Жуки-людоеды и франкисты: как устроена вселенная Гильермо дель Торо
Сегодня, 9 октября, 55 лет исполняется режиссеру Гильермо дель Торо, третьему мексиканцу, после Альфонсо Куарона и Алехандро Иньярриту, получившего награду Американской киноакадемии. В юбилей голливудского фантазера Forbes Life представляет пятерку его лучших фильмов, которые, как все творчество дель Торо, рассказывают о взрослении, приручении монстров и наказании человека.
«Хронос» (1993)
Будучи в кино почти 30 лет, маэстро ужаса доказал, что умеет работать с картинами абсолютно разного размаха, будь то попкорновые блокбастеры «Хеллбой» и «Тихоокеанский рубеж» или такой маленький хоррор, как «Хронос». У дель Торо просто нет плохого кино. Кроме «Мутантов» — голливудском дебюте мексиканца под патронажем братьев Вайнштейн о жуках-людоедах в метро. «Хронос» — классическая притча о том, что человеку нельзя играть в бога, а любая попытка стать абсолютом и вмешаться в природу заканчивается трагедией. Дель Торо сделал фильм о вампирах, причем задолго до второго «Блэйда» (там тоже, как в «Хеллбое», герой — получеловек, убивающий себе подобных ради всего человечества), но то, что эта история о вампирах, понятно не сразу. Торговец антиквариатом находит в старой деревянной скульптуре загадочный, изготовленный алхимиком и работающий, как часы, механизм, который питается человеческой кровью. Выясняется, что эта вещица продлевает жизнь. «Хронос» — даже не столько о вампирах, сколько об отношении деда с внучкой, которая волнуется, глядя на то, как мучается ее старик. Между прочим, уже здесь появляется Рон Перлман, который после роли в «Блэйде II» воплотит образ исчадия ада. Вампиризм у дель Торо — метафора стремления к вечной молодости. Правда, злая ирония в том, что подарок приходит с проклятием, и в погоне за вечной жизнью человек обретает вечную смерть. Бессмертие, по дель Торо, бесчеловечно.
«Хеллбой: Герой из пекла» (2004)
Прошло 15 лет, а этот супергеройский кинокомикс не стареет. Почти в каждой картине режиссер демонстрирует: гуманизм превыше всего. Даже такой сверхгуманизм, как в «Форме воды», награжденной «Оскаром» как лучший фильм года. Автор искренне верит в сочувствие любым живым тварям, будь она земная или потусторонняя, будь то монстр или дух. «Что делает человека человеком?» — так начинается этот гармоничный приключенческий блокбастер, сделанный мексиканцем до рождения кинематографической вселенной Marvel. И именно этот вопрос выражает философию всего творчество дель Торо, рассказывающего в эксцентричной фантастике о судьбе краснокожей зверюги, которая вылезла из врат ада и попала в руки американских спецслужб. Ручной монстр с пеньками на лбу вместо рогов качает мускулы, курит сигары и лопает шоколадки, так еще и влюблен, а значит обречен на страдания. И пускай