Спектакль «Укрощение строптивой» — напоминание об ушедшем времени

ЭкспертКультура

«Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского: принуждение к счастью

В Театре имени Моссовета — премьера спектакля, которым Андрей Кончаловский открывает шекспировский цикл постановок на его сцене

Вячеслав Суриков

Андрей Кончаловский смещает время действия шекспировского сюжета в двадцатые годы прошлого века, пробуждая у зрителей, скорее, кинематографические ассоциации. Но и двадцатые годы не более чем условность: они едва угадываются лишь в костюмах персонажей. Да и в них нет единого стиля: Петруччо, укротитель непокорной Катарины, то появляется в классическом мужском костюме-тройке, то вдруг выходит на сцену в наряде, скроенном по европейской моде полутысячелетней давности. В спектакле минимум декораций: место действия задано проекциями на экран позади сцены, пародирующий задники театров домхатовской эпохи: там прорисовывается что-то похожее на итальянский городской ландшафт, существующий во вневременной реальности. Это картинка без деталей, которая зримо трансформируется из одной в другую: на ней прорисовывается гигантская рука, прямо воздействуя на визуальную реальность, и та преображается по воле неведомого демиурга.

Скупость декораций «Укрощения строптивой» восполняется чередованием костюмов, при внимательном рассмотрении которых в классическом сюжете становятся видны новые оттенки: неудачливые женихи Гортензио и Гремио, которые претендуют на руку прекрасной Бьянки и подговаривают хитроумного и напористого Петруччо штурмовать сердце сварливой Катарины, появляются на сцене один в итальянском мундире и с голым черепом, другой в цилиндре и со старомодной бородкой, чем вызывают уже геополитические ассоциации — словно борьба за одну из дочерей падуанца Баптисты идет между Новым Светом и Старым. Но Катарина покоряется дерзостному итальянцу Петруччо, которого манит не столько женщина, сколько состояние, которое он может заполучить после женитьбы на ней. Он не столько обольщает, сколько переигрывает Катарину, добиваясь от нее сначала согласия на свадьбу, а потом и показательной покорности. Мужчина и женщина сходятся в поединке, и женщина всего лишь позволяет победить себя самому достойному из всех женихов.

В роли Катарины предсказуемо занята Юлия Высоцкая, без которой в последние двадцать лет трудно представить какой-либо из кинематографических или театральных проектов Андрея Кончаловского. Все эти годы она центр его художественной вселенной, неотъемлемая часть механизма, запускающего его творческое воображение. На сцене Театра имени Моссовета идет чеховская трилогия Андрея Кончаловского: «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад», и в каждом из спектаклей Высоцкая играет одну из ролей. Возникновение художественных пространств, происходящее при участии творческого дуэта Кончаловский—Высоцкая, — еще один сюжет, который живет как внутри «Укрощения строптивой», так и во всех остальных созданных Андреем Кончаловским фильмах и спектаклях, где играет Высоцкая. Для Кончаловского возраст и внешность персонажа — такая же условность, как декорации: персонаж выглядит так, как выглядит актер или актриса, его играющие, и лет ему столько же, сколько исполнителю роли.

Юлия Высоцкая играет вулкан страстей — энергию, которая не может найти себе применение и оттого крушит все вокруг. В первой части спектакля задачу актрисе усложняет аскетичная сценография: Катарине некуда приложить свою разрушительную силу, и там, где другая актриса в роли строптивой невесты устроила бы на сцене разгром, чтобы зритель мог воочию увидеть, с кем имеет дело, Юлии Высоцкой приходится воздействовать на его воображение мимикой и голосом. Единственный предмет, который она уничтожает, — это мандолина, и то делает это за сценой и зритель видит лишь результат ее ярости: музыкальный инструмент, разломившийся пополам. Во второй части она уже подчинившийся внешнему воздействию вулкан страстей. Исполняет приказы своего мужа через силу, но и не без удовольствия. Ей нравится подчиняться, так же как когда-то — пылать гневом. В наряде с отложным воротником-матроской она юное яростное создание, но, стоит надеть другое платье, становится обуздавшей себя взрослой женщиной.

Алексей Розин в роли Петруччо, корыстного итальянского обольстителя, не сразу дает понять зрителю, кто он на самом деле. Появляется на сцене как благопристойный итальянец, по чьему внешнему виду трудно догадаться, что он нуждается в деньгах и желает поправить свои дела выгодным браком. Кончаловский делает из него персонажа, легко перетекающего из одного состояния в другое, адаптируясь к жизненным обстоятельствам: ради Катарины он превращается в чудовище, подстраивающее женщине одно испытание за другим (на их преодоление она и тратит свою избыточную энергию). Голод, холод и бессонница — вот лекарства, которыми лечит свою жену от строптивости Петруччо. И поведение героя меняется вместе с переменой стиля одежды: Петруччо избавляется от костюма-тройки, а вместе с ним — от предубеждения перед оправданностью насилия по отношению к женщине, не физического, но психологического.

Сближение младшей сестры Катарины Бьянки (Ксения Комарова) и влюбленного в нее Люченцио (Ваня Пищулин) — сюжетная линия, окрашенная яркими эротическими оттенками. Их отношения — чистая страсть, на пути удовлетворения которой все препятствия — временные. Если отношения Катарины и Петруччо — схватка двух взрослых людей с неясным исходом (Катарина хотя и покоряется, но не навсегда, и, стоит Петруччо ослабить хватку, она может нанести ответный удар), то Бьянка и Люченцио еще совсем юны и также обладают избыточной энергией, вот только направляют ее не на разрушение, а на сближение. Задача этих персонажей очень проста: сблизиться настолько, чтобы сомкнуть объятья. Они находятся во власти инстинкта. Их характеры не проявлены. И они сами, и зрители не знают, с кем имеют дело и что скрывается под обаянием юности. А когда наступает момент испытания, выясняется, что Петруччо и Катарине удалось выстроить куда более устойчивые отношения: схватка скрепила их крепче брачных колец.

Главные роли в спектакле Андрея Кончаловского «Укрощение строптивой» исполнили Юлия Высоцкая (Катарина) и Алексей Розин (Петруччо)

В финале Катарина произносит гимн патриархальной модели отношений: «Умерьте гнев! Что толку в спеси вздорной? К ногам мужей склонитесь вы покорно» — и оправдывает насилие, учиненное Петруччо во время ее укрощения, словно она попала в его руки необъезженной лошадью, а он взял да и приучил ее к уздечке, сбруе и седлу и к языку собственного тела, добившись от нее мгновенного подчинения любым командам. Но даже при всей эмоциональной убедительности этого монолога трудно удержаться от сомнений: неужели того, о чем написал автор пьесы, достаточно, чтобы женщина открыла для себя эту истину, неужели Катарина и в самом деле говорит что думает и какой должна быть модель общества, чтобы женщина ради обретения семейного счастья позволяла себя сначала укротить, а уже потом почувствовать его вкус, и где границы этого укрощения, кто их определяет и подходит этот рецепт всем без исключения или модель отношений, которую демонстрируют нам Бьянка и Люченцио, тоже имеет право на существование.

Но «Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского не спектакль-манифест. Юлия Высоцкая произносит ключевой монолог сдержанно, а воспитательные меры, принимаемые Петруччо по отношению к ее персонажу, вызывают смешанные чувства: иногда они выглядят как обыкновенные издевательства. В момент применения очередной из них от Катарины ждешь других слов, но автор их не написал: персонаж Юлии Высоцкой загнан в клетку сочиненных им монологов и диалогов. Катарина так и не дождалась от Петруччо проявлений любви: с момента свадьбы их отношения построены на одних его взбалмошных порывах. И это еще один повод для сомнений: может быть, для Катарины такая манера поведения и в самом деле действенная терапия и только она удерживает от выхода наружу скрытую в ней разрушительную силу? Но, если и так, быть может, это индивидуальный случай и ей не стоит так обобщать свои представления о женщинах: «Мы только слабостью своей сильны. Чужую роль играть мы не должны»?

«Укрощение строптивой» — напоминание об ушедшем времени, границы которого Андрей Кончаловский провел через двадцатые годы прошлого века, когда реальность была выстроена как проекция мужского сознания, где все отклонения женщины от заданной ей модели поведения воспринимались как болезнь и для ее исцеления можно было не ограничивать себя в мерах воздействия. Или мужчины всего лишь убедили себя в этом, и на самом деле все происходящее в мире было и остается проекцией сознания женского?

Фото: Елена Лапина (3)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Революция без хиджабов Революция без хиджабов

Насколько новые протесты опасны для иранских властей

Эксперт
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Аттосекундное дело Аттосекундное дело

Пьер Агостини, Ференц Краус и Ан Люйе придумали, как разглядеть электрон

Наука
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Разрушитель порядка Разрушитель порядка

Попробуем нарисовать исторический портрет князя Потёмкина

Дилетант
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Страна для путешествий Страна для путешествий

Внутренний турпоток в России в 2024 г. достиг исторического максимума

Ведомости
Обманчивая красота чисел: почему не стоит так доверять цифрам при принятии решений Обманчивая красота чисел: почему не стоит так доверять цифрам при принятии решений

Как не попасть в ловушку чисел в мире, который состоит из них

Forbes
Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений

Я давно поняла, что нет никакого смысла пытаться что-то объяснить. Зачем?

Караван историй
10 советов, как сбросить вес после новогодних праздников 10 советов, как сбросить вес после новогодних праздников

Как вернуться к нормальному состоянию тела после длительных праздников?

Psychologies
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
В России могут ввести 4-дневную рабочую неделю. Как это отразится на людях? В России могут ввести 4-дневную рабочую неделю. Как это отразится на людях?

О возможности введения четырехдневной рабочей недели и ее последствиях

Psychologies
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Редевелопмент и жизнь Редевелопмент и жизнь

Где ставить запятую во фразе «консервировать нельзя реконструировать»?

Собака.ru
Как работа психологом или коучем может изменить вашу жизнь: 4 преимущества помогающих профессий Как работа психологом или коучем может изменить вашу жизнь: 4 преимущества помогающих профессий

Чем отличаются психолог и коуч: преимущества работы помогающим специалистом

Psychologies
Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь» Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь»

Десять острых вопросов режиссеру Андрею Житинкину

Коллекция. Караван историй
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Какую иномарку купить дешевле ₽1 млн. 5 достойных альтернатив Lada Granta Какую иномарку купить дешевле ₽1 млн. 5 достойных альтернатив Lada Granta

Иномарки, которые можно купить за ₽1 млн: список

РБК
Постельные сцены Постельные сцены

14 фактов о сне, которые сделают твои ночи комфортнее

Лиза
Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии

Какими были первые человеческие шаги в ветеринарии

ТехИнсайдер
В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота

В Испании обнаружили древнейший артефакт, изготовленный из зуба бегемота

N+1
В гроте Мандрен обнаружили 48 обломков костей архаичных людей В гроте Мандрен обнаружили 48 обломков костей архаичных людей

Ученые проанализировали больше тысячи фрагментов костей из грота Мандрен

N+1
Открыть в приложении