Народный автомобиль за 500 тыс. руб. Это вообще возможно?
В России предложили создать новый народный автомобиль. Такие попытки предпринимались и раньше, но далеко не все из них оказались успешными
Политик, бывший председатель Совета Федерации, Сергей Миронов опубликовал на собственном сайте предложение наладить в России производство народных автомобилей. По его задумке, это должна быть машина с 1,5-литровым 100-сильным мотором, механической коробкой передач, двумя подушками безопасности, кондиционером — и все это за 500 тыс. руб.
Политик сразу поясняет, как добиться столь низкой цены — за счет государственной поддержки проекта. Признавая, тем самым, что в условиях рынка построить машину со столь низкой себестоимостью невозможно.
Это далеко не первый проект в истории человечества по постройке народного автомобиля. Autonews.ru вспомнил предыдущие попытки и то, чем они закончились.
Ford Model T
Когда Генри Форд конструировал очередной, уже десятый по счету свой автомобиль, он вовсе не собирался называть его народным. Точнее, он мечтал о популярности своего детища, но видел в этом коммерческую, а не социальную задачу.
До того момента все автомобили в мире без исключения были очень дорогими и капризными, а воспринимали их скорее не как средство передвижения, а как роскошь, точнее как игрушки для богатых любителей. Как правило, в комплекте к автомобилю обязательно должен был идти механик-водитель.
Роль «народного автомобиля» в первом десятилетии ХХ века выполняла все еще лошадь. И Генри Форд в последствии любил говорить, что если бы он собрал фокус-группу и устроил опрос, то узнал бы, что большинству его будущих клиентов нужна не машина, а лошадь побыстрее.
Главным вкладом Форда в историю мирового автопрома стало тотальное стремление повысить эффективность производства и снизить себестоимость его новой машины — Model T. Именно в этом направлении шла эволюция конструкции.
В 1909 году стоимость Model T составляла 865 долларов, что, с учетом инфляции, сейчас равнялось бы примерно $25 тысячам. Это два миллиона рублей — столько сейчас в России стоят самые дешевые, китайские иномарки.
Однако уже в 1924 году цена на Model T упала до 260 долларов или $4 тысяч по современному курсу. Это 320 тысяч рублей, даже дешевле, чем предлагает Сергей Миронов. Но настоящим изобретением, сделавшим Model T народным автомобилем, стало решение Генри Форда вдвое повысить зарплаты на своих заводах. Опять же, сделал он это не из гуманных соображений. Тем самым, он вынудил соседние фабрики также поднять зарплаты, чтобы рабочие не переходили к Форду, а в итоге создал в Америке тот самый средний класс — большое количество людей, которые могли позволить себе купить автомобиль Ford.
Как итог — более 15 миллионов проданных автомобилей Model T. Отличный результат даже по современном меркам. А к началу 1920-х это означало, что более половины всех машин на дорогах мира были одной марки — Ford.
Чем все закончилось
Увы, такой успех чуть не обернулся крахом всей компании. Генри Форд годами не хотел и слышать о разработке более современных моделей, продолжая работу только над упрощением и удешевлением своего бестселлера. Тем временем конкуренты, объединившиеся в концерн General Motors, переняли многие производственные методы Форда, инвестировали как раз в обновление модельного ряда. И потихоньку начали нагонять Ford.
Генри Форд попытался исправить ситуацию в конце 1920-х, также обновив модельный ряд, но в этот момент началась Великая депрессия. И спустя десятилетие компания Ford оказалась почти разорена. Спасти ее удалось фактически только благодаря военным заказам в годы Второй мировой войны. Однако Ford навсегда утратил титул крупнейшего автоконцерна не только в мире, но и в США.
Volkswagen Beetle
Одна из первых попыток целенаправленно создать народный автомобиль была предпринята в 1930-е годы. И придумал такую машину австрийский конструктор Ганс Ледвинка, правда сам он и не подозревал о ее дальнейшей судьбе.
Ледвинка был конструктором компании Tatra, расположенной в Маравии, бывшей тогда частью Австро-Венгерской империи. После Первой мировой войны территория вошла в независимую Чехословакию, но Ледвинка остался и продолжил конструирование автомобилей.