Спектакль «Укрощение строптивой» — напоминание об ушедшем времени

ЭкспертКультура

«Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского: принуждение к счастью

В Театре имени Моссовета — премьера спектакля, которым Андрей Кончаловский открывает шекспировский цикл постановок на его сцене

Вячеслав Суриков

Андрей Кончаловский смещает время действия шекспировского сюжета в двадцатые годы прошлого века, пробуждая у зрителей, скорее, кинематографические ассоциации. Но и двадцатые годы не более чем условность: они едва угадываются лишь в костюмах персонажей. Да и в них нет единого стиля: Петруччо, укротитель непокорной Катарины, то появляется в классическом мужском костюме-тройке, то вдруг выходит на сцену в наряде, скроенном по европейской моде полутысячелетней давности. В спектакле минимум декораций: место действия задано проекциями на экран позади сцены, пародирующий задники театров домхатовской эпохи: там прорисовывается что-то похожее на итальянский городской ландшафт, существующий во вневременной реальности. Это картинка без деталей, которая зримо трансформируется из одной в другую: на ней прорисовывается гигантская рука, прямо воздействуя на визуальную реальность, и та преображается по воле неведомого демиурга.

Скупость декораций «Укрощения строптивой» восполняется чередованием костюмов, при внимательном рассмотрении которых в классическом сюжете становятся видны новые оттенки: неудачливые женихи Гортензио и Гремио, которые претендуют на руку прекрасной Бьянки и подговаривают хитроумного и напористого Петруччо штурмовать сердце сварливой Катарины, появляются на сцене один в итальянском мундире и с голым черепом, другой в цилиндре и со старомодной бородкой, чем вызывают уже геополитические ассоциации — словно борьба за одну из дочерей падуанца Баптисты идет между Новым Светом и Старым. Но Катарина покоряется дерзостному итальянцу Петруччо, которого манит не столько женщина, сколько состояние, которое он может заполучить после женитьбы на ней. Он не столько обольщает, сколько переигрывает Катарину, добиваясь от нее сначала согласия на свадьбу, а потом и показательной покорности. Мужчина и женщина сходятся в поединке, и женщина всего лишь позволяет победить себя самому достойному из всех женихов.

В роли Катарины предсказуемо занята Юлия Высоцкая, без которой в последние двадцать лет трудно представить какой-либо из кинематографических или театральных проектов Андрея Кончаловского. Все эти годы она центр его художественной вселенной, неотъемлемая часть механизма, запускающего его творческое воображение. На сцене Театра имени Моссовета идет чеховская трилогия Андрея Кончаловского: «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад», и в каждом из спектаклей Высоцкая играет одну из ролей. Возникновение художественных пространств, происходящее при участии творческого дуэта Кончаловский—Высоцкая, — еще один сюжет, который живет как внутри «Укрощения строптивой», так и во всех остальных созданных Андреем Кончаловским фильмах и спектаклях, где играет Высоцкая. Для Кончаловского возраст и внешность персонажа — такая же условность, как декорации: персонаж выглядит так, как выглядит актер или актриса, его играющие, и лет ему столько же, сколько исполнителю роли.

Юлия Высоцкая играет вулкан страстей — энергию, которая не может найти себе применение и оттого крушит все вокруг. В первой части спектакля задачу актрисе усложняет аскетичная сценография: Катарине некуда приложить свою разрушительную силу, и там, где другая актриса в роли строптивой невесты устроила бы на сцене разгром, чтобы зритель мог воочию увидеть, с кем имеет дело, Юлии Высоцкой приходится воздействовать на его воображение мимикой и голосом. Единственный предмет, который она уничтожает, — это мандолина, и то делает это за сценой и зритель видит лишь результат ее ярости: музыкальный инструмент, разломившийся пополам. Во второй части она уже подчинившийся внешнему воздействию вулкан страстей. Исполняет приказы своего мужа через силу, но и не без удовольствия. Ей нравится подчиняться, так же как когда-то — пылать гневом. В наряде с отложным воротником-матроской она юное яростное создание, но, стоит надеть другое платье, становится обуздавшей себя взрослой женщиной.

Алексей Розин в роли Петруччо, корыстного итальянского обольстителя, не сразу дает понять зрителю, кто он на самом деле. Появляется на сцене как благопристойный итальянец, по чьему внешнему виду трудно догадаться, что он нуждается в деньгах и желает поправить свои дела выгодным браком. Кончаловский делает из него персонажа, легко перетекающего из одного состояния в другое, адаптируясь к жизненным обстоятельствам: ради Катарины он превращается в чудовище, подстраивающее женщине одно испытание за другим (на их преодоление она и тратит свою избыточную энергию). Голод, холод и бессонница — вот лекарства, которыми лечит свою жену от строптивости Петруччо. И поведение героя меняется вместе с переменой стиля одежды: Петруччо избавляется от костюма-тройки, а вместе с ним — от предубеждения перед оправданностью насилия по отношению к женщине, не физического, но психологического.

Сближение младшей сестры Катарины Бьянки (Ксения Комарова) и влюбленного в нее Люченцио (Ваня Пищулин) — сюжетная линия, окрашенная яркими эротическими оттенками. Их отношения — чистая страсть, на пути удовлетворения которой все препятствия — временные. Если отношения Катарины и Петруччо — схватка двух взрослых людей с неясным исходом (Катарина хотя и покоряется, но не навсегда, и, стоит Петруччо ослабить хватку, она может нанести ответный удар), то Бьянка и Люченцио еще совсем юны и также обладают избыточной энергией, вот только направляют ее не на разрушение, а на сближение. Задача этих персонажей очень проста: сблизиться настолько, чтобы сомкнуть объятья. Они находятся во власти инстинкта. Их характеры не проявлены. И они сами, и зрители не знают, с кем имеют дело и что скрывается под обаянием юности. А когда наступает момент испытания, выясняется, что Петруччо и Катарине удалось выстроить куда более устойчивые отношения: схватка скрепила их крепче брачных колец.

Главные роли в спектакле Андрея Кончаловского «Укрощение строптивой» исполнили Юлия Высоцкая (Катарина) и Алексей Розин (Петруччо)

В финале Катарина произносит гимн патриархальной модели отношений: «Умерьте гнев! Что толку в спеси вздорной? К ногам мужей склонитесь вы покорно» — и оправдывает насилие, учиненное Петруччо во время ее укрощения, словно она попала в его руки необъезженной лошадью, а он взял да и приучил ее к уздечке, сбруе и седлу и к языку собственного тела, добившись от нее мгновенного подчинения любым командам. Но даже при всей эмоциональной убедительности этого монолога трудно удержаться от сомнений: неужели того, о чем написал автор пьесы, достаточно, чтобы женщина открыла для себя эту истину, неужели Катарина и в самом деле говорит что думает и какой должна быть модель общества, чтобы женщина ради обретения семейного счастья позволяла себя сначала укротить, а уже потом почувствовать его вкус, и где границы этого укрощения, кто их определяет и подходит этот рецепт всем без исключения или модель отношений, которую демонстрируют нам Бьянка и Люченцио, тоже имеет право на существование.

Но «Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского не спектакль-манифест. Юлия Высоцкая произносит ключевой монолог сдержанно, а воспитательные меры, принимаемые Петруччо по отношению к ее персонажу, вызывают смешанные чувства: иногда они выглядят как обыкновенные издевательства. В момент применения очередной из них от Катарины ждешь других слов, но автор их не написал: персонаж Юлии Высоцкой загнан в клетку сочиненных им монологов и диалогов. Катарина так и не дождалась от Петруччо проявлений любви: с момента свадьбы их отношения построены на одних его взбалмошных порывах. И это еще один повод для сомнений: может быть, для Катарины такая манера поведения и в самом деле действенная терапия и только она удерживает от выхода наружу скрытую в ней разрушительную силу? Но, если и так, быть может, это индивидуальный случай и ей не стоит так обобщать свои представления о женщинах: «Мы только слабостью своей сильны. Чужую роль играть мы не должны»?

«Укрощение строптивой» — напоминание об ушедшем времени, границы которого Андрей Кончаловский провел через двадцатые годы прошлого века, когда реальность была выстроена как проекция мужского сознания, где все отклонения женщины от заданной ей модели поведения воспринимались как болезнь и для ее исцеления можно было не ограничивать себя в мерах воздействия. Или мужчины всего лишь убедили себя в этом, и на самом деле все происходящее в мире было и остается проекцией сознания женского?

Фото: Елена Лапина (3)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в шашечки Игра в шашечки

В России резко взлетели цены на услуги такси

Эксперт
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Пустые миры Пустые миры

Бездны космоса. Удивительные пустыни планет

Вокруг света
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
Смена образа Смена образа

TLC-диета — один из самых простых и гуманных способов похудеть

Лиза
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
Заплатить за свидание: как инвесторы отдают деньги мошенникам с сайтов знакомств Заплатить за свидание: как инвесторы отдают деньги мошенникам с сайтов знакомств

Как понять, что вместо свиданий вам предлагают инвестиционный скам?

Forbes
Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино

Профессию в киноиндустрии «наследуют» не только актеры, но и режиссеры

Forbes
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть

Как потребности более высокого уровня влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Глубокоуважаемый вагоноуважатый Глубокоуважаемый вагоноуважатый

По уже Петербургу ездит больше двухсот трамваев, в которых за дорогой следит ИИ

Цифровой океан
Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога

Когда все идет не так, самое главное — сконцентрироваться на себе

Psychologies
Дачный марафон Дачный марафон

Как не превратить дачный отдых в изнуряющий труд?

Лиза
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Открыть в приложении