Как люди в разных странах пытались создать народный автомобиль?

РБКАвто

Народный автомобиль за 500 тыс. руб. Это вообще возможно?

В России предложили создать новый народный автомобиль. Такие попытки предпринимались и раньше, но далеко не все из них оказались успешными

Сергей Иванов

346831091557961.jpg

Политик, бывший председатель Совета Федерации, Сергей Миронов опубликовал на собственном сайте предложение наладить в России производство народных автомобилей. По его задумке, это должна быть машина с 1,5-литровым 100-сильным мотором, механической коробкой передач, двумя подушками безопасности, кондиционером — и все это за 500 тыс. руб.

Политик сразу поясняет, как добиться столь низкой цены — за счет государственной поддержки проекта. Признавая, тем самым, что в условиях рынка построить машину со столь низкой себестоимостью невозможно.

Это далеко не первый проект в истории человечества по постройке народного автомобиля. Autonews.ru вспомнил предыдущие попытки и то, чем они закончились.

Ford Model T

Когда Генри Форд конструировал очередной, уже десятый по счету свой автомобиль, он вовсе не собирался называть его народным. Точнее, он мечтал о популярности своего детища, но видел в этом коммерческую, а не социальную задачу.

346831073254020.jpg
1909 Ford Model T Town Car. autowp.ru

До того момента все автомобили в мире без исключения были очень дорогими и капризными, а воспринимали их скорее не как средство передвижения, а как роскошь, точнее как игрушки для богатых любителей. Как правило, в комплекте к автомобилю обязательно должен был идти механик-водитель.

Роль «народного автомобиля» в первом десятилетии ХХ века выполняла все еще лошадь. И Генри Форд в последствии любил говорить, что если бы он собрал фокус-группу и устроил опрос, то узнал бы, что большинству его будущих клиентов нужна не машина, а лошадь побыстрее.

Главным вкладом Форда в историю мирового автопрома стало тотальное стремление повысить эффективность производства и снизить себестоимость его новой машины — Model T. Именно в этом направлении шла эволюция конструкции.

В 1909 году стоимость Model T составляла 865 долларов, что, с учетом инфляции, сейчас равнялось бы примерно $25 тысячам. Это два миллиона рублей — столько сейчас в России стоят самые дешевые, китайские иномарки.

346831074655876.jpg
1924 Ford Model T 4-Door Sedan. autowp.ru

Однако уже в 1924 году цена на Model T упала до 260 долларов или $4 тысяч по современному курсу. Это 320 тысяч рублей, даже дешевле, чем предлагает Сергей Миронов. Но настоящим изобретением, сделавшим Model T народным автомобилем, стало решение Генри Форда вдвое повысить зарплаты на своих заводах. Опять же, сделал он это не из гуманных соображений. Тем самым, он вынудил соседние фабрики также поднять зарплаты, чтобы рабочие не переходили к Форду, а в итоге создал в Америке тот самый средний класс — большое количество людей, которые могли позволить себе купить автомобиль Ford.

Как итог — более 15 миллионов проданных автомобилей Model T. Отличный результат даже по современном меркам. А к началу 1920-х это означало, что более половины всех машин на дорогах мира были одной марки — Ford.

Чем все закончилось

Увы, такой успех чуть не обернулся крахом всей компании. Генри Форд годами не хотел и слышать о разработке более современных моделей, продолжая работу только над упрощением и удешевлением своего бестселлера. Тем временем конкуренты, объединившиеся в концерн General Motors, переняли многие производственные методы Форда, инвестировали как раз в обновление модельного ряда. И потихоньку начали нагонять Ford.

Генри Форд попытался исправить ситуацию в конце 1920-х, также обновив модельный ряд, но в этот момент началась Великая депрессия. И спустя десятилетие компания Ford оказалась почти разорена. Спасти ее удалось фактически только благодаря военным заказам в годы Второй мировой войны. Однако Ford навсегда утратил титул крупнейшего автоконцерна не только в мире, но и в США.

346831076636474.jpg
1927 Ford Model T Coupe. autowp.ru

Volkswagen Beetle

Одна из первых попыток целенаправленно создать народный автомобиль была предпринята в 1930-е годы. И придумал такую машину австрийский конструктор Ганс Ледвинка, правда сам он и не подозревал о ее дальнейшей судьбе.

Ледвинка был конструктором компании Tatra, расположенной в Маравии, бывшей тогда частью Австро-Венгерской империи. После Первой мировой войны территория вошла в независимую Чехословакию, но Ледвинка остался и продолжил конструирование автомобилей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

И снова Кипренский И снова Кипренский

Атрибуция каждого произведения Кипренского — настоящее событие

Дилетант
Как Южная Корея ищет баланс между Китаем, Россией и США Как Южная Корея ищет баланс между Китаем, Россией и США

Как Южная Корея пытается сохранить хорошие отношения со всеми странами

Forbes
6 книг в жанре фэнтези, от которых невозможно оторваться 6 книг в жанре фэнтези, от которых невозможно оторваться

Книги жанра фэнтези, которые ценители не должны оставить без внимания

ТехИнсайдер
«Чувствовала себя не в своей тарелке»: звезда сериала «Клуб» Катя Кабак призналась, почему вернулась из Лондона в Москву «Чувствовала себя не в своей тарелке»: звезда сериала «Клуб» Катя Кабак призналась, почему вернулась из Лондона в Москву

Катя Кабак поняла, что жизнь в стране с другим менталитетом ей не подходит

VOICE
Мобилизация по-екатеринински Мобилизация по-екатеринински

Как беспрецедентный рекрутский набор помог России в войне с Турцией

Дилетант
«Дипломатка»: история о женщине, которая способна решать мировые кризисы «Дипломатка»: история о женщине, которая способна решать мировые кризисы

Что делает историю о дипломатических интригах в лондонских кабинетах интересной

Forbes
Инженеры сделали физически точную модель океанических течений Инженеры сделали физически точную модель океанических течений

Эта модель пригодится для прогноза погоды и поиска загрязнений в океане

N+1
Как помочь пожилым родителям найти себя на пенсии: чем их занять и как поддержать Как помочь пожилым родителям найти себя на пенсии: чем их занять и как поддержать

Как ухаживать за родителями, чтобы опека не превращалась в тиранию?

Psychologies
Популярность позитивной музыки возросла при потеплении и снизилась в дождь Популярность позитивной музыки возросла при потеплении и снизилась в дождь

Как связаны музыка и погода?

N+1
Виктор Сухоруков Виктор Сухоруков

Актер Виктор Сухоруков — о 90-х и сериале «Мир! Дружба! Жвачка!»

Собака.ru
Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше

Почему не нужно бояться фильмов Ингмара Бергмана?

Правила жизни
Tiny Bro из рода Tiguan. Тест-драйв Volkswagen Taos AWD 2023 года Tiny Bro из рода Tiguan. Тест-драйв Volkswagen Taos AWD 2023 года

Мы наконец-то получили шанс протестировать Volkswagen Taos AWD 2023 года

4x4 Club
Как одеваться мужчине, чтобы скрыть живот: пять ключевых правил Как одеваться мужчине, чтобы скрыть живот: пять ключевых правил

Как одеваться, чтобы живот стал харизматичным элементом имиджа

Maxim
Правила жизни Ильи Кабакова Правила жизни Ильи Кабакова

Правила жизни советского и американского художника-концептуалиста Ильи Кабакова

Правила жизни
Возраст олдувайских артефактов из Алжира оценили примерно в 1,77 миллиона лет Возраст олдувайских артефактов из Алжира оценили примерно в 1,77 миллиона лет

Ученые датировали находки из памятника Айн-Ханех

N+1
Можно ли использовать ИИ в медицине и здравоохранении? Пока — нет Можно ли использовать ИИ в медицине и здравоохранении? Пока — нет

Комплексная этическая основа для использования ИИ в здравоохранении и медицине

ТехИнсайдер
Один фут — и она «супер» Один фут — и она «супер»

Грань, разделяющая суперъяхту и просто крупное прогулочное судно, весьма условна

Y Magazine
Чтение информационных табличек повысило привлекательность картин Чтение информационных табличек повысило привлекательность картин

У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки

N+1
Человек, улетевший в космос из своей комнаты: что рассказал миру Илья Кабаков Человек, улетевший в космос из своей комнаты: что рассказал миру Илья Кабаков

Илья Кабаков — самый известный и успешный российский современный художник

Forbes
Легенды без награды: ты удивишься, узнав, что эти звезды первой величины никогда не получали Легенды без награды: ты удивишься, узнав, что эти звезды первой величины никогда не получали

Собрали несколько ярких примеров актеров, которые так и не получили «Оскар»

VOICE
«Не приучайте к самостоятельности»: как вырастить маменькиного сынка — 5 вредных советов «Не приучайте к самостоятельности»: как вырастить маменькиного сынка — 5 вредных советов

Как сделать все, чтобы ваш сын не мог от вас съехать в будущем?

Psychologies
Прощайте, Красный Диор и русский Карден: как судьба связала Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина - двух королей моды Прощайте, Красный Диор и русский Карден: как судьба связала Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина - двух королей моды

Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин: какую роль сыграл в их жизни фатум?

VOICE
Фавориты и фаворитки Фавориты и фаворитки

Самые знаменитые фавориты и фаворитки

Дилетант
Японские машины JDM: что это за феномен и откуда он взялся Японские машины JDM: что это за феномен и откуда он взялся

JDM-машины — это легковые автомобили, производившиеся в Японии в 1990-х годах

РБК
Виталий Терлецкий Виталий Терлецкий

Виталий Терлецкий — талантливый комиксист, один из тех, кто развивает индустрию

Правила жизни
Чтение выходного дня: фрагменты из книги «Типа панки. Опыты индивидуализма и неподчинения в СССР» Миши Бастера Чтение выходного дня: фрагменты из книги «Типа панки. Опыты индивидуализма и неподчинения в СССР» Миши Бастера

Несколько ярких отрывков из книги «Типа панки» Миши Бастера

Правила жизни
«Внимание! Говорит Москва!»: почему Гитлер всем сердцем ненавидел Юрия Левитана? «Внимание! Говорит Москва!»: почему Гитлер всем сердцем ненавидел Юрия Левитана?

Никто еще не знал, что вскоре этот зычный голос будут слушать миллионы людей

ТехИнсайдер
Палеонтологи подтвердили существование муста у мамонтов Палеонтологи подтвердили существование муста у мамонтов

Самцы мамонтов, как и современные слоны, были способны испытывать муст

N+1
Экспериментальный препарат защитил мозг мышей от ВИЧ-инфекции Экспериментальный препарат защитил мозг мышей от ВИЧ-инфекции

Молекула преодолела гематоэнцефалический барьер

N+1
«Смерть в большом городе». Почему человек боится умереть и как с этим жить «Смерть в большом городе». Почему человек боится умереть и как с этим жить

Почему человечеству так и не удалось победить страх смерти

СНОБ
Открыть в приложении