Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов

ЭкспертБизнес

Сухогрузы ставят на конвейер

Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов проекта RSD59 класса «река—море»

Сергей Куликов

К 2022 году количество сухогрузов проекта RSD59 нижегородского производства будет доведено до 40 единиц. Михаил Солунин/ТАСС

Потребность России в сухогрузах класса «река — море» на ближайшие десять лет оценивается примерно в 270 штук. По оценке Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая выступает заказчиком в том числе и этих судов, российские судостроительные предприятия в состоянии закрыть эту потребность.

По заказу ГТЛК на нижегородском заводе «Красное Сормово» заложили первое судно из крупной серии транспортников проекта RSD59 — весной предприятие выиграло соответствующий конкурс на поставку лизинговой компании 11 этих судов. Общая сумма контракта — 12,87 млрд рублей. Срок его выполнения — 2022 год.

Начало его реализации позволит загрузить мощности на ближайшее время, отмечают на предприятии, входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). С одной стороны, 11 судов — серия крупная, с другой — сормовцы настолько преуспели в оптимизации и повышении производительности труда, что резко сократили сроки строительства.

Сами себе оптимизаторы

С 2017 года сормовская верфь построила уже 29 судов проекта RSD59, это рекорд для российских предприятий.

Суда этого проекта, обладающие хорошей маневренностью и большой вместимостью трюма, предназначены для плавания в прибрежных и внутренних водах России. Они служат для перевозки генеральных (штучных и упакованных) и навалочных грузов, пиломатериалов, круглого леса, металла и металлолома и т. д.

Спрос на них есть: в ГТЛК заявили, что у компании «есть понимание по возможным лизингополучателям судов этой серии, но называть их считаем преждевременным».

Аналогичные сухогрузы строятся и на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (тоже входит в ОСК), однако с нижегородцами по объемам им не сравниться. Возможно, связано это с тем, что на нижегородском предприятии сумели серьезно оптимизировать производство. «Благодаря внедрению производственной системы, отличной организации труда нижегородцы смогли сократить срок нахождения судна на стапеле, что позволило им нарастить выпуск сухогрузов и существенно снизить их себестоимость, сохранив при этом отличное качество и не затягивая сроки», — заявил на церемонии закладки первого судна генеральный директор ОСК Алексей Рахманов.

На предприятии с 2018 года выстраивается производственная система, основанная на принципах бережливого производства. Программа повышения производительности труда рассчитана до 2025 года. В ходе ее реализации удалось сократить срок изготовления днищевой секции судна почти в два раза. Кроме того, оптимизации подверглись склад стали, корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный участок.

Гендиректор «Красного Сормова» Михаил Першин заявляет, что его предприятие сегодня может строить одновременно десять судов, а срок строительства одного сухогруза снижен с девяти до шести месяцев.

Это позволило предприятию побороться и за другие заказы, за выполнение которые оно ранее не бралось: «Красное Сормово» выиграло тендер на строительство серии из пяти судов-краболовов проекта КСП01.

«Конечно, судно-краболов имеет определенную специфику — все-таки это не сухогруз или танкер, к строительству которых мы привычны, — отметил заместитель гендиректора по производству Олег Тюкаев. — Оно более технологично, к тому же здесь будет размещаться полноценная фабрика, которая позволяет отгружать на берег готовую продукцию — крабы». Тем не менее строительство идет по графику первый краболов готов уже на 30%, второй от него немного отстает, третий находится на стадии заготовки металла, а всю пятерку серии планируется сдать заказчику — Северо-Западному рыбопромышленному консорциуму (СЗРК) — в 2025 году.

«Красное Сормово» активно осваивает новую для себя продукцию — краболовы

Кто на новенького

В ГТЛК полагают, что спрос в этом сегменте промышленности сохранится на ближайшие годы, а то и десятилетия. Как отметили в компании, возраст почти 60% судов сухогрузного флота России преимущественно составляет от 27 до 47 лет, а средний достигает 40 лет. Кроме того, в среднем нормативный срок эксплуатации превышен более чем у 80% эксплуатируемых в настоящее время сухогрузов. Ежегодно из эксплуатации выводится около 90 сухогрузов, и, по прогнозам аналитиков, до 2025 года объем выбытия составит до 100 судов в год, а с 2026 года возрастет до 110–130 единиц.

«Текущий объем заказов позволяет перекрыть базовую потребность в новых судах на ближайшие два года, — пояснили “Эксперту” в ГТЛК. — Партнерами ГТЛК является широкий пул российских верфей, которые строят по нашему заказу суда, — это “Красное Сормово”, “Окская судоверфь”, Невский ССЗ, “Нефтефлот” и другие». Качество исполнения, цена и сроки, которые предлагают отечественные производители, ГТЛК в целом устраивают. За исключением одного «но»: «Иногда на производителей сильное воздействие оказывают внешние факторы, которые приводят к задержкам в строительстве». Проще говоря, наши производители по-прежнему серьезно зависят от зарубежных поставщиков, которые в любой момент могут отказать в поставке необходимых комплектующих, ссылаясь на санкции и запрет на поставку продукции двойного назначения.

Тем не менее на строящиеся суда, в том числе те, которые сходят со стапелей «Красного Сормова», ставятся иностранные двигательные установки.

В беседе с «Экспертом» Михаил Першин посетовал, что зачастую ему как изготовителю приходится выполнять пожелания заказчика.

«Взять тот же судно-краболов, на котором процент российского оборудования будет очень низким, — пояснил руководитель завода. — Дело в том, что первое судно этого типа наш заказчик построил в Турции с использованием западного оборудования, и поэтому суда этой серии он желает получить именно с этой “начинкой”».

Отметим, что ситуация с «турецким» краболовом оказалась довольно неприятной. Немецкий поставщик отказался поставлять двигатели MAN из-за санкций, в итоге пришлось в спешном порядке менять их на финские Wärtsilä.

Таким образом, на остальные суда этой серии будут поставлены именно финские дизели.

При этом вряд ли этот факт стоит объяснять недоверием именно к российской технике. «В данном конкретном случае заказчик прямо объясняет, что единообразное оборудование ему необходимо для повышения уровня ремонтопригодности своих судов», — отметил Першин.

Тем не менее на гражданские суда, сходящие с сормовских стапелей, ставятся преимущественно иностранные двигатели. «Это, прежде всего, агрегаты компании Wärtsilä (Финляндия), Scania, Volvo (Швеция), Yanmar (Япония) и другие», — пояснил Михаил Першин. При этом его завод всегда открыт для конкуренции и различных тендеров, в ходе которых отечественные производители могли бы при желании предоставить аналогичное по качеству и ценам оборудование. «Более того, у нас в приоритете приобретение отечественного оборудования, — отмечает Першин. — Но, к сожалению, пока на российском рынке требуемого оборудования, прежде всего главных двигателей, нет».

По его словам, к 2025 году на предприятии планируется достичь уровня в 50% отечественного оборудования на гражданских судах. И даже есть соответствующая программа — лишь бы заказы на эти суда были стабильны.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иран и Саудовская Аравия: ждать ли союза давних врагов Иран и Саудовская Аравия: ждать ли союза давних врагов

Саудовцы инициируют переговоры с Тегераном

Эксперт
Легкое дыхание: 12 загадок картины Ренуара Легкое дыхание: 12 загадок картины Ренуара

Секреты картины Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт»

Вокруг света
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Кризис – время чудес Кризис – время чудес

Кризис среднего возраста — это время самого расцвета сил

Men’s Health
Занять у клиента Занять у клиента

Российские компании задумались о привлечении денег клиентов на свои счета

Эксперт
Культовый фильм «Основной инстинкт» снова прокате. Зачем смотреть его на большом экране Культовый фильм «Основной инстинкт» снова прокате. Зачем смотреть его на большом экране

В российский прокат вышел «Основной инстинкт»

СНОБ
Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку

Компания «Айсберри» запустила крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого

Эксперт
Фибромиалгия: как Леди Гага, Шинейд О'Коннор и другие живут с постоянной болью Фибромиалгия: как Леди Гага, Шинейд О'Коннор и другие живут с постоянной болью

Что такое фибромиалгия и как с ней живут знаменитости?

Cosmopolitan
Кто победит аферы «звонарей»? Кто победит аферы «звонарей»?

Черный рынок персональных данных в России бурно развивается

Эксперт
Золото бунта: как экс-менеджер Фридмана и Абрамовича управляет компанией Petropavlovsk Золото бунта: как экс-менеджер Фридмана и Абрамовича управляет компанией Petropavlovsk

Основатель компании в СИЗО, производство падает, а конфликт далек от завершения

Forbes
Почему пингвины не летают Почему пингвины не летают

Пингвины кажутся неудачной шуткой эволюции, однако у эволюции нет чувства юмора

Вокруг света
Торт с парфе из облепихи Торт с парфе из облепихи

Облепиха — чудесный шанс сохранить солнечную летнюю энергетику

Weekend
В мини-формате В мини-формате

10 оптимальных решений для маленьких квартир

Добрые советы
Жертва или агрессор: как отказаться от привычной роли в конфликте Жертва или агрессор: как отказаться от привычной роли в конфликте

Как понять, что мы стали заложниками чужого гнева?

Psychologies
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины

За роскошной модой прошлых столетий скрывается немало страшных тайн

Культура.РФ
Для чего беспилотным автомобилям все еще нужны люди Для чего беспилотным автомобилям все еще нужны люди

Где можно найти тень человека в беспилотных автомобилях, если внутри — пусто?

Популярная механика
Цели и личности. Как избавиться от ошибок прошлого и изменить свое будущее Цели и личности. Как избавиться от ошибок прошлого и изменить свое будущее

Отрывок из книги «Гибкая личность» Бенджамина Харди

Inc.
5 типичных ошибок при выборе видеорегистратора: учтите, чтобы не пожалеть 5 типичных ошибок при выборе видеорегистратора: учтите, чтобы не пожалеть

Если вы собираетесь купить видеорегистратор, не повторяйте чужих ошибок

CHIP
«Переработка энергии солнца»: как попасть в Forbes благодаря веганским креветкам «Переработка энергии солнца»: как попасть в Forbes благодаря веганским креветкам

Биологи основали компанию New Wave Food, чтобы спасти мангровые леса

Forbes
Как стать святым и «именем России» Как стать святым и «именем России»

Почему Александр Невский стал главным персонажем пантеона национальных героев?

Дилетант
Как повысить жизненную энергию и получать радость от жизни. Основатель Javapresse назвал 3 необычных способа Как повысить жизненную энергию и получать радость от жизни. Основатель Javapresse назвал 3 необычных способа

Предприниматели переживают взлеты и падения, которые отнимают много энергии

Inc.
Императивы экономики нового Узбекистана Императивы экономики нового Узбекистана

Узбекистан — крупнейшая экономика Центральной Азии

Эксперт
Код bless you. Зачем создатель бота «‎Глаз Бога» строит систему социального рейтинга‎, предсказывает новости и вычисляет эскортниц Код bless you. Зачем создатель бота «‎Глаз Бога» строит систему социального рейтинга‎, предсказывает новости и вычисляет эскортниц

Самый неожиданный герой современного Рунета‎ и его скандальный проект

СНОБ
Стоп-игра Стоп-игра

Наша героиня рассказывает, как ей удалось выбраться из виртуального мира

Cosmopolitan
6 диаграмм о сексе, которые тебя изумят 6 диаграмм о сексе, которые тебя изумят

Как реакция на вкус пива связана с возможностью секса на первом свидании

Maxim
Все побежали, и я побежал… Все побежали, и я побежал…

Бег в нашей стране стал невероятно популярным видом спорта

Psychologies
Фильмы про пришельцев: топ-5 неочевидных картин, где человек сталкивается с неизвестным Фильмы про пришельцев: топ-5 неочевидных картин, где человек сталкивается с неизвестным

Советская психоделика, антикапиталистический памфлет, идеальный хоррор и другое

Playboy
Оценка первого «единорога» в портфеле «Роснано» выросла до $2 млрд Оценка первого «единорога» в портфеле «Роснано» выросла до $2 млрд

Новосибирский производитель графеновых нанотрубок привлек $100 млн инвестиций

Forbes
Неестественный отбор: зачем нужны гендерные квоты Неестественный отбор: зачем нужны гендерные квоты

Работают ли гендерные квоты в мире и в России

Forbes Woman
«…Страдающему от голода и болезней народу России» «…Страдающему от голода и болезней народу России»

Иностранная помощь голодающим в Поволжье в 1921–1923 годах

Дилетант
Открыть в приложении