Спектакль «Укрощение строптивой» — напоминание об ушедшем времени

ЭкспертКультура

«Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского: принуждение к счастью

В Театре имени Моссовета — премьера спектакля, которым Андрей Кончаловский открывает шекспировский цикл постановок на его сцене

Вячеслав Суриков

Андрей Кончаловский смещает время действия шекспировского сюжета в двадцатые годы прошлого века, пробуждая у зрителей, скорее, кинематографические ассоциации. Но и двадцатые годы не более чем условность: они едва угадываются лишь в костюмах персонажей. Да и в них нет единого стиля: Петруччо, укротитель непокорной Катарины, то появляется в классическом мужском костюме-тройке, то вдруг выходит на сцену в наряде, скроенном по европейской моде полутысячелетней давности. В спектакле минимум декораций: место действия задано проекциями на экран позади сцены, пародирующий задники театров домхатовской эпохи: там прорисовывается что-то похожее на итальянский городской ландшафт, существующий во вневременной реальности. Это картинка без деталей, которая зримо трансформируется из одной в другую: на ней прорисовывается гигантская рука, прямо воздействуя на визуальную реальность, и та преображается по воле неведомого демиурга.

Скупость декораций «Укрощения строптивой» восполняется чередованием костюмов, при внимательном рассмотрении которых в классическом сюжете становятся видны новые оттенки: неудачливые женихи Гортензио и Гремио, которые претендуют на руку прекрасной Бьянки и подговаривают хитроумного и напористого Петруччо штурмовать сердце сварливой Катарины, появляются на сцене один в итальянском мундире и с голым черепом, другой в цилиндре и со старомодной бородкой, чем вызывают уже геополитические ассоциации — словно борьба за одну из дочерей падуанца Баптисты идет между Новым Светом и Старым. Но Катарина покоряется дерзостному итальянцу Петруччо, которого манит не столько женщина, сколько состояние, которое он может заполучить после женитьбы на ней. Он не столько обольщает, сколько переигрывает Катарину, добиваясь от нее сначала согласия на свадьбу, а потом и показательной покорности. Мужчина и женщина сходятся в поединке, и женщина всего лишь позволяет победить себя самому достойному из всех женихов.

В роли Катарины предсказуемо занята Юлия Высоцкая, без которой в последние двадцать лет трудно представить какой-либо из кинематографических или театральных проектов Андрея Кончаловского. Все эти годы она центр его художественной вселенной, неотъемлемая часть механизма, запускающего его творческое воображение. На сцене Театра имени Моссовета идет чеховская трилогия Андрея Кончаловского: «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад», и в каждом из спектаклей Высоцкая играет одну из ролей. Возникновение художественных пространств, происходящее при участии творческого дуэта Кончаловский—Высоцкая, — еще один сюжет, который живет как внутри «Укрощения строптивой», так и во всех остальных созданных Андреем Кончаловским фильмах и спектаклях, где играет Высоцкая. Для Кончаловского возраст и внешность персонажа — такая же условность, как декорации: персонаж выглядит так, как выглядит актер или актриса, его играющие, и лет ему столько же, сколько исполнителю роли.

Юлия Высоцкая играет вулкан страстей — энергию, которая не может найти себе применение и оттого крушит все вокруг. В первой части спектакля задачу актрисе усложняет аскетичная сценография: Катарине некуда приложить свою разрушительную силу, и там, где другая актриса в роли строптивой невесты устроила бы на сцене разгром, чтобы зритель мог воочию увидеть, с кем имеет дело, Юлии Высоцкой приходится воздействовать на его воображение мимикой и голосом. Единственный предмет, который она уничтожает, — это мандолина, и то делает это за сценой и зритель видит лишь результат ее ярости: музыкальный инструмент, разломившийся пополам. Во второй части она уже подчинившийся внешнему воздействию вулкан страстей. Исполняет приказы своего мужа через силу, но и не без удовольствия. Ей нравится подчиняться, так же как когда-то — пылать гневом. В наряде с отложным воротником-матроской она юное яростное создание, но, стоит надеть другое платье, становится обуздавшей себя взрослой женщиной.

Алексей Розин в роли Петруччо, корыстного итальянского обольстителя, не сразу дает понять зрителю, кто он на самом деле. Появляется на сцене как благопристойный итальянец, по чьему внешнему виду трудно догадаться, что он нуждается в деньгах и желает поправить свои дела выгодным браком. Кончаловский делает из него персонажа, легко перетекающего из одного состояния в другое, адаптируясь к жизненным обстоятельствам: ради Катарины он превращается в чудовище, подстраивающее женщине одно испытание за другим (на их преодоление она и тратит свою избыточную энергию). Голод, холод и бессонница — вот лекарства, которыми лечит свою жену от строптивости Петруччо. И поведение героя меняется вместе с переменой стиля одежды: Петруччо избавляется от костюма-тройки, а вместе с ним — от предубеждения перед оправданностью насилия по отношению к женщине, не физического, но психологического.

Сближение младшей сестры Катарины Бьянки (Ксения Комарова) и влюбленного в нее Люченцио (Ваня Пищулин) — сюжетная линия, окрашенная яркими эротическими оттенками. Их отношения — чистая страсть, на пути удовлетворения которой все препятствия — временные. Если отношения Катарины и Петруччо — схватка двух взрослых людей с неясным исходом (Катарина хотя и покоряется, но не навсегда, и, стоит Петруччо ослабить хватку, она может нанести ответный удар), то Бьянка и Люченцио еще совсем юны и также обладают избыточной энергией, вот только направляют ее не на разрушение, а на сближение. Задача этих персонажей очень проста: сблизиться настолько, чтобы сомкнуть объятья. Они находятся во власти инстинкта. Их характеры не проявлены. И они сами, и зрители не знают, с кем имеют дело и что скрывается под обаянием юности. А когда наступает момент испытания, выясняется, что Петруччо и Катарине удалось выстроить куда более устойчивые отношения: схватка скрепила их крепче брачных колец.

Главные роли в спектакле Андрея Кончаловского «Укрощение строптивой» исполнили Юлия Высоцкая (Катарина) и Алексей Розин (Петруччо)

В финале Катарина произносит гимн патриархальной модели отношений: «Умерьте гнев! Что толку в спеси вздорной? К ногам мужей склонитесь вы покорно» — и оправдывает насилие, учиненное Петруччо во время ее укрощения, словно она попала в его руки необъезженной лошадью, а он взял да и приучил ее к уздечке, сбруе и седлу и к языку собственного тела, добившись от нее мгновенного подчинения любым командам. Но даже при всей эмоциональной убедительности этого монолога трудно удержаться от сомнений: неужели того, о чем написал автор пьесы, достаточно, чтобы женщина открыла для себя эту истину, неужели Катарина и в самом деле говорит что думает и какой должна быть модель общества, чтобы женщина ради обретения семейного счастья позволяла себя сначала укротить, а уже потом почувствовать его вкус, и где границы этого укрощения, кто их определяет и подходит этот рецепт всем без исключения или модель отношений, которую демонстрируют нам Бьянка и Люченцио, тоже имеет право на существование.

Но «Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского не спектакль-манифест. Юлия Высоцкая произносит ключевой монолог сдержанно, а воспитательные меры, принимаемые Петруччо по отношению к ее персонажу, вызывают смешанные чувства: иногда они выглядят как обыкновенные издевательства. В момент применения очередной из них от Катарины ждешь других слов, но автор их не написал: персонаж Юлии Высоцкой загнан в клетку сочиненных им монологов и диалогов. Катарина так и не дождалась от Петруччо проявлений любви: с момента свадьбы их отношения построены на одних его взбалмошных порывах. И это еще один повод для сомнений: может быть, для Катарины такая манера поведения и в самом деле действенная терапия и только она удерживает от выхода наружу скрытую в ней разрушительную силу? Но, если и так, быть может, это индивидуальный случай и ей не стоит так обобщать свои представления о женщинах: «Мы только слабостью своей сильны. Чужую роль играть мы не должны»?

«Укрощение строптивой» — напоминание об ушедшем времени, границы которого Андрей Кончаловский провел через двадцатые годы прошлого века, когда реальность была выстроена как проекция мужского сознания, где все отклонения женщины от заданной ей модели поведения воспринимались как болезнь и для ее исцеления можно было не ограничивать себя в мерах воздействия. Или мужчины всего лишь убедили себя в этом, и на самом деле все происходящее в мире было и остается проекцией сознания женского?

Фото: Елена Лапина (3)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Во что «превратить» российское зерно Во что «превратить» российское зерно

Рекордный урожай пшеницы открывает новые возможности для развития

Эксперт
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Садат и Асад Садат и Асад

Война Судного дня планировалась властями Сирии и Египта как реванш

Дилетант
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Электрическое сопротивление Электрическое сопротивление

Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

Монокль
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
Открыть в приложении