Стройка встала на свой фундамент
Российская стройиндустрия почти на сто процентов обеспечена отечественными материалами, но в некоторых нишах — в основном в отделочных материалах — еще есть место для желающих инвестировать
В строительной индустрии процесс импортозамещения в целом завершился — таково общее мнение многих девелоперов и экспертов.
Начались эти сдвиги в 2014 году, когда из-за девальвации рубля строительные компании стали искать возможности сократить издержки на закупки стройматериалов и логистику и перейти на российский продукт. Кроме того, на государственном уровне был взят курс на импортозамещение, а производители стройматериалов благодаря низкому курсу национальной валюты начали наращивать экспортные поставки. Сегодня девелоперы говорят, что после 2014 года у многих исчезли «притязания» на использование импортных отделочных материалов.
Что касается базовых стройматериалов (цемент, бетон, кирпич, серийные ЖБИ, стеновые бетонные блоки и др.), то здесь никогда и не было существенного присутствия импортной продукции.
В инвестиционно-консалтинговой компании «СМ Про» приводят такие данные: доля импорта строительных материалов в РФ в потреблении — от нуля до 10% в зависимости от позиции. К примеру, в 2018 году ввоз цемента в Россию сократился на 24%, до 1,5 млн тонн. Основные поставщики цемента в РФ (85% всего импорта) — Белоруссия и Казахстан. Доля импортного цемента в общем объеме потребления составила 2,9%. По железобетонным изделиям и конструкциям доля импорта составила 0,6%, по теплоизоляционным изделиям — 1,8%, по стеклу — 10% (при доле экспорта около 30%). Аналитики «СМ Про» считают, что по всем базовым материалам в стране достаточно мощностей для удовлетворения потребности строительной индустрии до 2025–2030 годов и для выполнения планов, обозначенных в «Стратегии развития отрасли строительных материалов». Согласно стратегии, доля ввоза в страну базовых стройматериалов должна снизиться до 2,5% в 2020 году (в 2018-м она составляла 2,7%).
Например, на рынке изоляционных строительных материалов импортозамещение, по мнению Сергея Колесникова, совладельца компании «Технониколь» (производит разные виды изоляции и кровли), произошло уже десять лет назад. В сегменте монтажной пены российские производители буквально за последние два-три года сумели добиться паритета с импортными продуктами. «Пока значительная доля импорта сохраняется в строительной химии, но ситуация начинает выравниваться», — говорит эксперт.
Девелоперы — за российское
В промышленном строительстве и в мостостроении импортных материалов используется очень мало. В компании «Мостотрест», к примеру, отмечают, что с импортными материалами вообще не работают. Большинство девелоперских компаний тоже утверждают, что в их проектах доля зарубежных компонентов совсем невелика. Так, у группы ПИК для проектов жилья стандарт-класса в деньгах она измеряется десятыми долями процента; по словам Татьяны Рыбкиной, директора по закупкам и тендерам ГК «Самолет», в денежном выражении доля импорта не более 3–5% (компания строит жилье прагматик-класса и объекты социальной инфраструктуры). Директор по стратегическому развитию ГК ФСК Павел Брызгалов добавляет, что работа с российским производителем позволяет иметь гарантию поставки материалов или оборудования на стройку в срок, а также фиксировать цену поставки — с валютными контрактами из-за нестабильности курсов валют это всегда проблематично.
В эти несколько процентов импорта входит то, чего в России найти не удается, рассказывают в ГК «Самолет», например смесители для раковин и ванн, запорная арматура. Компания использует китайскую запорно-регулирующую арматуру: «Пока мы не видим, каким российским продуктом это можно заменить за те же деньги».
Со строительством жилья бизнес-класса ситуация уже другая, но многое зависит от девелопера. По словам Ильи Тищенко, главного инженера ООО «ПИКПроект», в таких проектах у компании доля импорта в материалах достигает 50% в натуральном выражении (до 20% стоимости всех материалов). «В данном случае мы используем зарубежное инженерное оборудование, импортные материалы отделки фасадов и внутреннего убранства, так как именно материалы определяют принадлежность жилья к определенному классу, — говорит г-н Тищенко. — Мы закупаем электрику и сантехнику импортных брендов, но только потому, что потребители этого ожидают, хотя и российские бренды в этом сегменте вполне конкурентоспособны». Например, уточняет Илья Тищенко, раньше считалось, что в строительстве можно использовать только импортные трубы. «Мы протестировали и применяем в проектах ПИКа отечественные аналоги, сравнимые по качеству с образцами зарубежных производителей», — говорит он.
Весьма активно девелоперы работают с продукцией, произведенной на территории РФ международными компаниями, открывшими у нас свои заводы. В проектах ГК «Самолет» она составляет примерно 10–15% в денежном выражении, на нее приходится 60% систем жизнеобеспечения зданий (в том числе насосная группа, котельное оборудование). ГК ФСК закупает у локализованных в России международных компаний в основном ответственное инженерное оборудование (насосы, лифты и т. п.), отделочные материалы и столярные изделия (плитка, сухие строительные смеси, утеплитель, оконный профиль и т. д.).
Локализация международных брендов в России вошла в активную фазу еще в начале 2010-х годов. По сухим строительным смесям и гипсокартону с тех пор удалось почти полностью вытеснить привозную продукцию. Так, производство стройматериалов «Кнауф» локализовано в России почти на 90%, рассказали в компании.
Сами себе производители
Чтобы оптимизировать затраты, некоторые девелоперы (пока немногочисленная группа) стали сами производить часть стройматериалов, а кто-то делал это всегда и даже стал заметным участником рынка. Например, группа ЛСР, которая работает и на свои нужды, и на внешний рынок, российским покупателям поставляет нерудные материалы, а на экспорт — кирпичную и клинкерную продукцию (компания выпускает 4,5 млн штук условного кирпича в год). Группа ПИК делает часть стройматериалов под свои потребности, но только если видит в этом экономическую целесообразность. Например, изоляционные материалы, в частности минеральную вату, компания посчитала более выгодным закупать у российских производителей. В конце 2017 года ПИК запустила производство сантехнических кабин.
«Отдельная ситуация, когда сложившегося рынка в России нет, а нам необходимы определенные материалы, в основном связанные с отделкой — внутренней или фасадной, — рассказывает Илья Тищенко. — В этом случае мы запускаем пилотный проект с использованием импортных материалов, а потом предлагаем российским производителям сделать аналогичный продукт для ПИК, скорректировав технологию».
Однако, отмечает г-н Тищенко, есть уникальные вещи, производство которых в России никто не собирается развивать: «Мы не можем выступать в этом случае отраслеобразующим драйвером, поскольку объем закупок таких эксклюзивных материалов (соединений проводов, автоматики) невелик. Не зависеть от курса валют и колебаний стоимости продукции — прекрасно, но если мы не можем обеспечить рынок высококачественными материалами и не можем создать достаточный спрос на них внутри страны, мы останемся в импортных комплектующих».
В отделке нужно подтянуться
Еще когда в 2014 году произошел разворот к импортозамещению, было понятно, что полностью заменить импорт невозможно даже в перспективе нескольких лет — например, по некоторым видам отделочных материалов, которые в стране хотя и производят, но их качество не соответствует стандартам объектов выше экономкласса. По данным Михаила Баженова, партнера PwC, несмотря на существенное сокращение импорта за последние пять лет в таких категориях, как обои, ламинат, керамическая плитка, присутствие зарубежного продукта может достигать 40–50%. В ценовом диапазоне выше среднего и премиум стабильно высока доля продукции из Европы, а российская наиболее конкурентоспособна в низком и среднем ценовых диапазонах. Однако в нижнем сегменте сильна конкуренция со стороны стран СНГ и Китая.
В целом, по мнению Сергея Колесникова из «Технониколь», в отделке, особенно дорогой, российские производители представлены пока слабо, и это неплохая ниша для инвестиций.
Но ситуация постепенно меняется: за последние пять лет в стране более чем в полтора раза увеличились мощности по производству ламината, включая локализацию иностранных компаний.
Производство керамической плитки с 2014 года тоже проделало большой путь: появилось больше десятка производителей, которые не только обеспечивают российский рынок, но и экспортируют продукцию. Сегодня загрузка мощностей по выпуску керамики превышает 80%. По данным Михаила Баженова, за последние пять лет более чем в полтора раза увеличились объемы экспорта плитки, и сегодня около 15% выпуска уходит за рубеж.
Что касается стекла, то в последние годы в России появились десятки заводов, выпускающих стекло по флоаттехнологии, энергоэффективные, низкоэмиссионные виды стекла. По данным Минпромторга, в 2017 году Россия экспортировала стекла в шесть раз больше, чем импортировала.
Развивается и деревообработка — в этом сегменте особенно быстро растет экспорт.
Завод финской деревообрабатывающей компании UPM в Чудово Новгородской области в ближайший год существенно увеличит производство — до 155 тыс. кв. м фанеры, большая часть продукции экспортируется. Как рассказывает Александр Тоцкий, директор UPM по продажам фанеры в России и странах Балтии, в ближайшие два-три месяца в Чудово будет запущено производство инновационной фанеры, не подверженной эффекту коробления, то есть поверхность бетона уже после первой заливки не будет нуждаться в дальнейшей шлифовке.
Увеличивает экспорт и лесозавод «Судома» (производит пиломатериалы для строительной и мебельной отраслей, в том числе термообработанные, строганые и брашированные; объем производства — 150 тыс. кв. м в год, инвестор завода — холдинг GS Group), 90% продукции которого уходит за рубеж. Завод выпускает в числе прочего довольно редкую для российского рынка продукцию — термомодифицированную древесину, которая широко применяется в Европе с конца XX века, но у нас остается относительно новым материалом. Крупнейший поставщик такой древесины на мировой рынок — Финляндия. Особенность в том, что доска в этом случае обрабатывается без химического воздействия, под паром при высокой температуре. Как рассказал гендиректор лесозавода «Судома» Дмитрий Зверьков, на европейском рынке такая древесина в моде, ее применение увеличивается на 10% в год, хотя пока она занимает лишь 0,4% рынка пиломатериалов. Российский же рынок еще более ограничен. Кроме «Судомы» в России не более 15 производителей таких материалов, выпускающих в общей сложности 10–15 тыс. кв. м в год. Однако большая часть термомодифицированных пиломатериалов по-прежнему импортируется из Финляндии и стран Балтии. «Судома», по словам Зверькова, видит потенциал импортозамещения в России, однако сейчас выгоднее экспорт. «При сопоставимом с теми же финскими и прибалтийскими производителями уровне качества мы можем предложить привлекательные цены, — говорит Дмитрий Зверьков. — Наши заказчики — преимущественно европейские компании. Большой интерес есть и со стороны азиатского рынка».
Впрочем, беглый взгляд на рынок деревообрабатывающей продукции, стекла и керамической плитки показывает, что активно экспортируют материалы в основном локализованные в России иностранные бренды.
Строить по-новому
Появляются в стройиндустрии и относительно новые материалы. Продолжает развиваться, например, рынок изоляционных материалов, где постепенно отвоевывают долю сэндвич-панели и теплоизоляционные плиты из полиуретана — ППУ (разновидности такого материала — PUR и наиболее распространенный огнестойкий материал PIR). Преимущества пенополиуретана — самая низкая теплопроводность по сравнению с другими материалами, рассказывают в компании «Профхолод» (один из крупнейших производителей на этом рынке): 100 мм пенополиуретана держат тепло или холод так же, как 260 мм минеральной ваты или 1,68 м кирпича. Из таких панелей строятся промышленные здания, автомойки, фермы, коровники, свинарники. Но основное применение панелей с ППУ — холодильные камеры в ресторанах.
Однако на этом рынке объемом 9 млн кв. м в год присутствует импорт, точную долю которого назвать трудно, потому что, как объясняет Алексей Горохов, руководитель Национальной ассоциации производителей панелей из ППУ, по таможенной статистике все пористые материалы идут под одним кодом. Впрочем, важнее то, что российский продукт конкурентоспособен в мире: по оценкам ассоциации, до 5% производимых панелей с ППУ продается за рубеж, и эта доля может вырасти до 15%. Ассоциация участвует в ведомственном проекте Минпромторга, который направлен на снижение импорта до нуля и увеличение экспорта более чем в 15 раз в натуральном выражении.
Есть позитивные тенденции и в обеспечении производства ППУ российской сырьевой базой. «Пенополиуретан — высокотехнологичный продукт, в котором до 12 компонентов, — рассказывает г-н Горохов. — И большинство из них мы за последние годы научились производить в России». Компания «Профхолод» планирует организовать свое производство сложных полиэфиров, а до этого уже установила оборудование для самостоятельной формуляции полиуретановых систем. По данным Алексея Горохова, еще несколько компаний готовятся перейти к самоформуляции.
Новые тенденции в строительстве приходят в Россию прежде всего из Европы — это, к примеру, технологии энергоэффективного строительства. В этом русле на рынке появились предложения сэндвич-панелей с солнечными батареями. «В Европе уже сложился рынок таких панелей, — рассказывает Илья Лыков, основатель компании Neosun Energy, которая изготавливает и продает их, работая в основном на рынках Ближнего Востока и Африки.
Другая тенденция, тоже идущая в Россию из Европы, — модульное строительство. По словам Армена Миракяна, гендиректора ГК «Прозрачный мир», из модулей в Европе строится уже 30% всех зданий. «Блоки» для строительства зданий выходят с заводов готовыми уже на 95%: в них вмонтированы инженерные коммуникации, сантехника, тепловое оборудование, присутствует даже отделка. Модули изготавливаются одновременно с проведением строительномонтажных работ на площадке, в результате экономия времени по сравнению с типовыми проектами может достигать 50%. Капитальное модульное здание можно возвести за срок от четырех месяцев. По данным Армена Миракяна, в России по модульной технологии в последние годы построили 14 крупных социальных объектов, в среднем по 18 тыс. кв. м каждый, — но из модулей, которые привезли из Германии и Турции. «Прозрачный мир» тоже начал делать модули у себя на производственных базах в Твери и Симферополе. Понятно, что у модульного строительства есть ограничения — например, высотность зданий не более 12 этажей, но свою нишу оно может найти. Хотя пока скорее в инфраструктурном строительстве, потому что россияне не очень готовы покупать модульное жилье и не доверяют «высокой скорости» монтажа.
График 1. Производство бетона, ЖБИ и минваты
График 2. Производство кирпича
График 3. Производство стекла
График 4. Производство цемента
График 5. Загрузка мощностей по производству строительных материалов, 2018 г.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl