Уйти ни с чем или остаться
Danone и Carlsberg лишились контроля над своими российскими активами, которые указом президента РФ переданы в управление Росимуществу. Остающиеся пока в России иностранные компании увидели в этом решении новый сигнал бизнесу: либо уходить ни с чем, либо оставаться тут работать
Шок и трепет на продовольственном рынке вызвал указ президента о передаче во временное управление Росимуществу активов двух иностранных компаний: акций российского подразделения французско-голландского холдинга Danone и пивоваренной компании «Балтика», которой владеет шведско-немецкий холдинг Carlsberg Group. В обеих компаниях еще на прошлой неделе были назначены новые генеральные директора. «Балтику» возглавил ее бывший руководитель Таймураз Боллоев, а «Данон Россия» — вице-премьер Чечни и министр сельского хозяйства республики Якуб Закриев.
Указ о введении временного управления в российских «дочках» иностранных компаний появился в апреле 2023 года в ответ на заморозку и изъятие наших активов в недружественных странах. Такое решение — это не национализация предприятий: оно не лишает зарубежных акционеров права собственности, речь идет лишь о введении запрета на управление ею.
Danone и Carlsberg Group, в свою очередь, выразили сожаление и намекнули, что могут оспорить решение правительства в суде. Для участников потребительского рынка это стало полной неожиданностью, тем более что Danone уже готова была продать свой бизнес российским коллегам (правда, заигралась с условиями). Нашла покупателя для «Балтики» и Carlsberg Group. Теперь же никакой ясности по поводу акционерного будущего компаний нет. Однако молоко и пиво, скорее всего, никуда не денутся, а будут производиться на российских заводах, как и прежде.
Сделка с Danone поставлена на паузу
Danone Group — одна из ведущих молочных компаний в мире, а «Данон Россия» — лидер рейтинга отечественных переработчиков молока и крупнейший закупщик сырого молока у сельхозпроизводителей. Компания еще в октябре прошлого года заявила, что намерена оставить свой бизнес в России, и приступила к поискам покупателя с правом обратного выкупа.
Активами «дочки» Danone заинтересовались несколько крупных агрохолдингов; по информации на начало июля, главным претендентом стала компания «ЭкоНива» Штефана Дюрра, которая является крупнейшим производителем сырого молока в стране. Цена сделки не называлась, но активы у «Данон Россия» завидные: 13 заводов в 11 регионах, включая Санкт-Петербург, Краснодарский край и Московскую область. Компания владеет брендами «Простоквашино», Danone, «Активиа», «Тёма», «Растишка», Actimel, «Даниссимо» и еще девятью торговыми наименованиями продукции, в том числе детского питания. За три десятилетия своего присутствия, с 1992 года, компания инвестировала в российские предприятия более 2,5 млрд долларов, а число сотрудников достигло в прошлом году 7000 человек. Несмотря на санкционное давление, выручка «Данон Россия» в 2022 году составила 92,8 млрд рублей, увеличившись на 9,14% год к году, а выручка подразделения «Данон трейд» — 112,7 млрд (+1%). Компания продолжала вкладывать средства и в этом году, заявив в июле, что локализует марку «Активиа», которую теперь будут выпускать в России под названием «АктиБио». Кроме того, были заявлены на регистрацию новые молочные бренды Maximel, Actimunis и Actibifidus.
С 18 июля всем этим имуществом вместо прежнего директора компании «Данон Россия» Чарли Виктора Хенрикуса Каппетти управляет Якуб Закриев, вице-премьер Чечни, министр сельского хозяйства республики и племянник главы Чечни Рамзана Кадырова. Карьера 32-летнего выпускника МГУ Якуба Закриева складывалась стремительно. Всего за несколько лет он успел побывать заместителем руководителя администрации главы и правительства Чечни, управляющим делами главы и правительства республики, первым заместителем министра финансов и руководителем секретариата главы Чечни, первым заместителем председателя правительства республики, а также мэром города Грозного. В 2020 году он занял пост руководителя администрации главы и правительства Чеченской Республики, а в ноябре того же года стал заместителем председателя правительства Чечни — министром агропромышленного комплекса.
Компания Danone 17 июля заявила, что приняла к сведению решение российских властей о передаче управления ее бизнесом Росимуществу и «начала расследовать ситуацию». «14 октября 2022 года Danone запустила процесс передачи контроля над своим бизнесом в России, который продвигался в соответствии с ожидаемым графиком, — сообщается в пресс-релизе компании. — Danone готовится принять все необходимые меры для защиты своих прав как акционера “Данон Россия” и обеспечения непрерывности деятельности бизнеса в интересах всех заинтересованных сторон, в частности ее сотрудников». «Означает ли это, что они будут подавать в суд? Я полагаю, что да, но перспективы у этого дела выглядят очень мутными, — рассуждает генеральный директор “Инфолайн-аналитики” Михаил Бурмистров. — Однако главный вопрос сейчас — зачем так поступать с компаниями, которые не планировали закрывать предприятия и уже, видимо, нашли покупателей? Кроме того, неясно, какие задачи поставлены правительством перед новым генеральным директором “Данон Россия”. Если просто дополнительный контроль за активами, чтобы их не вывели из России, — это одно. Если же начнется принудительная продажа долей российским компаниям, то сделка будет явно под давлением и на невыгодных для нынешних владельцев условиях». Михаил Бурмистров напоминает, что ранее, весной этого года, в госуправление из-за опасений закрытия предприятий передавались только компании энергетического сектора — финская Fortum и немецкая Uniper, которые, впрочем, тоже намеревались продать свои активы, но не успели.
«Прежде компаниям пищевых отраслей позволялось продавать свой бизнес в России и даже выводить валюту за рубеж, — отмечает директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов. — А тут сделка была уже почти подготовлена, и вдруг компанию передают в управление государству. Это сигнал для инвесторов, которых, думаю, склоняют к тому, чтобы они расставались с активами как можно быстрее и в интересах определенного российского бизнеса».
Ранее из страны ушли, найдя покупателей на свои активы, Coca-Cola и McDonald’s; с неохотой, но уступил свои доли по относительно рыночной цене польский владелец сети KFC (ныне снова «Ростикс»). На рынке пищевой продукции из заметных иностранных игроков остались немецкие производители сыров Hochland и Ehrmann, а также «ПепсиКо Холдингс» — второй по оборотам после Danone переработчик молока в стране. «ПепсиКо» ранее заявляла о сохранении и развитии молочного подразделения в стране, чтобы «оставаться верными гуманитарному аспекту бизнеса», а вот свои знаменитые напитки компания ребрендировала для «всемирной неузнаваемости» (вместо Pepsi, 7UP и Mountain Dew в России теперь продаются «Русский дар», «Фрустайл» и «Эвервесс»). «Какое будущее у этих компаний в стране, совершенно неясно, они сейчас изучают обстановку», — полагает Михаил Бурмистров. В пресс-службе «Данон Россия» тем не менее заверили, что все заводы пока работают в штатном режиме, а «решение о переходе предприятий во временное управление не повлияет на финансовый прогноз Danone на 2023 год».
Чего ждать иностранным пивоварам?
Не знают, что сейчас делать, и крупнейшие иностранные пивовары — бельгийско-турецкая АB InBev Efes, немецко-шведская Carlsberg и нидерландская «Объединенные пивоварни Хейнекен», вместе занимающие 70% российского рынка пива. Carlsberg еще в марте прошлого года заявила, что продает свой бизнес в нашей стране, а в июне сообщила, что нашла покупателя, но не назвала его. «Сделка подлежит всестороннему одобрению регулирующими органами в России», — сообщала тогда компания. «Балтика» владеет 40 пивными брендами и заводами в восьми городах, где работают 8400 сотрудников; выручка компании в прошлом году превысила 100,7 млрд рублей. Ранее ее активы в России оценивались в 2,93 млрд долларов, а среди покупателей называли AB InBev Efes и российскую ГК «Черноголовка». Но до сих пор покупатель так и не был назван. «По моим данным, это сам Таймураз Боллоев, который эту компанию создал», — говорит Михаил Бурмистров.
Таймураз Боллоев возглавил «Балтику» еще в 1991 году, до приватизации, когда она включала в себя только один завод, и проработал там до 2004 года, после чего занялся другими видами бизнеса. «При нем “Балтика” стала крупнейшей пивоваренной компанией России, нарастив мощности в 20 раз. Сейчас там выпускается по 500 миллионов литров пенного напитка ежегодно, — рассказывает независимый эксперт алкогольного рынка, член президиума “Опоры России” Алексей Небольсин. — Поэтому назначение Боллоева на пост президента “Балтики” я считаю вполне логичным. Коллектив его хорошо знает и уважает. Не думаю, что он начнет что-то ломать в холдинге, который сам создавал».
В самой Carlsberg Group информацию о том, что на акции дочерней компании претендует Таймураз Боллоев, не подтвердили. А в ответ на решение о передаче «Балтики» в управление выпустили пресс-релиз: компания не получала никакой официальной информации от российских властей относительно президентского указа или его последствий для пивоваренных заводов «Балтика». «Carlsberg Group осуществляет свою деятельность в соответствии с местными правилами и предписаниями в России и считает такое развитие событий неожиданным, — говорится в пресс-релизе. — Группа оценит юридические и операционные последствия такого развития событий и предпримет все необходимые ответные действия». В компании также сообщили, что после продолжительного процесса отделения российского бизнеса от остальной части Carlsberg Group 23 июня 2023 года было подписано соглашение о его продаже при условии одобрения регулирующими органами и выполнения определенных условий в ряде юрисдикций. «В соответствии с президентским указом перспективы этого процесса продажи в настоящее время крайне неопределенны», — отмечают сотрудники компании. Так что судьба этого актива остается неясной до снятия временного управления.
«Новость ускорит продажу иностранными владельцами, которые думали об уходе с российского рынка, своих активов по хотя бы минимально приемлемой стоимости, — уверен Владимир Фомченко, партнер консалтинговой компании НЭО. — В стране достаточно крупных игроков, которые могли бы стать временными держателями соответствующих активов, не дожидаясь введения государственного управления». Что касается тех, кто рынок покидать не планировал, — им придется успокоиться и взвешивать каждое свое заявление о сокращении, приостановке или оптимизации бизнеса: работать по старым правилам с компаниями из недружественных стран наши власти, похоже, больше не собираются.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl