Илья Толстой — о яблонях, помнящих Льва Николаевича, и увлеченности
Илья Толстой выпускает яблочный сок под брендом «Ясная Поляна», любит думать о деталях и не любит обращать внимание на свою фамилию. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о независимости и ее цене, усадьбе из детства и роли семьи
Если вы бывали в Ясной Поляне, наверняка помните пышные яблоневые сады, цветущие весной, предлагающие спасительную тень летом и разноцветные яблоки с наливными боками — осенью. По ним хочется бегать босиком, в их сени — лежать в послеобеденной дреме, никуда не торопясь, или поджидая часа свидания. Для гостей усадьбы все это — скорее помноженные на сюжеты из русской литературы мечты, а вот для Ильи Толстого — основателя компании, производящей соки и другие продукты под брендом «Ясная поляна» и сама усадьба, и этот сад — место, в котором он провел все детство, юность и которое однажды вдохновило журналиста и продюсера на создание собственного бизнеса. Оказалось, что искать где-то там за горизонтом совсем не нужно, ведь все, что нужно, нашлось прямо дома в саду. Кстати, прогуляться по нему, а вместе с тем испить сока можно будет во время театрального фестиваля «Толстой», который пройдет в Ясной Поляне с 3 по 5 сентября.
— Давайте начнем с вопроса общего, но, возможно, наболевшего. Каково это — быть независимым брендом в России сегодня?
— Думаю, тут в основном большие плюсы: ты ни от кого не зависишь и можешь выстраивать свой бренд так, как считаешь правильным. Мы сейчас собираемся открывать свое производство и моя первоначальная идея была в том, чтобы уйти от классического формата завода. Для всех завод — это что-то большое, немного страшное, громоздкое, где происходят процессы переработки и получения какого-то продукта и где, возможно, не всегда думают о тех, кто там работает, а наша затея — сделать максимально домашний завод с классными условиями для всех людей, чтобы они хотели туда приходить и понимали, что они часть команды, что мы делаем одно дело. Может быть, это звучит банально, но это большая задача. То же — и с подбором персонала, команды, потому что хочется, чтобы это были люди с горящими глазами, чтобы они хотели развиваться и заниматься этим. Мне кажется уместным в этом контексте сравнение с семьей, потому что именно так я себе и представляю отношения внутри команды. И хочется, чтобы люди понимали, что мы предлагаем учиться и расти вместе, вместе все переживать. В общем-то, как в семье и происходит. Да, сейчас мы небольшой стартап, но мне кажется, что сейчас время именно таких маленьких независимых брендов. Это то, что сейчас нужно новому поколению. Все меняется, и люди даже перестают ездить в «Ашан» и закупаться впрок, как это было раньше, они предпочитают какие-то маленькие домашние магазины, где можно выбирать. И здорово, когда в эти маленькие домашние магазины независимые бренды напрямую привозят свои продукты. Есть сейчас такая тенденция, и мне она, конечно, очень нравится. А еще мы не просто так встретились в кафе «Энтузиаст». Для меня очень важно было, где мы будем общаться. Это тоже некое продолжение ценностей бренда. И вот мы в моем любимом кафе, в нем круто все, начиная с людей, делающих это место. Здесь можно купить наши соки, и я всегда очень рад, когда ребята делают дозаказ.
— Если говорить не только с точки зрения ценностей, но и бизнеса, подход этих новых поколений с маленькими магазинами, вниманием к деталям уже действительно заметен? Или все-таки в производстве остается то самое советское наследие с большими заводами и особенностями в коммуникации?
— Меняется все действительно не по щелчку, еще очень много остается больших компаний со своими подходами, с которыми я постоянно сталкиваюсь, когда, допустим, нужно покупать стеклянную тару для продукта. Очень жаль, что нет альтернативных независимых.
— А вы пытаетесь их переубедить, внедрить свой подход?
— Это не очень хорошо получается и нет смысла переубеждать крупные компании. Чаще всего я сталкиваюсь с тем, что им все равно. Мы для них маленький клиент, и они сразу дают понять, что, в принципе, без нас прекрасно справятся. Я пытался что-то объяснять, что мы новая компания, что у нас есть идеи, предложения, что да, возможно, придется на что-то потратить больше времени, а не пойти стандартным путем, но это окупится для всех. И все-таки большие компании почти никогда не заинтересованы в этих нестандартных схемах и подходах. Я был бы рад, если бы были какие-нибудь маленькие бренды, которые делают, скажем, стеклянные бутылки, я бы точно работал с ними, потому что мы лучше друг друга понимаем, можем друг друга поддерживать и потому что у нас общие ценности. А у этих компаний свои ценности, я не говорю, что они плохие, просто они так привыкли работать и не все хотят меняться.
— Кем себя чувствуете? Генеральным директором, энтузиастом, отцом-основателем?
— Крестным отцом сока прямого отжима. (Смеется.) Если серьезно, то я такой человек, который делает все сам. Я фанат контроля, потому что действительно очень люблю этот бренд и то, чем я занимаюсь. Поэтому много уделяю внимания тому, где мы стоим, где находятся наши продукты, разделяют ли эти места наши ценности. Не ощущаю себя генеральным директором, я просто фронтмен своей компании и автор идеи, который рассказывает о ней и о наших ценностях. Мне нравится придумывать простые вещи. Например, я бы хотел собрать друзей из классных мест вроде «Энтузиаста», ТОТО и «Круглый Шар» и предложить всем вместе поехать в Ясную Поляну, устроить пикник в яблоневом саду с какой-нибудь камерной музыкой. И просто, в первую очередь, классно провести время. Я стараюсь следовать этому подходу всегда, поэтому для меня действительно очень важный момент — места, где мы присутствуем, и думаю, что буду стараться максимально до конца продавать, скажем, продукты в таких местах напрямую, буду ходить и договариваться сам.