимости занимает до половины затрат».
Курс на технологичность
В результате объединения трех краснодарских сельхозпредприятий более 15 лет назад в российском АПК возник заметный игрок, владеющий более чем 50 тыс. гектаров земли, — компания «АгроГард». Изначально предполагалось, что это будет проект по тестированию современных минеральных удобрений. Но компания начала активно расти и к концу 2000-х превратилась в крупный агрохолдинг. К настоящему времени земельный банк «АгроГарда» достиг 155 тыс. гектаров, собственное поголовье КРС — 10,5 тыс. Выручка предприятия в 2018 году увеличилась на 35% по отношению к 2017-му, до 7,9 млрд рублей, EBITDA — на 168%, до 2,6 млрд рублей.
О том, как компании удается достигать высоких результатов и стоит ли рассчитывать на подобную динамику в будущем, «Эксперту» рассказывает генеральный директор «АгроГарда» Павел Царев.
— В 2018 году вы по доходам приросли более чем на треть. Насколько удачно складывается для компании 2019-й?
— В части производства год выдался очень неплохим: урожайность практически по всем культурам оказалась выше уровня 2018-го. Исключения есть. Но в отдельных регионах, и обусловлены они неблагоприятными погодными условиями. В целом мы ожидаем, что валовой сбор зерновых в этом году составит не менее 550 тысяч тонн, что на шесть процентов выше показателя прошлого года.
Другое дело, что цены на сельхозпродукцию в последнее время ощутимо просели. Например, стоимость сахара снизилась более чем на 30 процентов, пшеницы — почти на 20 процентов, ячменя — на 25 процентов. Очевидно, что это довольно серьезно повлияет на доходы агропредприятий.
— В свете возможного снижения денежного потока хотелось бы понять, как в этом году выглядела инвестпрограмма холдинга. Каковы были ее приоритеты?
— Наша инвестполитика, какой бы ни была конъюнктура рынка, всегда ориентировалась на интенсивное развитие предприятий. В этом году мы активно вкладывались в три направления. Первое — обновление сельхозтехники, замена ее на более технологичную и высокопроизводительную.
Второе направление — ИТ-решения, позволяющие усилить внутренний контроль и усовершенствовать систему управления. Третье — развитие складской инфраструктуры. Оно заключается в постепенной модернизации оставшихся еще с советских времен помещений и оборудования по переработке и сушке зерна.
Вся наша инвестпрограмма подчинена одной цели — сделать производство как можно более технологичным. Компания «АгроГард» создавалась как поле для экспериментов и внедрения новейших разработок. За шестнадцать лет многое изменилось, но стремление к постоянному совершенствованию никуда не делось. Именно поэтому холдинг стал соорганизатором агрополигонов, развернутых в Краснодарском крае и Орловской области группой «Фосагро». По сути это испытательные площадки, на которых проводится апробация различных систем питания для основных сельхозкультур региона.
— Перечисляя направления инвестиционной деятельности, вы упомянули об информационных технологиях, позволяющих усилить контроль и повысить эффективность управления. Какие конкретно цифровые проекты вы реализовали?
— Уже довольно давно в холдинге успешно используются системы GPS/ГЛОНАСС-мониторинга сельхозтехники, что позволило оптимизировать ее перемещение и значительно повысить эффективность расходования ресурсов.
Большим шагом вперед для нас также стало развитие во всех объектах холдинга телеком-инфраструктуры. Это дало нам возможность построения (или перестроения) систем видеомониторинга, контроля доступа, корпоративной IP-телефонии, электронного документооборота. Работники теперь имеют возможность оперативно получать необходимую в рамках их полномочий информацию. Кроме того, в рамках наших проектов цифровизации был полностью автоматизирован процесс учета сельхозпродукции.
Сегодня мы внедряем ИТ-решения по контролю сельхозработ, управлению отгрузкой продукции и автоматизации складского учета автозапчастей. В планах — система агрокалькуляторов по различным направлениям.
Если говорить об эффектах автоматизации, то я бы выделил два. Первый — повышение оперативности получения и качества данных (а это, в свою очередь, облегчает контроль). Второй — сокращение трудозатрат и повышение квалификации рабочего персонала.
Цифровизация, безусловно, и дальше будет одним из приоритетных стратегических направлений нашей компании. Иного пути у нас нет, учитывая всевозрастающий дефицит кадров на селе.
— В докладах мировых экспертов постулируется: ключевым риском для АПК сегодня являются климатические изменения. И в России потепление идет опережающими темпами. Сказались ли эти изменения на деятельности компании? Как «АгроГард» минимизирует риски колебаний погоды?
— В некоторых районах Центрального федерального округа климат действительно стал мягче, что требует от нас нестандартных производственных решений. Так, наши филиалы в Орловской и Тамбовской областях успешно выращивают южные сорта пшеницы.
В Краснодарском крае в связи с длительной засухой и отсутствием необходимого количества осадков в июне—июле мы в этом году на 30–50 процентов уменьшили площади посадки зерновой кукурузы. Но в то же время благодаря интенсификации земледелия и применению современных биотехнологий мы в этом регионе получили среднюю урожайность пшеницы 69,3 центнера с гектара. А два из четырех предприятий нашего Кубанского филиала — в Выселковском и Кореновском районах — перешагнули рубеж 70 центнеров и по пшенице, и по ячменю. Как показывает практика, применение интенсивных технологий возделывания культур при разумном севообороте позволяет успешно работать в самых жестких климатических условиях.
Сергей Ермак
Стратегия глубины
О том, как можно расти, не разрастаясь, «Эксперту», рассказывает генеральный директор компании «Белгранкорм-холдинг» Павел Терещенко.
— Павел Васильевич, по итогам 2018 года выручка «Белгранкорма» увеличилась на 8,5 процента, чистая прибыль — более чем на 22 процента. Учитывая стагнацию доходов граждан, рост цен на сырье, это сильный результат. За счет чего вам удалось его достичь?
— В 2018-м мы практически отказались от расширения мощностей и сосредоточились на интенсивном развитии. Оно шло в трех направлениях. Первое — увеличение глубины переработки. Так, в сегменте мясного птицеводства мы сделали ставку на производство натуральных полуфабрикатов и существенно сократили выпуск тушки цыпленка-бройлера первого сорта.
Второе направление — активизация сотрудничества с одной из крупнейших в мире сетей быстрого питания KFC. Поставки в ее адрес всегда были достаточно высокомаржинальны, в 2018 году мы нарастили их в три раза.
Третье направление — использование отходов производства. Мы перерабатываем их в мясокостную муку и продаем компаниям Nestle и Mars, выпускающим корма для домашних животных. Средний объем продаж такой продукции — 1,1–1,2 тысячи тонн в месяц.
Помимо этого мы зримо приросли по показателям сохранности поголовья, конверсии корма и среднесуточному привесу животных. Все это положительно отразилось на финансовом результате.
— 2019-й для вас складывается столь же удачно?
— По итогам восьми месяцев выручка компании к аналогичному периоду прошлого года приросла на 12,5 процента, до 32,9 миллиарда рублей, чистая прибыль — разом на 26 процентов, почти до четырех миллиардов. Мы полагаем, что в четвертом квартале тренд сохранится.
Стратегически курс мы пока менять не планируем. В 2020 году мы хотим реализовать ряд проектов, но они опять-таки будут направлены на модернизацию (например, одного из комбикормовых цехов), а не на наращивание производства.
— И все же давайте поговорим про рост вширь. Сегодня перед отечественным АПК стоит очень непростая задача — нарастить экспорт до 45 миллиардов рублей. «Белгранкорм» в этой «гонке» участвует?
— Экспортное направление мы развиваем последние семь лет. Однако нам однозначно еще есть куда расти. Пока за границу мы поставляем всего два процента производимой продукции. Ключевые рынки сбыта — страны бывшего СССР.
В 2019 году мы вошли в число 30 российских производителей мяса птицы, которые получили право на поставку продукции в Китай. С апреля по октябрь объем продаж в КНР составил примерно 1,6 тысячи тонн. Правда, почти все это — субпродукты (если говорить проще — куриные ноги). Натуральные полуфабрикаты мы пока экспортируем в тестовом режиме.
В ближайшем будущем мы планируем оснастить все наши производства по забою и глубокой переработке птицы оборудованием по доработке куриных ног, что позволит улучшить качество выпускаемой продукции и увеличить поставки субпродуктов в Китай на 25 процентов, до 600–700 тонн в месяц.
Сергей Ермак
Кирилл Кухмарь/ТАСС; предоставлено компанией «Агрогард»; David Tanecek/CTK/TASS; предоставлено компанией «Белгранкорм-Холдинг»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl