Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов

ЭкспертБизнес

Сухогрузы ставят на конвейер

Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов проекта RSD59 класса «река—море»

Сергей Куликов

К 2022 году количество сухогрузов проекта RSD59 нижегородского производства будет доведено до 40 единиц. Михаил Солунин/ТАСС

Потребность России в сухогрузах класса «река — море» на ближайшие десять лет оценивается примерно в 270 штук. По оценке Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая выступает заказчиком в том числе и этих судов, российские судостроительные предприятия в состоянии закрыть эту потребность.

По заказу ГТЛК на нижегородском заводе «Красное Сормово» заложили первое судно из крупной серии транспортников проекта RSD59 — весной предприятие выиграло соответствующий конкурс на поставку лизинговой компании 11 этих судов. Общая сумма контракта — 12,87 млрд рублей. Срок его выполнения — 2022 год.

Начало его реализации позволит загрузить мощности на ближайшее время, отмечают на предприятии, входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). С одной стороны, 11 судов — серия крупная, с другой — сормовцы настолько преуспели в оптимизации и повышении производительности труда, что резко сократили сроки строительства.

Сами себе оптимизаторы

С 2017 года сормовская верфь построила уже 29 судов проекта RSD59, это рекорд для российских предприятий.

Суда этого проекта, обладающие хорошей маневренностью и большой вместимостью трюма, предназначены для плавания в прибрежных и внутренних водах России. Они служат для перевозки генеральных (штучных и упакованных) и навалочных грузов, пиломатериалов, круглого леса, металла и металлолома и т. д.

Спрос на них есть: в ГТЛК заявили, что у компании «есть понимание по возможным лизингополучателям судов этой серии, но называть их считаем преждевременным».

Аналогичные сухогрузы строятся и на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (тоже входит в ОСК), однако с нижегородцами по объемам им не сравниться. Возможно, связано это с тем, что на нижегородском предприятии сумели серьезно оптимизировать производство. «Благодаря внедрению производственной системы, отличной организации труда нижегородцы смогли сократить срок нахождения судна на стапеле, что позволило им нарастить выпуск сухогрузов и существенно снизить их себестоимость, сохранив при этом отличное качество и не затягивая сроки», — заявил на церемонии закладки первого судна генеральный директор ОСК Алексей Рахманов.

На предприятии с 2018 года выстраивается производственная система, основанная на принципах бережливого производства. Программа повышения производительности труда рассчитана до 2025 года. В ходе ее реализации удалось сократить срок изготовления днищевой секции судна почти в два раза. Кроме того, оптимизации подверглись склад стали, корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный участок.

Гендиректор «Красного Сормова» Михаил Першин заявляет, что его предприятие сегодня может строить одновременно десять судов, а срок строительства одного сухогруза снижен с девяти до шести месяцев.

Это позволило предприятию побороться и за другие заказы, за выполнение которые оно ранее не бралось: «Красное Сормово» выиграло тендер на строительство серии из пяти судов-краболовов проекта КСП01.

«Конечно, судно-краболов имеет определенную специфику — все-таки это не сухогруз или танкер, к строительству которых мы привычны, — отметил заместитель гендиректора по производству Олег Тюкаев. — Оно более технологично, к тому же здесь будет размещаться полноценная фабрика, которая позволяет отгружать на берег готовую продукцию — крабы». Тем не менее строительство идет по графику первый краболов готов уже на 30%, второй от него немного отстает, третий находится на стадии заготовки металла, а всю пятерку серии планируется сдать заказчику — Северо-Западному рыбопромышленному консорциуму (СЗРК) — в 2025 году.

«Красное Сормово» активно осваивает новую для себя продукцию — краболовы

Кто на новенького

В ГТЛК полагают, что спрос в этом сегменте промышленности сохранится на ближайшие годы, а то и десятилетия. Как отметили в компании, возраст почти 60% судов сухогрузного флота России преимущественно составляет от 27 до 47 лет, а средний достигает 40 лет. Кроме того, в среднем нормативный срок эксплуатации превышен более чем у 80% эксплуатируемых в настоящее время сухогрузов. Ежегодно из эксплуатации выводится около 90 сухогрузов, и, по прогнозам аналитиков, до 2025 года объем выбытия составит до 100 судов в год, а с 2026 года возрастет до 110–130 единиц.

«Текущий объем заказов позволяет перекрыть базовую потребность в новых судах на ближайшие два года, — пояснили “Эксперту” в ГТЛК. — Партнерами ГТЛК является широкий пул российских верфей, которые строят по нашему заказу суда, — это “Красное Сормово”, “Окская судоверфь”, Невский ССЗ, “Нефтефлот” и другие». Качество исполнения, цена и сроки, которые предлагают отечественные производители, ГТЛК в целом устраивают. За исключением одного «но»: «Иногда на производителей сильное воздействие оказывают внешние факторы, которые приводят к задержкам в строительстве». Проще говоря, наши производители по-прежнему серьезно зависят от зарубежных поставщиков, которые в любой момент могут отказать в поставке необходимых комплектующих, ссылаясь на санкции и запрет на поставку продукции двойного назначения.

Тем не менее на строящиеся суда, в том числе те, которые сходят со стапелей «Красного Сормова», ставятся иностранные двигательные установки.

В беседе с «Экспертом» Михаил Першин посетовал, что зачастую ему как изготовителю приходится выполнять пожелания заказчика.

«Взять тот же судно-краболов, на котором процент российского оборудования будет очень низким, — пояснил руководитель завода. — Дело в том, что первое судно этого типа наш заказчик построил в Турции с использованием западного оборудования, и поэтому суда этой серии он желает получить именно с этой “начинкой”».

Отметим, что ситуация с «турецким» краболовом оказалась довольно неприятной. Немецкий поставщик отказался поставлять двигатели MAN из-за санкций, в итоге пришлось в спешном порядке менять их на финские Wärtsilä.

Таким образом, на остальные суда этой серии будут поставлены именно финские дизели.

При этом вряд ли этот факт стоит объяснять недоверием именно к российской технике. «В данном конкретном случае заказчик прямо объясняет, что единообразное оборудование ему необходимо для повышения уровня ремонтопригодности своих судов», — отметил Першин.

Тем не менее на гражданские суда, сходящие с сормовских стапелей, ставятся преимущественно иностранные двигатели. «Это, прежде всего, агрегаты компании Wärtsilä (Финляндия), Scania, Volvo (Швеция), Yanmar (Япония) и другие», — пояснил Михаил Першин. При этом его завод всегда открыт для конкуренции и различных тендеров, в ходе которых отечественные производители могли бы при желании предоставить аналогичное по качеству и ценам оборудование. «Более того, у нас в приоритете приобретение отечественного оборудования, — отмечает Першин. — Но, к сожалению, пока на российском рынке требуемого оборудования, прежде всего главных двигателей, нет».

По его словам, к 2025 году на предприятии планируется достичь уровня в 50% отечественного оборудования на гражданских судах. И даже есть соответствующая программа — лишь бы заказы на эти суда были стабильны.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отпусти нас, эквайринг! Отпусти нас, эквайринг!

Зачем Банк России хочет допустить на платежный рынок всех желающих

Эксперт
Гидроразрывы заподозрили в повышении солености поверхностных вод Гидроразрывы заподозрили в повышении солености поверхностных вод

Метод гидроразрыва может быть связан с уровнем солености поверхностных вод

N+1
Бедные англичане остановятся на «Светофоре» Бедные англичане остановятся на «Светофоре»

Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании

Эксперт
ДТП вековой давности: история одного фото ДТП вековой давности: история одного фото

В ч/б и в цвете — можно рассмотреть все детали

Вокруг света
Цербер Святой Елены Цербер Святой Елены

Кем был генерал Хадсон Лоу?

Дилетант
«Идите к своей цели, никогда никого не слушайте и ни на кого не равняйтесь» «Идите к своей цели, никогда никого не слушайте и ни на кого не равняйтесь»

Ольга Нестеренко — известная модель, которая пробует себя в актерстве

OK!
Путь «диктатора» Путь «диктатора»

Почему князь Трубецкой не пришёл на Сенатскую площадь?

Дилетант
Любит распродажи и выпивает в барах: секреты «нормальной» жизни Кейт Миддлтон Любит распродажи и выпивает в барах: секреты «нормальной» жизни Кейт Миддлтон

Поступки герцогини Кембриджской доказывают, что она скучает по обычной жизни

Cosmopolitan
Роботы отправляются в мусор Роботы отправляются в мусор

Применение ИИ позволяет в разы уменьшить стоимость сортировки отходов

Эксперт
Самвел Мужикян. Положительный герой Самвел Мужикян. Положительный герой

"Вот поэтому я Нагиев, а ты по-прежнему Мужикян"

Коллекция. Караван историй
«Смотри на любую ситуацию со знаком плюс, и у тебя все получится». Владимир Канухин о съемках в комедийном сериале «Миллионер из Балашихи» «Смотри на любую ситуацию со знаком плюс, и у тебя все получится». Владимир Канухин о съемках в комедийном сериале «Миллионер из Балашихи»

Прогулка по Балашихе с актером Владимиром Канухиным

СНОБ
«Те, кто делает коммодитиз, просто туда не идут» «Те, кто делает коммодитиз, просто туда не идут»

Интервью с Сергеем Чикаловым, заместителем генерального директора ТМК

Эксперт
Почему мы не можем оторваться от любимого сериала Почему мы не можем оторваться от любимого сериала

Почему сериалы так сильно действуют на нас

Psychologies
Секс на твоей территории: 6 нюансов, о которых стоит подумать заранее Секс на твоей территории: 6 нюансов, о которых стоит подумать заранее

Собираешься пригласить девушку к себе? Несколько советов, как подготовиться

Playboy
«Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» «Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»

Как мозг — поврежденный и здоровый — определяет наше восприятие внешнего мира

N+1
Самые странные предвыборные выходки депутатов: от оскорблений чувств верующих до пародий на Little Big Самые странные предвыборные выходки депутатов: от оскорблений чувств верующих до пародий на Little Big

Чем депутаты занимаются в свободное от работы время?

Maxim
Мужчина слишком привязан к матери: как это вычислить и что делать? Мужчина слишком привязан к матери: как это вычислить и что делать?

Как вовремя понять, что мужчина чересчур привязан к своей матери?

Psychologies
Археологи нашли в Лестере древнеримскую рукоять с изображением сцены казни Археологи нашли в Лестере древнеримскую рукоять с изображением сцены казни

Археологи обнаружили в Лестере древнеримскую рукоять ключа из медного сплава

N+1
Ультрахолодным молекулам продлили жизнь с помощью микроволнового излучения Ультрахолодным молекулам продлили жизнь с помощью микроволнового излучения

Увеличение времени жизни ультрахолодных молекул

N+1
Никита Сергеевич никого не добивал. Леонид Млечин: «Никита Хрущев» Никита Сергеевич никого не добивал. Леонид Млечин: «Никита Хрущев»

Каким человеком был Хрущев и что он сделал для страны

СНОБ
Древние китайцы первыми в мире начали чеканить бронзовые деньги в виде лопаток Древние китайцы первыми в мире начали чеканить бронзовые деньги в виде лопаток

Возраст древних находок более 2500 лет

N+1
Англичанка не знала, что беременна, и неожиданно родила прямо в спальне Англичанка не знала, что беременна, и неожиданно родила прямо в спальне

Иногда будущие мамы вплоть до самых родов не замечают, что находятся в положении

Psychologies
Оптимизм продлевает жизнь. Можно ли его в себе развить? Оптимизм продлевает жизнь. Можно ли его в себе развить?

Позитивный взгляд на жизнь помогает решать проблемы и улучшает здоровье

Psychologies
С какого возраста ребенку нужно спать отдельно от родителей? С какого возраста ребенку нужно спать отдельно от родителей?

Когда ребенку пора спать в своей кровати?

Psychologies
Амбиверты: кто это такие и как понять, что вы один из них Амбиверты: кто это такие и как понять, что вы один из них

Амбиверты — люди, находящиеся между экстраверсией и интроверсией

Psychologies
Правила жизни Николая Валуева Правила жизни Николая Валуева

Правила жизни боксера Николая Валуева

Esquire
Отказ от курения: что будет со здоровьем через день, неделю, год без сигарет Отказ от курения: что будет со здоровьем через день, неделю, год без сигарет

При отказе от курения изменения наступают уже спустя несколько часов!

Cosmopolitan
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Подзаборная политика. Как из мигрантов делают оружие Подзаборная политика. Как из мигрантов делают оружие

Европейцы обвиняют Александра Лукашенко в целенаправленном экспорте мигрантов

СНОБ
Ниже ростом, но худее: удастся ли дочери Хайди Клум повторить ее успех Ниже ростом, но худее: удастся ли дочери Хайди Клум повторить ее успех

Хайди Клум многое сделала для того, чтобы ее дочь Ленни стала героиней глянца

Cosmopolitan
Открыть в приложении