Саар, так и не ставший французским
История борьбы Франции и Германии за Эльзас и Лотарингию хорошо известна. Но есть и зеркальная история: претензии Франции на Саар, пограничные земли Германии вдоль одноимённой реки. В течение недолгого времени Саар даже считался независимым государством, которое успело принять участие в Олимпийских играх.
«Соединённые Штаты не считают, что они могут отказать Франции, которая за 70 лет трижды подвергалась вторжению Германии, в её претензиях на территорию Саара, экономика которого уже давно тесно связана с Францией». Это фрагмент Штутгартской речи госсекретаря США Джеймса Бирнса, выступления, ставшего таким же символом начала холодной войны, как Фултонская речь Черчилля. О претензиях Франции Бирнс говорил в 1948 году. Через девять лет ФРГ выпустила почтовую марку в честь возвращения Саара.
Как и Эльзас, Саар переходил от Германии к Франции и обратно несколько раз. Первый французский период продлился недолго, с 1680 по 1697 год. Второй — ненамного дольше, с 1793 года до падения империи Наполеона. Но главная история началась после Первой мировой войны. По Версальскому договору территория Саарского бассейна перешла под управление Лиги Наций. Повседневную жизнь Саарской области определяла специальная комиссия. А самый лакомый кусочек, угольные шахты, достались Франции. В 1920 году Лига Наций детально определила ближайшее будущее