Чекист на рейве: как бывший сотрудник ФСБ и геодезист зарабатывают миллионы на вечеринках для BMW и Porsche
В начале 2000-х Александр Долгов строил карьеру на Лубянке, а Николай Молчанов сгонял студентов на митинги. Они познакомились на почве любви к рейвам, а позднее создали ивент-агентство. Сегодня компания с выручкой более 200 млн рублей в год устраивает мероприятия для Red Bull, BMW и Porsche
Новогодний корпоратив 2018 года запомнился сотрудникам Челябинского трубопрокатного завода надолго: вместо традиционной рождественской елки их встречали неоновые фигурки кактусов и слоган «Елкой не пахнет!» Креатив — дело рук московского ивент-агентства prostorcrew, основанного двумя друзьями с богатым прошлым: Александр Долгов два с половиной года проработал в ФСБ, а его партнер Николай Молчанов собирал людей на проплаченные политические акции. Оба не пылали любовью к своей работе и все свободное время проводили на рейверских вечеринках — массовых тусовках под электронную музыку.
Вскоре будущие партнеры устроились в одно рекламное агентство, где и решили открыть собственный ивент-проект. Прошли через десятки отказов от потенциальных клиентов, пережили «голодный год», но на пороге закрытия им улыбнулась удача в лице первого крупного заказчика — Lamoda. Роуд-шоу по городам России привлек к молодому агентству внимание других федеральных клиентов, и дело пошло. Сегодня prostorcrew работает с фитнес-клубами World Class, автопроизводителями BMW и Porsche, заводом ЧТПЗ и другими крупными компаниями. За девять месяцев 2019 года необычные мероприятия принесли друзьям 220 млн рублей выручки и около 18 млн рублей прибыли.
Во все тяжкие
34-летние Александр Долгов и Николай Молчанов выросли в Подмосковье: Долгов в Люберцах, а Молчанов в Электростали. Александр после школы поступил на факультет информационной безопасности в институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России: «Со старших классов почему-то привлекала военная служба». Правда, уже на первом курсе понял, что душа к работе на государство не лежит, но учиться продолжил. В свободное время подрабатывал грузчиком и супервайзером на мероприятиях: к делу его привлек друг, который работал в рекламном агентстве Zeppelin Production.
После обучения Александр по распределению попал в отдел информационной безопасности ФСБ. На официальный запрос Forbes в ведомстве не ответили, но в личном разговоре полковник ФСБ Сергей Казаков подтвердил, что сотрудник по имени Александр Долгов действительно работал в службе. «Это было очень комично: утром я приходил на Лубянку в ненавистном костюме, а вечером в комфортных джинсах ехал контролировать персонал на какое-нибудь мероприятие [организованное Zeppelin]», — вспоминает он. Про работу в ФСБ Долгов рассказывает нехотя, ссылаясь на договор о неразглашении засекреченной информации. Продержался в ведомстве он, правда, всего два с половиной года вместо положенных для выпускников академии пяти лет.
Контракт удалось расторгнуть довольно просто: руководство к решению Долгова, по его словам, «отнеслось с пониманием». «Он мог разорвать контракт по личным обстоятельствам. Такое случается, санкций мы за это не накладываем. Люди [попадающие в ФСБ] либо сразу понимают, что не хотят здесь работать, либо остаются надолго», — говорит Сергей Казаков.
«Безумное впечатление — куча людей с счастливыми лицами, танцующих под электронную музыку»
В конце 2009 года Долгов устроился теперь уже штатным супервайзером проектов в Zeppelin и всерьез подсел на рейверские тусовки. На одной из техно-вечеринок он познакомился с владельцами московского клуба «Сахар» и вскоре стал сам организовывать в клубе мероприятия с приглашенными диджеями. На рейвы Долгова стало собираться по 600 человек — каждая тусовка приносила по 30 000-40 000 рублей прибыли от продажи билетов и алкоголя в баре.
С будущим бизнес-партнером Александр познакомился в 2010 году на международном фестивале Godskitchen, в организации которого участвовало Zeppelin. Николай Молчанов к тому времени успел окончить Московский государственный университет геодезии и картографии, попасть в рейв-тусовку и начать проводить в Электростали вечеринки с электронной музыкой. «Первый рейв, на который попал как участник, проходил на территории подмосковного детского лагеря. Безумное вообще впечатление — куча людей с счастливыми лицами, танцующих под электронную музыку», — вспоминает он.
Первая вечеринка на площадке детского лагеря «Мир» собрала 150 человек. Молчанов потратил 15 000 рублей, а заработал вдвое больше. На следующую тусовку пришли уже 400 поклонников электронной музыки. «У нас в семье было кодовое название для таких вечеринок — «дискотека в лесу». Мне кажется, родители понимали, что это не обычная дискотека, но все равно отпускали меня. Мама говорила, что я хоть зарабатывать так научусь», — рассказывает он.
Вскоре Молчанов оставил рейверское дело ради более доходного и менее этичного хобби — имитировать вовлечение студентов в митинги политических партий (о конкретных заказчиках Николай не распространяется). «Тогда за участие в таких акциях всем платили. Сам я не хотел на них ходить, поэтому придумал сдавать желающих в аренду», — объясняет предприниматель. Задачи попадались нестандартные: однажды нужно было собрать сотню темнокожих студентов на антифашистский марш, а для акции протеста против ввоза «ножек Буша» из США — пригнать толпу людей и раздать им живых куриц. «Я особо не интересовался тематикой [митингов]. Политической силы они не несли: зачастую лидеры партий просто приезжали сфотографироваться на фоне толпы и уезжали», — уверяет Молчанов. На каждом митинге он зарабатывал до $1000.