Технологический суверенитет как ключ к трансформации экономики
Механизм Фабрики проектного финансирования позволяет ВЭБу осуществлять по-настоящему долгосрочное кредитование — до двадцати лет. Без этого глубокая модернизация промышленности невозможна
Совет Федерации предложил главе Минпромторга Денису Мантурову закрепить приоритет российской продукции в инвестпроектах. По мнению сенаторов, это необходимо для обеспечения технологической независимости страны. Ведомству также предлагается вместе с Минфином найти необходимое финансирование программы промышленной ипотеки с учетом ее расширения в 2024–2026 годах
Последние пять лет российская экономика активно трансформируется. Каждый новый этап развития — от бума промышленности в 2018–2019 годах до развития городской экономики и целей по достижению технологического суверенитета — требует своих мер поддержки. Как менялись за пять лет приоритеты российского правительства и какой вклад в экономику внесли институты развития?
Промышленный рост
После кризисного 2018-го страну накрыла пандемия, серьезно ограничившая работу предприятий. Тем не менее по итогам 2019 года отечественная промышленность показала рост производства в самых разных отраслях: ТЭКе и металлургии, химической, легкой и пищевой промышленности, машиностроении и лесопромышленном комплексе. Сейчас мы также наблюдаем хорошую статистику по промпроизводству. Его рост в марте в годовом выражении, по словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, составил 1,2%.
Борьба с последствиями пандемии требовала быстрых антикризисных мер. Для этого российское правительство использовало, в частности, инструменты поддержки ВЭБ.РФ. В 2020 году госкорпорация развития предоставила антикризисные гарантии на поддержку бизнеса в объеме более 500 млрд рублей. Благодаря в том числе и этой помощи компании смогли не только пополнить свои оборотные средства, но и продолжить инвестиционные проекты. С 2018 года объем ежегодных выдач кредитов и гарантий ВЭБа для реализации инвестпроектов вырос со 100–150 до 300 млрд рублей и более.
Фабрика проектов
К началу 2023 года объем поддержки российской экономики организациями развития, входящими в периметр ВЭБа, и коммерческими банками составил 11 трлн рублей, а до конца 2024-го он должен достигнуть 17 трлн. Среди уже реализованных проектов — строительство нового терминала аэропорта Нового Уренгоя и химпроизводства в Тюменской области, строительство крупнотоннажных судов в Приморье и Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье. На поддержку обрабатывающей промышленности, критически важной для государства, ВЭБ за пять лет предоставил более триллиона рублей, при этом годовой объем финансирования с 2018 года увеличился более чем в четыре раза.
Один из наиболее востребованных инструментов кредитования крупных проектов в приоритетных отраслях — стартовавшая с приходом в ВЭБ Игоря Шувалова в 2018 году Фабрика проектного финансирования. Через нее заемщики получают средства на основании договоров синдицированного кредита с участием коммерческих банков и ВЭБа. Госкорпорация отбирает потенциальные проекты, участвует в структурировании финансирования и выступает кредитным управляющим в рамках синдиката. Через фабрику реализованы, в частности, такие проекты, как строительство комплекса для перевалки угля в морском порту Ванино, химическое производство в Тульской области, модернизация новосибирского аэропорта Толмачево и создание системы маркировки ряда товаров.
«У Фабрики проектного финансирования несколько ключевых для бизнеса преимуществ», — объясняет руководитель направления «Макроэкономический анализ и финансовые рынки» Центра стратегических разработок Наталья Сафина. Одно из них — долгосрочное сохранение ставок кредитования на неизменном уровне. Плюсы такого подхода ярко проявились в 2022 году, когда ключевая ставка ЦБ временно повысилась до 20%. Эксперты регулярно обращают внимание на необходимость длинных денег в экономике для финансирования крупных и дорогостоящих проектов. Доля долгосрочного финансирования в портфеле корпорации выше, чем у коммерческих банков, и составляет от 10 до 12,5%. «В свете необходимости масштабного импортозамещения во многих отраслях промышленности условие предоставления проектного финансирования на двадцать лет — одна из ключевых потребностей большинства крупнейших инвесторов. Внесение последних изменений в механизм фабрики будет способствовать повышению роли этого инструмента в восстановлении экономики России в ближайшие годы», — добавляет Наталья Сафина.
Недавно кабинет министров внес изменения в работу Фабрики проектного финансирования, сделав этот инструмент еще более привлекательным для бизнеса. Требования к доле собственных средств инвестора снизились: теперь внести можно 15, а не 20%, как раньше. При этом ВЭБ возьмет на себя до 25% инвестиций в проект. У инвесторов также появится возможность заменять кредитное финансирование ВЭБа на предоставление поручительств от госкорпорации. Таким образом, участники программы станут более свободными в выборе условий кредитования. Если собственных средств инвестору все еще не хватает, в рамках фабрики предусмотрен новый механизм — фонды акционерного капитала. Фонды, которые создаются за счет вложений ВЭБ.РФ и банков, смогут предоставлять для инвестпроектов недостающие средства — от 5 до 10% от их стоимости. Запуск фондов позволит профинансировать проекты на сумму от двух триллионов рублей.
На кону технологический суверенитет России
Сейчас, в условиях внешнего давления, государство делает ставку на технологический суверенитет, то есть внедрение и тиражирование российских технологий и их использование в создании новых промпредприятий и выпуске серийной продукции. При этом речь идет не только об импортозамещении, но и о создании продукции, способной конкурировать с западными аналогами.
«Сейчас нужно вкладываться в передовые отрасли, финансировать прорывные разработки. Да, такой подход всегда рискованный, но те проекты, которые получится реализовать, принесут в будущем значительный выигрыш, заложив основу для успешного и эффективного развития страны», — говорит финансовый аналитик Михаил Беляев. «Успех в достижении технологического суверенитета во многом зависит от поддержки малых и средних высокотехнологичных компаний, а также от доступности финансирования для них. Венчурный рынок в России пока находится на ранней стадии развития, и помочь ему сделать рывок сейчас может государство, которое возьмет на себя риски», — отмечает аналитик.
Минэкономразвития предлагает наделить ВЭБ.РФ таким правом на риск, то есть разрешить вкладывать государственные средства в высокорисковые проекты на ранних стадиях. «Текст постановления готов. Надеемся, что он в ближайшее время будет подписан. Главное, что мы будем управлять с инвестором в целом результатом по портфелю, а не на уровне отдельных проектов. При этом убытки по отдельным проектам не будем допускать. Наша ответственность будет, чтобы в целом портфель был безубыточен», — отметил Игорь Шувалов в ходе встречи Владимира Путина с членами «Деловой России» в прошлую пятницу. Госкорпорация может потратить на венчурные инвестиции до 50 млрд рублей, а это треть этого рынка в России в 2021 году. В проект Концепции технологического развития до 2030 года, утвержденной правительством, вошло также предложение ВЭБа о создании технологических холдингов. Они объединят несколько отраслевых технокомпаний с заказчиком, производителем и инвесторами. Таким образом госкорпорация простимулирует привлечение инвестиций в быстрорастущие высокотехнологичные компании и в разработку новых продуктов. Первые проекты, которые ВЭБ намерен запустить в рамках этой инициативы при условии получения права на риск, — это проекты из сфер кибербезопасности, 5G и беспилотной авиации, пояснял ранее Игорь Шувалов.
Кроме того, Минэкономразвития вместе с ЦБ и ВЭБом подготовили таксономию, то есть список проектов технологического суверенитета, которые смогут получить в коммерческих банках более дешевые, чем обычно, кредиты. Таксономия нужна для создания конкурентоспособной промышленной продукции по критически важным направлениям. В списке — конкретные продукты и услуги, необходимые для технологического суверенитета России и структурной адаптации ее экономики, в том числе самолеты, беспилотники, порты, железные дороги и высокоскоростные лифты, которые не производятся в нашей стране.
«ВЭБ.РФ может способствовать положительной трансформации экономики с помощью своих новых проектов. Госкорпорация имеет все шансы стать ключевой структурой в процессе преобразования российской экономики не только количественно, вкладывая большие средства, но и структурно, поощряя отрасли, связанные с научно-техническим прогрессом. Все это обеспечит экономический суверенитет и создаст новые рабочие места, что, в свою очередь, повысит уровень жизни россиян. А это как раз то, к чему стремится любая экономика», — заключает Михаил Беляев.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl