Как устроена индустрия световых шоу и инсталляций

Популярная механикаСобытия

Сила света

Текст: Александр Грек

Если вам за сорок и 6 сентября 1997 года вы были в Москве, то наверняка помните грандиозный концерт, посвященный 850-летию столицы, – тогда пионер электронной музыки Жан-Мишель Жарр на Воробьевых Горах показал светомузыкальное шоу Oxygen. По официальным данным, его посетило 3,5 млн зрителей, по неофициальным – около 5 млн. Все, кто мог передвигаться на своих ногах, были там.

«Я могу назвать тот концерт одним из важнейших в своей жизни, – вспоминал музыкант. – Я играл перед тремя с половиной миллионами людей! Когда выступаешь перед такой огромной аудиторией, где бы ты ни находился, это невероятно. Но в России было вообще что-то безумное, неописуемое. Полученные эмоции можно сравнить с тем, каким мог бы быть концерт разве что на Луне!»

Юный Александр Ус тогда приехал с друзьями пораньше, расположился недалеко от главной башни и наблюдал вблизи весь процесс подготовки шоу, пультовую установку и работу невиданных гигантских слайдовых диапроекторов, которые и проецировали изображения на главный корпус МГУ. В приборах присутствовала хитрая механика, позволяющая «оживлять» слайды, создавая иллюзию движения – проплывающих рыб, падающих капель дождя.

Большинство людей, пришедших в индустрию светоинсталляций, точкой отсчета называют концерт на Воробьевых горах. Но понимание, что свет – нечто, что может гипнотизировать, парализовать, полностью менять атмосферу вокруг, пришло к Александру немного позже – на выступлении Ильи Лагутенко с электронным перформансом в клубе «Гауди» в начале 2000-х. В какой-то момент концерта включили «джараги» (JARAG) – флеш-панели, создающие желтый ламповый свет. «И он ударил мне по глазам, – вспоминает Александр. – Я встал, как парализованный светом фар олень. Был поражен настолько, что артист на ходулях попытался увести меня от моей девушки – она выловила меня уже где-то под его плащом. Я до сих пор не нахожу дна у этой темы: ничто так не меняет пространство в мире, как свет».

Ничто так не меняет пространство в этом мире, как свет. Ты находишь заброшенный завод, ставишь пару прожекторов, включаешь лазер, пускаешь дым – и создаешь магию. Александр Ус основатель и креативный директор компании Sila Sveta, одной из самых крупных компаний мира, занимающихся световыми, видеои аудио инсталляциями.

Залетные

«В индустрию мы буквально залетели, причем как-то сбоку: я не получал специального образования, не искусствовед и не световик, – говорит Александр. – Мы с товарищами шли по наитию, были страстно увлечены тем, что делаем. Нас словно на крюке тащил интерес проецировать большие изображения: казалось, что это очень круто – менять здания одним нажатием кнопки».

В 2005 году знакомый предложил поработать с китайским прибором HOPS (Huge Outdoor Projection Systems), сделанным по принципу тех же проекторов, что и у Жан-Мишеля Жарра, но гораздо проще. Слайды были, конечно, не обычные – такая большая бобина с цветной пленкой. Пленка от мощных ламп горела, пришлось на военном заводе раздобыть специальное жаропоглощающее стекло, которое использовалось при производстве танков. Но еще до этого стекла пришлось пройти огромный путь проб и ошибок. Например, автоматика китайских проекторов строилась на магнитных переключателях. Чтобы они сработали, приходилось в нужном месте гигантского слайда приклеивать небольшой кусок разрезанной жестяной банки. И не каждая банка подходила.

В один прекрасный день машины наконец заработали, и друзья начали их продавать. Однако приборы регулярно ломались, их приходилось ремонтировать. Однажды по незнанию Ус продал несколько штук бандитам – в итоге едва удалось избежать физического насилия. Приятели решили завязать с продажей и сосредоточиться на том, ради чего они пришли в этот бизнес, – создании шоу. К 2006 году они научились объединять слайдовые проекторы в «стаи» и светить на здания.

Ручная работа

«Мы начали мотаться по городам с нашими проекторами – и оказались в нужное время в нужном месте. Все сложилось очень удачно, – вспоминает Александр. – Это сейчас появились мультимедиахудожники, которые владеют разными технологиями, знают все про свет, проекцию, видеоконтент, лазеры и stage design, "сбивают" их в какую-то форму. Но 15 лет назад такого понятия, как мультимедиаарт, не было».

Больше всего друзьям нравилось «оживлять» архитектуру, накладывая изображения на стены. Начинали с аналоговых слайдовых проекторов, по большей части это была ручная работа. Приборы перед зданиями расставлялись под разными углами – надо было понять, как исказится картинка, и скорректировать ее. Когда светишь сбоку, кадр меняет соотношение сторон, растягивается в трапецию. Чтобы скомпенсировать искажение, требовалось сфотографировать здание с того ракурса, с которого будет смотреть зритель, в фоторедакторе наложить фото на слайд и сжать кусок изображения в обратную сторону трапеции – то есть сделать отрицательную трапецию. «В это время нас воспринимали как безобидных чудаков: хотят посветить – да ради бога», – смеется Александр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Лиля Frutti Лиля Frutti

Блогер-мама Лиля Frutti — что сейчас представляет собой российская блогосфера

ЖАРА Magazine
Гонка за орбитальный кинематограф Гонка за орбитальный кинематограф

Зачем снимать кино в космосе, если есть компьютерная графика?

Популярная механика
Склонность упорядочивать объекты слева направо оказалась не врожденной Склонность упорядочивать объекты слева направо оказалась не врожденной

Склонность упорядочивать объекты слева направо не врожденная особенность

N+1
Лучше, чем жизнь Лучше, чем жизнь

Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино

Популярная механика
Мурашки по коже: как Синди Кроуфорд создала косметический бренд стоимостью $400 млн Мурашки по коже: как Синди Кроуфорд создала косметический бренд стоимостью $400 млн

Синди Кроуфорд обеспечила своей компании выручку $100 млн ежегодно

Forbes
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Ученые подсмотрели за циркуляцией воды в резуховидке Ученые подсмотрели за циркуляцией воды в резуховидке

Как происходит циркуляция воды в растении в режиме реального времени

N+1
Сила слова Сила слова

«Искусственный интеллект нужен человеку» – сообщил нам искусственный интеллект

Популярная механика
Они точно люди? 5 гонщиков, слишком быстрых для Homo sapiens Они точно люди? 5 гонщиков, слишком быстрых для Homo sapiens

Феноменально упорные и невероятно везучие гонщики

Вокруг света
Ускользающие инопланетяне Ускользающие инопланетяне

Новая шкала инопланетных цивилизаций

Популярная механика
«Никогда не занимайся этим по утрам!» и другие советы из самого древнего руководства по сексу «Никогда не занимайся этим по утрам!» и другие советы из самого древнего руководства по сексу

Эта книга на 500 лет старше хваленой «Камасутры»

Maxim
Очень тяжелые носители Очень тяжелые носители

Прототипы будущей сверхтяжелой ракеты Starship продолжают испытания

Популярная механика
Анна Щербакова: «Своя дорога — та, что по душе» Анна Щербакова: «Своя дорога — та, что по душе»

Если не достиг желаемого результата, проблему нужно искать в себе

Караван историй
Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

Технологии стелс у российских Су-57, китайских J-20 и американских NGAD

Популярная механика
Чем она лучше Беллуччи? История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки Чем она лучше Беллуччи? История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки

Тина Кунаки и Венсан Кассель

Cosmopolitan
Строители невидимых путей Строители невидимых путей

Как устроен морской порт

Популярная механика
В Китае слоны атакуют жилые поселения. Это серьезная экономическая и экологическая проблема В Китае слоны атакуют жилые поселения. Это серьезная экономическая и экологическая проблема

Бродячее стадо слонов атакует китайские общины в провинции Юньнань.

Популярная механика
Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
Считаем калории при беременности: сколько необходимо? Считаем калории при беременности: сколько необходимо?

Как рассчитать потребность в калориях во время беременности

9 месяцев
Боевой друг Боевой друг

Что принципиально нового можно сделать с АК?

Популярная механика
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений» 10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

В картинах благоверного католика Босха зашифрованы убеждения тайного еретика

Вокруг света
Мастер мира Мастер мира

VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности

Популярная механика
Попа Дженнифер Лопес, Урюпинск и еще 6 вещей, о которых все слышали, но мало кто видел Попа Дженнифер Лопес, Урюпинск и еще 6 вещей, о которых все слышали, но мало кто видел

Вот тебе статья о вещах, что у всех на слуху, но не у всех на виду

Maxim
Водородный разворот Водородный разворот

Как устроена водородная энергетика и чем «водоробус» лучше электробуса

Популярная механика
Как подростки: звезды, которые выглядят гораздо моложе своего возраста Как подростки: звезды, которые выглядят гораздо моложе своего возраста

Взглянув на этих знаменитостей, можно подумать, что время для них остановилось

Cosmopolitan
Андроид-чемпион Андроид-чемпион

Как роботы защищают честь российского футбола

Популярная механика
Русская Жанна д’Арк: как Мария Бочкарева создала женский батальон смерти Русская Жанна д’Арк: как Мария Бочкарева создала женский батальон смерти

Мария Бочкарева одна из первых русских женщин-офицеров

Forbes
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Каким получился новый роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.» Каким получился новый роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.»

Почему поздний Пелевин оказался созвучен депрессивному 2021 году

РБК
Открыть в приложении