Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов

ЭкспертБизнес

Сухогрузы ставят на конвейер

Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов проекта RSD59 класса «река—море»

Сергей Куликов

К 2022 году количество сухогрузов проекта RSD59 нижегородского производства будет доведено до 40 единиц. Михаил Солунин/ТАСС

Потребность России в сухогрузах класса «река — море» на ближайшие десять лет оценивается примерно в 270 штук. По оценке Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая выступает заказчиком в том числе и этих судов, российские судостроительные предприятия в состоянии закрыть эту потребность.

По заказу ГТЛК на нижегородском заводе «Красное Сормово» заложили первое судно из крупной серии транспортников проекта RSD59 — весной предприятие выиграло соответствующий конкурс на поставку лизинговой компании 11 этих судов. Общая сумма контракта — 12,87 млрд рублей. Срок его выполнения — 2022 год.

Начало его реализации позволит загрузить мощности на ближайшее время, отмечают на предприятии, входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). С одной стороны, 11 судов — серия крупная, с другой — сормовцы настолько преуспели в оптимизации и повышении производительности труда, что резко сократили сроки строительства.

Сами себе оптимизаторы

С 2017 года сормовская верфь построила уже 29 судов проекта RSD59, это рекорд для российских предприятий.

Суда этого проекта, обладающие хорошей маневренностью и большой вместимостью трюма, предназначены для плавания в прибрежных и внутренних водах России. Они служат для перевозки генеральных (штучных и упакованных) и навалочных грузов, пиломатериалов, круглого леса, металла и металлолома и т. д.

Спрос на них есть: в ГТЛК заявили, что у компании «есть понимание по возможным лизингополучателям судов этой серии, но называть их считаем преждевременным».

Аналогичные сухогрузы строятся и на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (тоже входит в ОСК), однако с нижегородцами по объемам им не сравниться. Возможно, связано это с тем, что на нижегородском предприятии сумели серьезно оптимизировать производство. «Благодаря внедрению производственной системы, отличной организации труда нижегородцы смогли сократить срок нахождения судна на стапеле, что позволило им нарастить выпуск сухогрузов и существенно снизить их себестоимость, сохранив при этом отличное качество и не затягивая сроки», — заявил на церемонии закладки первого судна генеральный директор ОСК Алексей Рахманов.

На предприятии с 2018 года выстраивается производственная система, основанная на принципах бережливого производства. Программа повышения производительности труда рассчитана до 2025 года. В ходе ее реализации удалось сократить срок изготовления днищевой секции судна почти в два раза. Кроме того, оптимизации подверглись склад стали, корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный участок.

Гендиректор «Красного Сормова» Михаил Першин заявляет, что его предприятие сегодня может строить одновременно десять судов, а срок строительства одного сухогруза снижен с девяти до шести месяцев.

Это позволило предприятию побороться и за другие заказы, за выполнение которые оно ранее не бралось: «Красное Сормово» выиграло тендер на строительство серии из пяти судов-краболовов проекта КСП01.

«Конечно, судно-краболов имеет определенную специфику — все-таки это не сухогруз или танкер, к строительству которых мы привычны, — отметил заместитель гендиректора по производству Олег Тюкаев. — Оно более технологично, к тому же здесь будет размещаться полноценная фабрика, которая позволяет отгружать на берег готовую продукцию — крабы». Тем не менее строительство идет по графику первый краболов готов уже на 30%, второй от него немного отстает, третий находится на стадии заготовки металла, а всю пятерку серии планируется сдать заказчику — Северо-Западному рыбопромышленному консорциуму (СЗРК) — в 2025 году.

«Красное Сормово» активно осваивает новую для себя продукцию — краболовы

Кто на новенького

В ГТЛК полагают, что спрос в этом сегменте промышленности сохранится на ближайшие годы, а то и десятилетия. Как отметили в компании, возраст почти 60% судов сухогрузного флота России преимущественно составляет от 27 до 47 лет, а средний достигает 40 лет. Кроме того, в среднем нормативный срок эксплуатации превышен более чем у 80% эксплуатируемых в настоящее время сухогрузов. Ежегодно из эксплуатации выводится около 90 сухогрузов, и, по прогнозам аналитиков, до 2025 года объем выбытия составит до 100 судов в год, а с 2026 года возрастет до 110–130 единиц.

«Текущий объем заказов позволяет перекрыть базовую потребность в новых судах на ближайшие два года, — пояснили “Эксперту” в ГТЛК. — Партнерами ГТЛК является широкий пул российских верфей, которые строят по нашему заказу суда, — это “Красное Сормово”, “Окская судоверфь”, Невский ССЗ, “Нефтефлот” и другие». Качество исполнения, цена и сроки, которые предлагают отечественные производители, ГТЛК в целом устраивают. За исключением одного «но»: «Иногда на производителей сильное воздействие оказывают внешние факторы, которые приводят к задержкам в строительстве». Проще говоря, наши производители по-прежнему серьезно зависят от зарубежных поставщиков, которые в любой момент могут отказать в поставке необходимых комплектующих, ссылаясь на санкции и запрет на поставку продукции двойного назначения.

Тем не менее на строящиеся суда, в том числе те, которые сходят со стапелей «Красного Сормова», ставятся иностранные двигательные установки.

В беседе с «Экспертом» Михаил Першин посетовал, что зачастую ему как изготовителю приходится выполнять пожелания заказчика.

«Взять тот же судно-краболов, на котором процент российского оборудования будет очень низким, — пояснил руководитель завода. — Дело в том, что первое судно этого типа наш заказчик построил в Турции с использованием западного оборудования, и поэтому суда этой серии он желает получить именно с этой “начинкой”».

Отметим, что ситуация с «турецким» краболовом оказалась довольно неприятной. Немецкий поставщик отказался поставлять двигатели MAN из-за санкций, в итоге пришлось в спешном порядке менять их на финские Wärtsilä.

Таким образом, на остальные суда этой серии будут поставлены именно финские дизели.

При этом вряд ли этот факт стоит объяснять недоверием именно к российской технике. «В данном конкретном случае заказчик прямо объясняет, что единообразное оборудование ему необходимо для повышения уровня ремонтопригодности своих судов», — отметил Першин.

Тем не менее на гражданские суда, сходящие с сормовских стапелей, ставятся преимущественно иностранные двигатели. «Это, прежде всего, агрегаты компании Wärtsilä (Финляндия), Scania, Volvo (Швеция), Yanmar (Япония) и другие», — пояснил Михаил Першин. При этом его завод всегда открыт для конкуренции и различных тендеров, в ходе которых отечественные производители могли бы при желании предоставить аналогичное по качеству и ценам оборудование. «Более того, у нас в приоритете приобретение отечественного оборудования, — отмечает Першин. — Но, к сожалению, пока на российском рынке требуемого оборудования, прежде всего главных двигателей, нет».

По его словам, к 2025 году на предприятии планируется достичь уровня в 50% отечественного оборудования на гражданских судах. И даже есть соответствующая программа — лишь бы заказы на эти суда были стабильны.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этапы большого тупи… Этапы большого тупи…

«За экологичными машинами будущее», — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин

Эксперт
Кто человечнее — животные или люди: глава книги Кто человечнее — животные или люди: глава книги

Начало книги Ёко Тавады «Мемуары белого медведя»

Esquire
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Лён, абака и бамбук Лён, абака и бамбук

Особенности монтажа и ухода за натуральными обоями

Идеи Вашего Дома
Пересекай и обогащайся Пересекай и обогащайся

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Эксперт
Актеры, которых выгнали из их же франшиз Актеры, которых выгнали из их же франшиз

Как и почему кинокомпании выкидывали актеров главных ролей из фильмов

Maxim
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
«Эта тропинка казалась знакомой»: необъяснимая история от читательницы «Эта тропинка казалась знакомой»: необъяснимая история от читательницы

Иногда с нами случаются истории, которые невозможно объяснить логически

Psychologies
Карабах: новая пробоина в российской обороне Карабах: новая пробоина в российской обороне

Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном — и успех, и неудача для России

Эксперт
Герпетологи не смогли найти фотографии 781 вида змей Герпетологи не смогли найти фотографии 781 вида змей

Около двадцати процентов всех видов змей не запечатлены ни на одной фотографии

N+1
7 научных причин посадить на даче куст жимолости 7 научных причин посадить на даче куст жимолости

Жимолость растет у многих на дачах. На Западе ее продают как суперфуд

РБК
Как устрицы спасают планету Как устрицы спасают планету

Устрицы могут очищать воду от азота и мелкой взвеси

Популярная механика
«Любовница Сталина»: о чем люди шептались за спиной ударницы Паши Ангелиной «Любовница Сталина»: о чем люди шептались за спиной ударницы Паши Ангелиной

Имя Прасковьи Ангелиной гремело на весь Союз

Cosmopolitan
Самые бесполезные и смешные факты со всего света и за всю историю человечества Самые бесполезные и смешные факты со всего света и за всю историю человечества

Огромнейшее количество фактов, которые заинтересуют любую девушку

Maxim
Темные данные: как IT-гиганты в США добились налоговых льгот на $800 млн Темные данные: как IT-гиганты в США добились налоговых льгот на $800 млн

Как IT-гиганты добились налоговых льгот

Forbes
Как выглядят красавицы-дочери российских звезд: Литвиновой, Голубкиной и других Как выглядят красавицы-дочери российских звезд: Литвиновой, Голубкиной и других

Дочери звезд составляют вполне достойную конкуренцию именитым мамам

Cosmopolitan
Как оставаться желанной для мужа 20 лет: рассказ женщины, которой это удалось Как оставаться желанной для мужа 20 лет: рассказ женщины, которой это удалось

Можно ли 20 лет оставаться самой желанной женщиной для мужа?

Cosmopolitan

Воспоминания о пережитом в Беслане

Cosmopolitan
Планка: 11 эффективных вариантов тренировки Планка: 11 эффективных вариантов тренировки

Планка поможет вам улучшить выносливость, ловкость и гибкость

РБК
Давайте за чистоту Давайте за чистоту

Александр Лебедев о том, как обменял зелень денежных знаков на озеленение Крыма

Robb Report
Палочка о двух концах, или Противоречивая история корицы Палочка о двух концах, или Противоречивая история корицы

Корица и её противоречия

Вокруг света
Строители невидимых путей Строители невидимых путей

Как устроен морской порт

Популярная механика
7 психосоматических причин женского бесплодия 7 психосоматических причин женского бесплодия

Почему статистика бесплодия продолжает расти и что можно сделать

Psychologies
Темная правда о клане Кеннеди: измены, наркотики, трагические смерти и тайны Темная правда о клане Кеннеди: измены, наркотики, трагические смерти и тайны

Семья Кеннеди переживала великие победы и огромные трагедии

VOICE
Вечная молодость: сохранить здоровье и красоту проще, чем кажется Вечная молодость: сохранить здоровье и красоту проще, чем кажется

Как современные технологии помогут нам сохранить здоровье?

Psychologies
Ты что творишь? Ты что творишь?

«Татлер» заглянул в мир художника Евгения Антуфьева

Tatler
Дина Саева: «Хочу стать мировой звездой» Дина Саева: «Хочу стать мировой звездой»

Дина Саева — о приоритетах в жизни, равнодушии к деньгам, отношении к негативу

ЖАРА Magazine
«Благодаря стаканчику мороженого я обрела семью и переехала в Америку» «Благодаря стаканчику мороженого я обрела семью и переехала в Америку»

Бывает, что наша жизнь кардинально меняется тогда, когда этого вовсе не ждешь

Psychologies
Кто зарабатывает на лесных пожарах с помощью вертолетов, спутников и роботов Кто зарабатывает на лесных пожарах с помощью вертолетов, спутников и роботов

Кто помогает тушить пожары и предотвращать их, и почему в России это невозможно?

Forbes
Без моста и кочерги. Пятое поколение Cadillac Escalade Без моста и кочерги. Пятое поколение Cadillac Escalade

Новое поколение Cadillac Escalade разрушает штампы об американских внедорожниках

4x4 Club
Открыть в приложении