Российское судостроение переключается на свое электричество
Уход иностранных производителей систем электродвижения для судов дал шанс российским компаниям. И они не преминули им воспользоваться

Вближайшие годы отечественные судостроители должны резко нарастить производство судов. Перспективный план до 2035 года предусматривает спуск на воду до 1000 судов различного назначения. Задача усложняется еще и тем, что значительная часть оборудования, которым ранее комплектовались суда, было иностранного производства. В том числе системы электродвижения.
Два года назад «Эксперт» рассказывал о том, что концерн «Русэлпром» изготовил и испытал опытный образец электрической движительно-рулевой колонки (ЭДРК) мощностью 6,5 МВт (см. «К перехвату управления движением готовы!», «Эксперт», № 21 за 2021 год). До этого в России такие машины не производились, а отечественные суда оснащались движительно-рулевыми колонками (ДРК) иностранного производства. ДРК заменяет собой гребной винт и рулевую машину: винт установлен непосредственно на колонке, которая расположена под днищем судна и может вращаться вокруг своей оси, что позволяет существенно повысить маневренность.
ДРК бывают как электрические, когда электродвигатель находится внутри гондолы, так и механические, где вращательное усилие на винт передается от двигателя, находящегося внутри корпуса судна, посредством механической передачи.
Освоение производства ЭДРК, получение необходимых компетенций, позволило «Русэлпрому» сделать следующие шаги в части создания продуктов для судостроения.
О том, как обстоят дела в этой сфере деятельности сейчас, «Эксперту» рассказал генеральный директор входящей в концерн компании «Русэлпром — Морские системы» Максим Свиридов.
— Мы заключили первый контракт на изготовление колонок для конкретного судна. Уже получен аванс, ведется разработка и закупаются материалы. Это две колонки мощностью 3,5 мегаватта каждая для судна проекта MPSV06 (многофункциональное аварийно-спасательное судно, строится на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. — «Эксперт»). Соответственно, мы работаем в полной кооперации с ОСК. Корпорация выстроила систему работы с ключевыми поставщиками. За пропульсивные комплексы (силовой комплекс механизмов и устройств, предназначенный для обеспечения движения судна. — «Эксперт») в ней отвечает компания «ОСК-Движение», с которой мы работаем. Ее задача — выбирать проверенных поставщиков, работать с ними и с точки зрения комплексной поставки добавлять свои изделия и получать пропульсию всего судна. Работают они профессионально, знают проект, знают, что им нужно от нас. И сейчас мы находимся в стадии подписания с ними еще одного контракта на две колонки.
— Ваша первая электрическая движительно-рулевая колонка имеет мощность 6,5 мегаватта. Мощность новых колонок меньше. Вы их заново проектируете?
— Основные решения будут взяты из ЭДРК-6,5. Но будут и новые. Например, мы ушли от обитаемой колонки. Если внутрь первой можно попасть, чтобы провести ее обслуживание, то колонка на 3,5 мегаватта меньше, и потому мы сделали ее необитаемой, применив ряд технических решений, которые обеспечивают ее автономность: необслуживаемые подшипники, асинхронный двигатель. Служить эта колонка будет столько же, сколько и само судно. По нашим расчетам, гидродинамический КПД у этой колонки выше, чем у аналогичной от ABB (шведско-швейцарская корпорация, мировой лидер в производстве электроприводов, в том числе для судостроения. — «Эксперт»), которая изначально была вписана в проект судна.
— Какой срок у вас на производство колонки отведен?
— Мы должны будем сдать колонку в 2024 году. Это довольно динамично.
— Успеете?
— Честно говоря, мы проектировать эту колонку давно начали. Пока ждали контракта. В чем и прелесть работы с центрами компетенций ОСК — это планирование. Они говорят: «Через два года нам нужна будет вот такая пропульсия. Вы, пожалуйста, подготовьтесь». Раньше такое было невозможно. Поэтому мы спокойно получили задание от «ОСК-Движение» полтора года назад и начали подготовку. К моменту подписания контракта мы уже четко понимали себестоимость, четко понимали конструкцию.
— Компания ABB ушла из России совсем?
— Мы не видим ее активности на рынке.
— И какие перспективы вы для себя видите в связи с этим?
— Мы видим, что на ряде проектов, где ABB присутствовала, судостроители запросили у нас предложение. Мы их выдали, проработали технику, готовимся к поставке.
— Сколько колонок вы предполагаете поставить?
— Реальный объем, который мы планируем законтрактовать в этом году, — в районе восьми штук. Мощность колонок — до 6,5 мегаватта. Есть проект, где нужна будет такая мощная колонка.
Не конкурент, а партнер
— Есть завод по производству винторулевых колонок «Сапфир», который действует при судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае. Вы с ним работаете?
— Да, работаем. Они изготавливают более мощные колонки — 15 мегаватт. Государство помогло локализовать оборудование для этой колонки, мы выиграли субсидию и изготавливаем для нее комплектующие: статоры, роторы, гидротокопереходы, преобразователи частоты.
— Большая субсидия?
— Достаточная, скажем так, для изготовления опытного образца. К концу года мы изготовим статор-ротор, гидротокопереход и сможем укомплектовать опытную колонку.
— «Сапфир» сделает опытную колонку с вашими комплектующими, испытает и потом, возможно, вы станете для них поставщиком изделий?
— Мы на это рассчитываем.
— И на сколько рассчитываете?
— На столько, сколько газовозов «Звезда» намерена построить. Так что рынок для нас расширился, но мы к этому готовились: создали конструкторское бюро, стенд, разработали и изготовили опытный образец. Самое главное — мы базировались изначально на российских комплектующих.